Царь балалайки и создатель детского хора: как тверские в музыке след оставили

Царь балалайки и создатель детского хора: как тверские в музыке след оставили
Василий Андреев

Оказывается, уроженцы нашего региона причастны к возрождению музыкального инструмента, который во всем мире ассоциируется исключительно с Россией, а также к созданию первого детского хора на телевидении.

Самый русский инструмент

Балалайка в своей мировой славе уступает только русской матрешке, но матрешка, как известно, изобретена в Японии, а вот балалайка – наша, родная, никому не отнять. Русский царь Александр III считал ее настолько важным инструментом, что ввел в армии «боевые балалайки», которые выдавались каждому взводу для поднятия боевого духа. И, конечно, как не вспомнить «царя русской балалайки» Василия Андреева – нашего земляка, уроженца Бежецка.

«Царь балалайки» Василий Андреев и царь Александр III, кстати, были друзьями. По предложению Андреева российский император оплатил поездку ансамбля народных инструментов Андреева на знаменитую Парижскую выставку в 1893 году – именно тогда Европа впервые услышала балалайку и поистине влюбилась в этот незатейливый струнный инструмент. Изысканные парижские модники ломились на концерты русских виртуозов. Поскольку журналисты не знали слова «балалайка», в газетах этот инструмент называли «крестьянской гитарой».

Если бы не Андреев, никто бы и не знал, что такое балалайка. Сложно поверить, но этот инструмент на Руси был запрещен еще Иваном Грозным – он считал его принадлежностью скоморохов, бродячих артистов, которые в ту эпоху активно искоренялись властью и церковью. Считается, что запрет снял Петр Первый, но официальным музыкальным инструментом балалайка так и не стала. Ее задорный тембр уже подзабыли на Руси, когда выходец из семьи бежецких купцов Василий Андреев решил возродить народное звучание.

В 1882 году молодой Андреев отправился в Петербург, где обратился к самому известному мастеру по изготовлению струнных музыкальных инструментов Иванову. Андреев привез чертежи и эскизы, изготовленные им собственноручно. И придирчиво следил за тем, чтобы мастер создал «идеальную балалайку» - одновременно простую в изготовлении, что позволяло наладить массовый выпуск, и уникальную по музыкальному строю. Первая балалайка, правда, получилась весьма дорогой: с врезными ладами из слоновой кости, корпусом из горного клена и грифом черного дерева.

Бежецк по праву считается столицей балалайки, ей даже установлен там оригинальный памятник. Фото: tverlife.ru

Василий Андреев создал первый ансамбль русских народных музыкальных инструментов, и именно благодаря ему крестьянская балалайка впервые зазвучала на концертной сцене. Успешные сольные выступления Андреева на обновленном инструменте вызвали небывалый отклик общественности и способствовали невероятному росту популяризации балалайки. В музыкальные мастерские посыпались заказы на изготовление балалаек, и здесь нельзя не упомянуть двух петербургских мастеров – Пасербского и Налимова, которые, пользуясь чертежами Василия Андреева, изготовили усовершенствованную версию русской балалайки, какой она и дожила до наших дней. А еще мастера по заказу Андреева сконструировали целое семейство инструментов по подобию скрипичного квартета. Все они были трехструнными и имели квартовый строй.

Такие инструменты впоследствии стали основными в составе музыкального ансамбля, организованного в Петербурге Василием Андреевым в 1887 году под названием «Кружок любителей игры на балалайках». Дебютное выступление коллектива состоялось в 1888 году и имело большой успех. Затем ансамбль гастролировал за рубежом, в результате этого турне балалайку узнал весь мир. Именно тогда состоялось триумфальное появление балалайки на Парижской выставке. Мало кому известно, что за свои концерты Василий Андреев и его оркестр были удостоены Золотой медали выставки. А спустя еще несколько лет Василий Андреев был удостоен высшей награды Франции – ордена Почетного легиона. В России его достижения на поприще развития национального музыкального искусства также были отмечены – орденом Станислава и специальной медалью российской Академии наук.

Василий Андреев никогда не отказывался ехать в любой город, где появлялись любители игры на балалайке, а нередко его можно было увидеть в учебных аудиториях армейских училищ и даже в гвардейских войсках! Нередко Андреев приезжал в Тверь, где давал уроки игры на балалайке кадетам местного кавалерийского училища. Балалайка благодаря этому стала одним из самых популярных музыкальных инструментов в русской армии на фронтах Первой мировой, а потом – и гражданской войны. Да и сам Андреев скончался в декабре 1918 года во время гастролей на Северном фронте – простудился во время выступления.

А Бежецк, где родился Василий Андреев, по праву считается столицей русской балалайки.

Главный детский хор страны

Так совпало, что Виктор Попов, как и Василий Андреев, является уроженцем Бежецка (родился 10 декабря 1934 года). Он окончил Московское хоровое училище, а затем поступил в столичную консерваторию и полтора десятка лет проработал хормейстером детского хора в научно-исследовательском институте художественного воспитания Академии педагогических наук РСФСР. Несомненно, что в конце 1960-х Виктор Попов был главным экспертом в Москве в том, что касается детского хорового пения. И когда детская редакция Гостелерадио решила создать первый в мире штатный детский хор Всесоюзного радио и телевидения, то сразу обратилась к Попову.

