Первый альтист мира: в Твери дал концерт под открытым небом ансамбль «Солисты Москвы»

Первый альтист мира: в Твери дал концерт под открытым небом ансамбль «Солисты Москвы»

Месяц назад жители Твери были удивлены и обрадованы неожиданному подарку – концерту Валерия Гергиева и симфонического оркестра Мариинского театра. А спустя месяц здесь же, на площади Славы, на сооруженной ради этого сцене, со своим коллективом выступил еще один выдающийся музыкант – художественный руководитель, главный дирижер и солист камерного ансамбля «Солисты Москвы» Юрий Башмет. Его называют первым альтистом мира за виртуозную игру и за то, что, исполняя на этом инструменте соло, он вывел его из оркестра. Как солист музыкант выступает с лучшими симфоническими оркестрами мира.

А в нашем городе он предстал еще в одной роли – как педагог и наставник юных музыкантов. За несколько часов до концерта в зале детской школы искусств №1 имени Мусоргского маэстро слушал игру учеников, а потом в своей мягкой, деликатной манере доброжелательно и понятно указывал на ошибки, объяснял, давал советы.

– Выступать перед ним совсем не страшно, – рассказывала потом Катя Смирнова, ученица Ржевской музыкальной школы имени Гуревича, – даже наоборот, свободно и легко играть для такого человека.

Завершая мастер-класс, большое произведение – пятый концерт Вьетана – сыграла Ангелина Сорока. В прошлом году она окончила Тверской музыкальный колледж, ее учителем был Валерий Касеян, а после того как он ушел из жизни – Елена Филиппова. Ангелина рассказывает, что всегда с большой благодарностью будет вспоминать своих педагогов. Сейчас она учится на первом курсе Московского музыкально-педагогического института имени Ипполитова-Иванова. Когда узнала про мастер-класс, приехала в Тверь.

– У меня появился шанс, – сказала Ангелина, – впервые в жизни. И я им воспользовалась. Все, что говорил мне Юрий Абрамович, очень ценно. Паузы, сказал он, - это тоже музыка, это дыхание. Обратил он внимание и на то, что скрипку надо менять. Музыканты всю жизнь ищут свой инструмент, его надо найти.

Затем Юрий Башмет ответил на вопросы тверских журналистов. Он отметил значимость губернаторских стипендий для талантливых юных музыкантов:

– Человеку нужен стимул, нужна цель, – продолжал он. – Иначе зачем тогда смотреть в окно, видеть, как друзья играют в футбол, а ты дома – с инструментом. У ваших детей есть цель получить эту стипендию, важно, чтобы они понимали, что не напрасно этим занимаются. Считайте, он приобрели профессию, как бы жизнь ни повернулась.

Рассказал Юрий Башмет и о том, что раньше девушек в ансамбль «Солисты Москвы» он не брал. Но однажды коллега сказал, что напрасно: когда играют девушки, звук становится теплее. Теперь в этом коллективе играют четыре скрипачки.

Период пандемии оценивает как прекраснейшее время:

– Я в жизни не имел такой возможности – никуда не летать, не выходить на сцену, – объяснил Юрий Абрамович. – Мне подарено пять месяцев.

Были, правда, этим летом два очень серьезных проекта, в которых Юрий Башмет принимал участие. 24 июня на Мамаевом кургане выступал юношеский оркестр, которым он руководит. Некоторые родители благодарили за то, что их ребенок поедет на фестиваль. Для них это значило прежде всего, что 11 дней у мальчика будет трехразовое питание: работу потеряли и отец, и мать...

А в августе в Клину прошел фестиваль Петра Ильича Чайковского. В этом году впервые его художественным руководителем был Юрий Башмет.

– Это была очень серьезная и интересная программа, – вспоминал маэстро. – Исполнялось 160 лет Чехову, 180 – Чайковскому. У них, оказывается, была переписка. Сергей Гармаш читал письма, а мы исполняли произведения разных композиторов. Потом Евгений Миронов и Елизавета Боярская читали «Евгения Онегина». На фестивале звучала не только классика, но и джаз, которую мы играли с Игорем Бутманом. В какой-то момент я ощутил эту свободу джазовой импровизации, перестал смотреть в ноты, и – понеслось. Бутман меня хвалил, но послушать запись мне боязно.

…А затем на тверской площади Славы начался концерт, музыканты играли Чайковского, Вьетана, Сарасате, Паганини, Моцарта, Такемицу, других композиторов. А зрители оказывали на удивление восторженный прием, который не часто можно встретить при исполнении произведений классического репертуара. Не все желающие быть рядом со сценой могли это сделать, потому что вход был по пригласительным билетам, которые получили медики, учителя, соцработники. Но и за оградой стояли люди, ничто не мешало им принимать участие в этом празднике.

А через два дня стало известно, что Ангелина Сорока зачислена во Всероссийский юношеский симфонический оркестр под управлением Юрия Башмета. У тверской скрипачки появился еще один шанс. Найти свой инструмент.