Тверским читателям представили самые интересные книжные новинки июня

Тверским читателям представили самые интересные книжные новинки июня
фото: Цензор.НЕТ

Только что вышел новый роман о норвежском сыщике Харри Холе – роман Ю Несбе «Нож». Это уже, вообразите, двенадцатая книга в этом цикле! И каждый раз Несбе предлагает нам увидеть своего героя в каких-то невероятно сложных, критических обстоятельствах. Вот и «Нож» начинается со сцены, когда Холе просыпается с похмелья и пытается вспомнить, чем он занимался вчера. Но это еще не кризис, кризис начнется позже. Холе два месяца назад расстался с женой. Почему его семейная жизнь закончилась так – узнаете в самом конце романа. Харри Холе теперь борется с собой, когда видит телефон – позвонить Ракель, не позвонить? А если она не возьмет трубку? И вскоре он узнает чудовищную новость: Ракель найдена мертвой в своем доме. А самому Холе по регламенту норвежской полиции запрещено заниматься расследованием, поскольку он близкий родственник погибшей. И ее сыну Олегу, который по примеру Харри Холе теперь учится в полицейской академии, тоже нельзя заниматься расследованием. Но кто сможет остановить Харри Холе, который уверен, что убийство жены – это месть одного из тех, кого сыщик отправил за решетку?

***

Роман о норвежском сыщике уже заведомо станет бестселлером, чего нельзя сказать о книге Алеси Казанцевой «Режиссер сказал: одевайся теплее, тут холодно». Молодой неизвестный автор, первая книга, к тому же написанная «по мотивам» блога, который Алеся вела несколько лет. Поскольку почти вся ее жизнь была посвящена работе, она о работе в блоге и писала. А работала она помощником режиссера на съемочной площадке. И описывала закулисную жизнь нашего кино с таким потрясающим юмором, что поклонниками ее блога стало большинство нашего киношного бомонда – от актера Константина Хабенского (который появляется в книге как одно из действующих лиц) до телеведущей Юлии Меньшовой. Истории вроде бы обычные: всякие накладки на съемочной площадке. Но рассказывает Алеся о них с такой иронией, таким искрометным юмором и нескрываемой симпатией, что это делает ее книгу одной из лучших премьер лета. Конечно, на самом деле в книге Алеси Казанцевой можно увидеть еще один вариант истории про золушку, которая приезжает из провинции (в случае Казанцевой – из Барнаула) покорять столицу. В современной литературе сложился целый жанр, живописующий похождения провинциалок в Москве – вспомним хотя бы нашумевший цикл книжек о Манюне. Но Алеся Казанцева берет тем, что не ноет, не жалуется на судьбу, не шлет проклятия высокомерным и равнодушным столичным жителям. Нет, она радуется жизни, рассказывая байки и анекдоты о своей жизни и работе – легкие, афористичные, изящные, ненавязчивые и вместе с тем настолько уморительные, что невозможно удержаться и пересказать их всем своим знакомым. Прекрасная книжка, одновременно лиричная, смешная и трогательная.

***

Начались летние каникулы – и самое время почитать книгу о том, какой литературой пичкали наших бабушек и дедушек. Вышла книга Евгения Штейнера «Что такое хорошо. Идеология и искусство в раннесоветской детской книге». О советской детской литературе в последние годы стали писать довольно часто. Книги для детей занимают первое место по ассортименту и популярности, а как с этим обстояло дело сто лет назад, после установления советской власти? Евгений Штейнер решил подойти к этой теме с несколько неожиданной стороны. Он тщательно изучил внешний вид советских книг для детей. Исследовал их визуальное оформление, восстановил имена художников, проследил, какие тенденции дореволюционного искусства перекочевали на страницы книг, адресованных пионерам и школьникам. Тщательно изучил образы положительных героев – почему в советских книгах они изображались (на картинках) именно так, а не иначе. В результате получилось великолепное и занимательное исследование – не столько даже про детскую литературу, сколько про советскую культуру 1920-30-х годов. Детская литература являлась частью глобальной пропагандистской машины, целью которой было учить подрастающее поколение принципам политической экономии и социалистического взгляда на мир. Поэтому героями детских стихов становились тракторы и станки, а для детских игр предлагалось разучить вот такую частушку: «На пригорке ив жил да был Кооператив, с ним жила его сестричка – Веселуха-Смычка». Нынешним детям невозможно объяснить, почему трактор может становиться героем сказки и кто такая «Веселуха-Смычка», а вот для взрослых читателей книга Евгения Штейнера позволит увидеть книжки, которые мы еще помним по детству, совсем с другого ракурса.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27 от 26 июня 2019

Заголовок в газете: Возвращение сыщика, тайны кино и детские книжки советской эпохи

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру