Любимую зрителями комедию «№13 (Беспорядок)» Рея Куни в постановке Бориса Михни впервые сыграли на сцене Тверского театра драмы 17 лет назад. Она прошла более 150 раз, часто на аншлагах. В прошлом году город ошеломило ужасное известие: ушел из жизни народный артист России Константин Юченков. Некоторые спектакли ушли вместе с ним безвозвратно, в том числе «Маскарад», где он играл Арбенина, «Господин, который платит» (роль Амилькара), «Кабала святош» (роль Мольера), «Сестра Надежда» (роль Ухова). «№13», в котором Константин Глебович блестяще исполнял центральную роль – помощника премьер-министра Ричарда Уилли, не списали, о дальнейшей судьбе решили подумать потом.
Этим летом афиши театра украсили баннеры со словом «Перезагрузка». Речь идет о восстановлении спектаклей, которые по той или иной причине были «заморожены», как это произошло с «№13». Неутомимый приверженец традиций, которые были знаменем академического театра в течение нескольких десятилетий, в духе нового времени обратился к лексике из сферы компьютерных технологий. И первым спектаклем, который перезагрузили, вдохнув в него новую жизнь, стал «№13».
Борис Михня, актер и режиссер Тверского театра драмы, поставил на этой сцене 14 спектаклей, многие из них – комедии. Свой выбор этой пьесы он объясняет так:
– Была идея, за которую я сразу ухватился: выразить радость жизни. Радость не в декларативной форме, а внедренную в ткань спектакля, которая будет сопровождать зрителей и во время действия, и когда они уйдут из зала.
Как заметил Борис Михня, к некоторым комедиографам относятся свысока, как, например, к автору пьесы «№13». Но Рей Куни – актер в восьмом поколении, он знает законы театра, обладает талантом комедиографа, и эта пьеса обладает многослойностью, глубиной.
– Смех на сцене возникает, когда зритель видит глубокую правду, – считает режиссер. – Столбовая дорога к юмору в театре – это правда. В момент, когда человек смеется, он получает ощущение свободы от догм разного рода. Ему нравится улыбаться над собой. Если театр дает для этого повод (а сегодня сознание перегружено новостями, жизнь очень непроста во всем мире), появляется возможность воспринимать проблемы через призму комического.
От мысли списать спектакль администрации и худсовету театра пришлось отказаться: слишком много жителей города были обеспокоены судьбой «№13» и просили его сохранить.
– В нынешних обстоятельствах трудно подобрать другой такой спектакль, на который так же сильно отзывался бы зритель. Эта комедия положений, в которой все идет не так, как хотелось, и все идет не по плану, имеет яркую перекличку с сегодняшним временем, остается актуальной, – считает Тарас Кузьмин, который играл в этом спектакле Пигдена, секретаря помощника премьер-министра. Именно он и разрешил главный вопрос – кого взять на роль Ричарда Уилли. – Роль Джорджа Пигдена, моя первая большая главная роль в этом театре, – звездная, выигрышная, очень удачная. Про такие роли говорят: на следующее утро актер проснулся знаменитым. Часто к комедии положений относятся как к низкому жанру, но здесь такие физические и эмоциональные затраты, столько событий происходит с героем, куда там Гамлету! Это такая мощная актерская школа, после которой ничего не страшно. И я с трудом представлял себе кого-то на месте моего партнера Ричарда Уилли: наши герои на протяжении двух с половиной часов находились на сцене в тесном контакте друг с другом. Мой Пигден не будет прежним с другим актером, и спектакль потеряет свой былой шарм. И я решил пожертвовать своей выигрышной ролью.
Тарас Кузьмин предложил на роль помощника премьер-министра себя, а на роль Пигдена – Сергея Бескакотова, молодого актера, который три года назад приехал в Тверь из Москвы. По типажу он очень подходит – вылитый Пигден, считает Тарас. В новом спектакле есть еще несколько замен. Жену помощника премьер-министра сейчас играет Дарья Плавинская, которая до этого выходила в образе медсестры Глэдис – сейчас ее играет Виктория Козлова. На роль управляющего назначен артист Константин Василенко. В спектакле появилась новая финальная мизансцена: на сцене остаются бывшие исполнители ролей Пигдена и Глэдис, которые с умилением, с трепетом и нежностью смотрят на своих преемников, на тех, кому передали свои роли.
– Учитывая наше время и все, что происходит за окном, новый спектакль поможет пережить сложные обстоятельства, – говорит Тарас Кузьмин. – Мы благодарны зрителям, которые сегодня пришли в театр и, несмотря на то, что они вынуждены быть в масках, на протяжении всего спектакля слышим их смех, их аплодисменты. Они чувствуют, что их меньше, чем должно быть (рассадка у нас через одного), и стараются отдать нам еще больше энергии, проявить еще больше реакций. Спектакли проходят феерично, это настоящая премьера, и еще это большое удовольствие.