Тверитянам расскажут известную историю любви в самый романтичный праздник

Тверитянам расскажут известную историю любви в самый романтичный праздник
Фото: Анастасия Чистякова

Завтра, 13 февраля, в Тверском театре кукол состоится генеральная репетиция спектакля «Дары волхвов», а премьеру, что не случайно, сыграют в День всех влюбленных. Известную историю любви американского писателя О. Генри перенес на сцену театра кукол режиссер Иван Карпов. Он сам инсценировал этот рассказ, введя в действие много второстепенных персонажей – торговцев, прохожих, чистильщика обуви, пожарного, газетчика, хозяйку доходного дома, которая требует от молодой героини срочно заплатить за квартиру.

Придумал автор сценария и центрального персонажа – бродячего шарманщика, который, собственно, и ведет повествование. Он пришел для того, чтобы написать музыку: «Моя шарманка поет только тогда, когда ей есть о ком слагать свои мелодии. Без героев мы с ней абсолютно бесполезные безделушки». Одинокий чудак бродит по городу, вздыхает: кажется, шарманщики здесь никому не нужны. Но, к счастью, находит своих героев, Джима и Деллу, и у него рождается музыка, которую он называет «Дары волхвов».

Надо указать имя автора этой волшебной музыки, Антона Холопова. Как и режиссер спектакля, он живет в Липецке, работает в театре кукол, пишет музыку не только к спектаклям – одной из его работ стала опера «Галилей» по Брехту в собственной инсценировке.

– Это история о чуде, которое делается руками человека, – рассказывает режиссер о своем спектакле, работа над которым близится к завершению. – Точнее, о маленьких чудесах, которые способен делать каждый день обычный человек – такие, как Джим и Делла. Не сговариваясь, они жертвуют друг для друга самым дорогим, что у них есть. Но их подарки оказались ненужными. «Из всех, кто подносит и принимает дары, истинно мудры лишь подобные им. Везде и всюду. Они и есть волхвы», – пишет О. Генри. Каждый день перед человеком стоит выбор: пойти на поводу у мира, который его окружает, и стать таким, как все, или оставаться верным себе. Но перед этими молодыми влюбленными вопрос выбора не стоит. «Дары волхвов» – не сказка, в которой некая сила вторгается извне и помогает героям. Это реальная новелла о реальных людях. Важно, что чудо происходит в действительности, а не в сказке, где сам жанр подразумевает чудеса.

Всех многочисленных действующих лиц спектакля «Дары волхвов» играют всего четыре актера, поражая удивительным взаимодействием – ансамблевость такого уровня возможна, кажется, только в театре кукол. Артисты работают и в живом плане, и как кукловоды. Нет ширмы, скрывающей их от зрителей, тем интересней наблюдать за их сложной и слаженной игрой.

Особенностью этой постановки станет участие в ней марионеток. Впервые почти за 40 лет они появятся перед зрителями на этой сцене. Как признается режиссер, у него возникали опасения, что молодежи будет сложно справиться с незнакомым видом театральной куклы. Но артисты отнеслись к новой работе с большим энтузиазмом: брали кукол домой, тренировались, репетировали. Они проделали огромную работу и смогли скоординировать движения куклы со своей психофизикой. Важно, чтобы все, что хочет сделать персонаж, умела делать и кукла. Другими словами, надо ее, неживую, оживить. Именно это мастерство постигают будущие актеры и режиссеры театра кукол в учебных учреждениях.

Иван Карпов, несмотря на свой молодой возраст, уже успел окончить два таких заведения – Липецкий колледж культуры и Санкт-Петербургскую театральную академию, а до того еще и филологический факультет. Он работал и актером-кукольником, и режиссером – на его счету уже порядка десяти постановок. Только в прошлом году его спектакли вошли в репертуар театров в Чите и Петропавловск-Камчатском. А в Липецке, в музыкальном объединении, он поставил детскую оперу «Кот Мурыч», в которой поют оперные артисты. Как говорит Иван, ему нравится работать на стыке жанров.

– Театр кукол, на мой взгляд, – особый вид искусства с особыми выразительными средствами, – делится он своими мыслями. – Присущие ему язык и тип мышления – немного мифологический, сродни поэзии – я бы тоже назвал особенными, потому что кукла сама по себе является символом, знаком. Что касается марионеток, я их очень люблю и сам делаю их. Огромное спасибо великому мастеру Александру Яновичу Стависскому, который преподавал игру с марионетками у нас в театральной академии. Я с ним много общался, учился у него, этот педагог вложил в меня любовь к кукле.

Декорации, костюмы героев, куклы и реквизит выполнены в духе атмосферы рождественского Нью-Йорка XX века. Режиссеру и актерам удалось возродить мир О. Генри, показать его иронию. Но в общем-то город, в котором действуют эти персонажи, вполне мог быть Москвой или Тверью, почти любым местом на планете, где хватает и торговцев, и загнанных в социальные рамки людей, и бедных романтиков.