Культурная пища: джаз и шаварма объединили людей в Тверской области

В один день прошло сразу два интересных фестиваля

19.08.2019 в 15:38, просмотров: 909
Культурная пища: джаз и шаварма объединили людей в Тверской области
Культурно отдохнули. Фото: Кристина Белякова, Сергей Алукард.

Джаз когда-то был музыкой маргиналов. Саксофон звучал в сомнительных барах, куда средний класс заглядывал с опаской. Прошло несколько десятилетий и светская культура постепенно интегрировала музыку неблагополучных кварталов, джаз занял почётное место в аудиоподборках радиостанций и полках музыкальных магазинов.

Потом широкие массы увлеклись иными направлениями, и джаз постепенно стал атрибутом интеллектуального меньшинства. Как и классическая музыка. Теперь, если человек невзначай обронит, что недавно слушал сонаты Бетховена или, скажем, импровизации Рэя Чарльза, сразу станет понятно - перед нами культурный гражданин с развитым вкусом. Или, по крайней мере, старается таковым быть. 

Джаз-пленэр в Домотканово. Фото: Кристина Белякова.

Поэтому, нет ничего удивительного, что уже четвёртый год подряд в усадьбе Домотканово, некогда принадлежавшей известному художнику Валентину Серову, проходит джазовый фестиваль.

Где ещё собраться интеллигентной публике?

И название у мероприятия соответствующее - "Джаз-плэнер". Пленэр, это когда художники пишут картины на природе. Ну а здесь, стало быть, музыка на свежем воздухе. В этом году фестиваль стал международным. Прибыла звезда мирового джаза Шарон Кларк. Ещё в 2010 году крупнейшее американское издание JazzTimes объявило темнокожую исполнительницу джазовым "открытием". В Европе и США народ толпами стекается на её концерты. Ну а в субботу, 17 августа, вокалистка выступила в Домотканово. 

Атмосфера непринуждённая, народ располагался прямо на траве. Фото: Кристина Белякова.

Впрочем, отечественные артисты, которые съехались на пленэр если и уступали в громких титулах, то, конечно, не мастерстве. На сцену поднимались тверской Биг-Бэнд под управлением Павла Смирнова, Евгений Малышев (альт-саксофон), квартет Александра Красоткина, трио Владимира Ишиева и квартет Сергея Васильева.

Время окультуриться. Фото: Кристина Белякова.

Ещё за час до начала на подъезде к усадьбе скопилась вереница машин. Много московских номеров. Столичные гости часто "охотятся" именно за конкретным исполнителем.

- Мы с женой слушаем самую разную музыку, последнее время увлеклись джазом и узнали, что приезжает Шарон Кларк, погуглили где будет выступать, и вот, решили приехать, - поделился менеджер из Москвы Сергей. - Кстати, очень удивились, что концерт будет на открытом воздухе, да и не так дорого для исполнителя её уровня.

Гости хлопали дверцами авто и устремлялись ко входу.

Три женщины за столом под раскидистым деревом продавали простые бумажные билеты. По-старинке, за наличные деньги. Что-то в этом есть тёплое, домашнее.

Непринужденная и расслабленная атмосфера обволакивает с первых минут. Чтобы добраться до сцены, нужно пройти тенистой тропинкой мимо старинной усадьбы и чуть менее старинных дощатых зданий, где сейчас расположена экспозиция картин Серова. В какой-то момент ловишь себя на ощущении, что пришёл с классом на школьную экскурсию. Разница в том, что уже не хочется с визгом носиться по газонам,  хочется степенно вышагивать по дорожкам и чувствовать себя аристократом духа. Даже немного помещиком. Наверно это из-за расставленных тут и там щёгольских кибиток, на которых должно быть сам Пушкин не побрезговал прокатиться на балл. А вот крестьянская телега. Где же крепостные?

...И тут резким контрастом над русской самобытностью разлился англоязычный мотив «What а wonderful world…». Всё-таки это джазовый фестиваль, хруст французской булки придётся отложить на потом. А пока, хочется завернуться в плед или уютно расположиться на траве, что большинство гостей Джаз-пленэра и сделало, так как ряды кресел перед сценой давно заняты.

Нет особого смысла описывать джаз словами. Где найти такие слова, чтобы передали музыку? Она течёт, кружится, летит. Только ухватишь мелодию,  она меняется. Только узнаешь, привыкнешь, как появится что-то новое. При этом ухо порой отчётливо улавливает нотки западных эстрадных хитов середины ХХ века. Джаз на то и джаз, чтобы менять форму по прихоти исполнителя.

Несмотря на то, что музыка, конечно, была основным блюдом, народ не забывал о закусках. Шипели мангалы, лился квас. Самые прозорливые гости принесли свои термосы, неслышно шуршали фольгой, извлекая припасённые яства. Атмосфера чеховской дачи была воссоздана потрясающе на, с поправкой разве что на музыку. 

А гости всё прибывали и прибывали. Уже не занять выгодных мест у сцены. Уже по дорожкам тянутся настоящие шеренги гуляющих. Да, культура пользуется спросом.

Музыка тем временем становится всё более заводной. Взрослые потихоньку начинают раскачиваться из стороны в сторону, притопывать, а дети, не обремененные  социальными условностями, танцуют игриво и весело, не сдерживая порывы души.

Вот в такой атмосфере прошёл джаз-пленэр: свободно, культурно и в то же время уютно, по-домашнему. 

А в это время.

Пока в Домотканово слушали музыку, в Твери целенаправленно ели. В городском саду кипел фестиваль  стрит-фуда и музыки "Лаваш". Название говорит само за себя. Шаварма и бургеры стали гравитационным центром, вокруг которого вращалось внимание общественности. Если на джаз поехали люди старшего поколения, то в горсаду собралась молодёжь.

Конкурс на скорость поедания. Фото:Сергей Алукард.

Почти десяток тверских гастрономических брэндов поставили свои точки и начали жарить что есть сил. Недра мангалов изрыгали жар. За шавармой, которая, впрочем, была не дешевле, чем в другие дни, выстраивались многометровые очереди. Фотозона, мастер-классы, конкурсы на скорость поедания, музыка - все атрибуты современного фестиваля были на месте. Всё культурно. И ехать далеко не надо.

 

Видео: Сергей Алукард. 

Путь к сердцу девушки лежит через вкусняшки. Фото:Сергей Алукард.

Шашлык в лаваше. Фото: Сергей Алукард.