В этом году Тверскому театру кукол исполнилось 75 лет, почти 45 из которых он находится в специально построенном для него здании на проспекте Победы. 21 год назад в его труппу вошла выпускница Днепропетровского театрального училища Наталья Мажуга. Год назад она была утверждена в должности художественного руководителя.
– Наталья Марковна, как вы оцениваете этот год, наверное, трудный для вас?
– Руководить сложно, но очень интересно. У нас с директором Александром Кокошко разделение обязанностей, я занимаюсь творческими процессами. Когда я была актрисой… Собственно, ею и остаюсь – мне нравится работать на сцене, хотя времени для этого, конечно, остается мало. Первой после Нового года была премьера «Журавлиные перья» по японскому эпосу, который поставил Чакчи Фросноккерс, очень талантливый 25-летний режиссер из Питера, и художница Ульяна Елизарова. Сам Чакчи из театральной семьи, с 15 лет ставит спектакли. Мы будем продолжать с ним сотрудничество, потому что труппа его полюбила. У него есть свой частный театр в Питере, но спектакли он ставит не только там – его приглашают в разные театры, предлагают серьезную работу. Главную роль в нашем спектакле он доверил молодой актрисе Валентине Егоровой, которая пришла в театр летом прошлого года. Она способная, но еще, конечно, неопытная. Это, знаете, как котенка бросить в воду.
– Бросать ведь можно только щенка – котенок плавать не умеет.
– Захочешь жить – выплывешь. Именно как котенка. Она трудоспособный человек, выплыла, работала днями и ночами, оставалась после репетиций. Сейчас в представлениях у елки играет Снегурочку. Достаточно серьезная роль, дети ей верят. Мы подавали заявку на «Золотую маску» и на II Международный детский фестиваль под руководством Сергея Безрукова. Играли спектакль в Губернском театре в Москве, что для нас очень сложно: зеркало нашей сцены – 5,5 м, а там – 12, 5 м, плюс большая высота, и сцена огромная. Но наши бутафоры справились, и артисты отыграли прекрасно, был полный зал, зрители кричали «браво». Наш театр получил премию «За лучший спектакль театра кукол для детей младшей возрастной категории». А на «Золотой маске» мы попали только в лонг-лист.
– Тоже хорошо. Сколько всего премьер было в этом году?
– Четыре. Больше мы себе позволить не можем – цеха делают один спектакль три месяца, системы кукол всегда разные, а с ними артистам еще нужно сродниться, и декорации сложные. Была еще премьера «Сказки о рыбаке и рыбке» в постановке режиссера Людмилы Федоровой и художника Андрея Запорожского.
– Тоже из Питера?
– Да. У нас с ними крепкие связи, там школа очень хорошая. «Кентервильское привидение» поставил режиссер Петр Васильев, главный режиссер Мурманского театра, тоже, кстати, выпускник питерской театральной академии. С ним Сергей Белкин наладил контакт в свое время. Детский спектакль «Как придумать сказку» по произведениям Сергея Козлова сделала режиссер нашего театра Ирина Зубарева.
– Вы, как другие тверские театры, часто приглашаете режиссеров из разных городов.
– И это правильно: одному режиссеру трудно поставить четыре спектакля, которые отличались бы не только названием.
– Постановки Сергея Белкина гремели в городе. Вспомним только «Последнее путешествие Гулливера», «Чао, Феллини!»…
– «Волшебный цирк», «Варьете», «Божественная Галатея».
– Тогда, лет 15 назад, театр кукол был на подъеме. Вы будете обращаться к традиции постановки взрослых спектаклей?
– Конечно. У нас с Чакчи уже подписан договор, название пьесы пока называть не буду. Он, кстати, специализируется именно на взрослых спектаклях. В феврале мы выпускаем «Дары волхвов», над которыми работает молодой режиссер Иван Карпов, тоже выпускник Санкт-Петербургской театральной академии. Будут использоваться марионетки – к такой системе кукол мы давно не обращались. В следующем году к нам приедет на постановку сказки «Хаврошечка» режиссер-«золотомасочник» Алексей Смирнов, бывший главрежем Ярославского тетра кукол.
Следует заметить, что нам большую помощь оказывает Правительство России. В театре полностью поменялось световое и звуковое оборудование. В следующем году в зале будут установлены новые кресла-трансформеры, и тогда все происходящее на сцене будет видно самым маленьким детям. Летом будем ремонтировать сцену, пол, станки, систему штанкетов. Да, сейчас театр набирает высоту. В отличие от драматических спектаклей кукольный насыщен метафорами. Сложных взрослых постановок ждут от нас родители, которые приводят сюда своих детей. Мы стремимся делать спектакли для семейного просмотра, интересные любому возрасту.