Виктор Попов

Задача была сложной: в 1969 году в мире не существовало детских хоров, которые являлись бы «штатными» творческими единицами крупных телекомпаний. Попов решил, что детский хор Гостелерадио должен состоять из нескольких групп. С первой проблем не возникло: она была создана на базе хора «Юность», в котором пели девочки, занимавшиеся у Попова в его детской хоровой студии. Уникальное решение: хормейстером старшей группы решили пригласить иностранца, знаменитого кубинского мастера Хосе Педро Фелиппе, которого все звали Хосе Петрович. Помещения для занятий не было, директор одной из московских школ в Проточном переулке разрешил по вечерам проводить репетиции в школьном зале. Там же проводили прослушивания.

Создатель первого телевизионного детского хора тоже родом из Бежецка. Фото: ruspesn.ru

Слух о том, что создается детский хор, который «каждый день будут показывать по телевизору», взбудоражили москвичей. На прослушивание каждый день приходили по 100-150 мальчиков и девочек с родителями. Очереди в дни приема стояли от первого до четвертого этажа. Было три тура приема. Сначала просто слушали всех подряд, а лучших приглашали на второй тур, где отбирали самых ярких. В окончательном туре отбор проводил сам Виктор Попов, формируя своего рода «детскую хоровую сборную».

Сам маэстро придерживался мнения, что надо брать как тех, кто уже умеет петь, так и набирать «малышковую» группу из хористов 7-8 лет – чтобы они постепенно учились хоровому искусству. Уже в 1970 году, через восемь месяцев, детский хор Гостелерадио дал первый концерт. Успех был колоссальный. Прежде никому в голову не приходило, что детский хор может появиться на телеэкране, и это будет зрелищно и увлекательно. Теперь детский хор Гостелерадио стал одним из самых значимых и популярных творческих коллективов страны. Не говоря уже о том, что несколько поколений советских детей были воспитаны на песнях, звучавших в исполнении хора, а имена его солистов в стране знали не хуже, чем имена звезд эстрады.

С помещением для репетиций проблем теперь не было. Каждый директор школы, клуба, Дома пионеров считал за честь предоставить площадку для распевок, прослушиваний и репетиций знаменитому «хору Попова». В конце концов, артисты обосновались в школе на Кутузовском проспекте; одна из хористок была дочкой директора. Хотя есть и другая версия: совсем неподалеку жил Леонид Брежнев, который также был большим поклонником детского хора Всесоюзного радио и телевидения.

Песни в исполнении хора Попова знала вся страна. Фото: playtrack.com

Не было сложностей и с репертуаром. Десятки поэтов и композиторов осаждали детскую редакцию Гостелерадио, предлагая свои произведения. Сегодня уже мало кто помнит такие передачи всесоюзного радио, как «Ровесники» и «Пионерская зорька», за «песенное наполнение» которых отвечал детский хор Виктора Попова. Зато несколько поколений советских детей выросли на фондовых записях детской песенной классики – от «Улыбки» до «Пропала собака». Эти песни, без преувеличений, остаются золотым эталоном советского музыкального наследия.

Самый популярный детский композитор страны Владимир Шаинский каждую новую песню приносил в детскую редакцию, ее передавали в хор, там разучивали, исполняли, записывали – и совсем скоро песня становилась всесоюзным хитом: «Антошка», «День рожденья», «Улыбка» и еще десятки других любимых песен нашего детства. Новые песни Шаинский писал специально для Сережи Парамонова – солиста детского хора, которого после выступлений на «Песне года» знала в лицо и по голосу вся страна. К сожалению, у мальчика рано начались мутации голоса, впоследствии Сергей Парамонов пытался сочинять музыку, заниматься своей музыкальной карьерой, но в 1998 году трагически погиб.

Несмотря на всесоюзную известность, официально детский хор Гостелерадио являлся самодеятельным коллективом, то есть маленькие хористы не получали денег за выступления и не могли впоследствии претендовать на долю от авторских прав. При этом работать им приходилось не меньше, чем взрослым. Хор постоянно выезжал на гастроли (кстати, одно время штатным переводчиком хора, сопровождавшим коллектив на гастроли в Южную Америку, был молодой журналист Сергей Доренко). Перед открытием очередного партийного пленума в обязательном порядке записывалась какая-нибудь кантата про Ленина или социализм – и работа в студии могла продолжаться несколько часов, Попов добивался идеального звучания и исполнения. Кроме того, детский хор являлся неизменным участником всех кремлевских концертов и авторских концертов в Колонном зале Дома Союзов, где отмечались юбилеи советских композиторов.

Виктор Попов на церемонии вручения Государственных премий и премий президента. Фото: kremlin.ru

Виктор Попов руководил детским хором Гостелерадио до конца Советского Союза, собрав целый урожай наград. Он удостоен званий народного артиста СССР, трижды становился лауреатом Государственной премии, премии Ленинского комсомола. Уже в постсоветское время Попова наградили орденом «За заслуги перед Отечеством», орденом Дружбы народов, премией «Триумф» и премией мэрии Москвы. Попов отмечен и международными наградами – например, руководитель детского хора в 1994 году стал командором французского Ордена искусств, который вручается за исключительные достижения в изящных науках.

Большой детский хор неоднократно участвовал и побеждал в крупнейших международных конкурсах, проходивших в разных странах. Он существует по сей день, неся имя своего создателя. Имя Виктора Попова присвоено и Академии хорового искусства, которая была создана в 1991 году на базе Московского хорового училища.

Самого маэстро не стало относительно недавно – 28 июля 2008 года. Похоронен он на Ваганьковском кладбище столицы.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру