Лубок и война: в Твери открылась выставка самодеятельных художников

23.10.2019 в 16:56, просмотров: 577

Лубок и война: в Твери открылась выставка самодеятельных художников
фото: Кристина Белякова

Областной дом народного творчества организовал и провел в центре имени Лизы Чайкиной межрегиональный этап Всероссийской выставки-смотра художников-любителей и мастеров декоративно-прикладного творчества «Салют Победы».

75-летию этого события и посвящена выставка, на которой представлены 24 композиции из регионов Центра и Северо-Запада страны. Тема раскрывается самыми разными и даже неожиданными способами. Самодеятельные художники творят по велению души, не на заказ и не за деньги, и значит, более свободны в выборе средств.

Вот, например, шкатулки, чаши и тарелки, орнаментированные мезенской росписью – бегущими красными лошадками на тонких черных ножках. Ничего военного, а тем более героического здесь нет. Но эти и другие работы, вроде как далекие от заявленной темы, наводят на мысль о том, что война ушла глубоко в народное сознание,  освободилась от всего временного – плакатного, пропагандистского, дидактического, заняла свое место в фольклоре.

Интересно обращение к персонажам и военным событиям прошлого, отдаленного от нас значительно дальше, чем Великая Отечественная война. Портрет солдата войны 1941-45 годов соседствует с изображениями служивого князя и стрельца времен Ивана Грозного, батальные сцены, выполненные в реалистической манере, – с глиняными фигурками Владимира Крестителя и Александра Невского, причем великий полководец предстает здесь в виде игрушки-свистульки.

Чаще всего мастера декоративно-прикладного творчества обращаются к войне 1812 года. Кажется, им жаль расставаться с детской страстью к игре в солдатики, и они с упоением продолжают лепить из глины всадников и пушкарей, гренадеров и канониров, знаменосцев и барабанщиков, героев той войны – Кутузова, Багратиона, Барклая де Толли.

Вот смотр 86-го Вильманстрандского пехотного полка и здесь же – под лозунгом «Красная армия всех сильней» – композиция, иллюстрирующая боевые действия уже следующего столетия. В центре – дзот противника, который пытаются взять наши воины. Один красноармеец убит, другой с винтовкой бросается в рукопашный бой. Авторы этих и многих других произведений обращаются к народному виду искусства – кукле текстильной, деревянной, а чаще всего глиняной.

Любовь к этим фигуркам, навеянным русским лубком, обозначают еще одну тенденцию – уклон в наивное искусство, о чем свидетельствует также тот факт, что для  участия в работе жюри был приглашен известный галерист, президент Общественного фонда наивного искусства  Сергей Тарабаров.

Среди работ, выполненных в разных жанрах и техниках, выделяется один экспонат, у которого зрители останавливаются надолго, – кукольный домик. У него нет стен и крыши, и можно рассматривать с тщательной подробностью сделанные деревянные детали «живущих» там персонажей и убранство. Это деревенская изба, все ее обитатели двигаются: солдат играет на гармошке, другой танцует, третий кружит вокруг себя девушку, еще один баюкает ребенка, в окно влезают дети с черемухой в руках, перед крыльцом бегает собачка. А за печкой, в другой части комнаты, склонив голову, сидит пожилая женщина. Она медленно поднимает голову и осеняет себя крестом. И все это под музыку патефона, настоящего, хотя и маленького.

Движущиеся колесики и шестеренки, вообще вся механика, завораживающая сложностью и слаженностью движений, которую мастер разместил под полом дома, тоже открыта взорам.

«9 мая 1945 года» – так назвал эту композицию ее автор Виталий Пасенко. Известный мастер декоративно-прикладного творчества живет в рабочем поселке Анна Воронежской области.

– Здесь показал один день из жизни моей семьи, – объясняет Виталий. – В нашей семье 15 человек ушли на войну. Вот дядя Коля, он в танке под Прохоровкой горел, без ноги остался, но выжил и вернулся домой, рядом – его жена Лукерья. На гармошке играет мой дед Михаил Стефанович. Видите молодую пару на завалинке? Эта девушка станет моей мамой.