Коллектив Тверского краеведческого музея создает новую постоянную экспозицию

Инфоматы – хорошо, а подлинность – лучше

Коллектив Тверского краеведческого музея создает новую постоянную экспозицию
Фото Тверского краеведческого музея

Довольно скоро, возможно, в начале следующего года, Тверской краеведческий музей возобновит свою работу в тех же стенах здания бывшего реального училища на улице Советской, 5. В 2013 году оно было закрыто на реставрацию, и в культурной жизни региона образовалась пустота. Краеведческий музей, без которого нельзя представить ни один город, современным детям, увы, неизвестен.

Хранитель эпох

А ведь в следующем году этому учреждению, уникальному выразителю культуры настоящего и прошлого, исполняется 155 лет, одно время он числился среди лучших областных музеев России. Его открыли в здании бывшей мужской гимназии (в нем сейчас медакадемия), через 30 лет он переехал в здание Императорского дворца. К этому времени была собрана большая коллекция древностей, перед революцией в фондах насчитывалось более 14 тысяч уникальных предметов.

В советское время музей менял место расположения и название. С 1937 года и до начала войны он располагался в Путевом дворце, куда вернулся только в 1958 году. К началу 1941 года здесь хранилось более 100 тысяч раритетов, но война уничтожила 95% всех исторических фондов коллекции: часть была безвозвратно утеряна, часть вывезена за пределы страны.

В 1994 году музей поселился там, где пребывает и по сей день, и выстроил новую краеведческую экспозицию. Но меньше чем через 20 лет выяснилось, что здание остро нуждается в реставрации.

Музейщики упаковали Стерженский крест и саркофаг фараона Тутанхамона, оставив эти крупные предметы на своих местах, а сами выехали. И все последние семь лет скитались по городу, находя временный приют то в одном, то в другом учреждении, в том числе совсем не приспособленном. В Речном вокзале специалисты, в нашем регионе в своем роде единственные, страдали от сырости и холода в разрушающемся, пораженном грибком здании.

Семь лет они делали все возможное, чтобы восполнить для города потерю музея: устраивали передвижные выставки, работали в филиалах, в Детском музейном центре, вели просветительскую и экскурсионную работу. И мечтали вернуться в родные стены.

Наглядное пособие весом в три с половиной тонны

И вот ремонт закончен, сотрудники музея въехали, наконец, в свой дом. Теперь они думают над тем, как показать больше уникальных экспонатов, которыми богаты фонды учреждения.

– Он был открыт в августе 1866 года, чтобы служить наглядным пособием для изучения Тверской губернии, – так формулировали идею музея его создатели. К этому всегда стремился и коллектив, – говорит старший научный сотрудник краеведческого музея, заведующая историческим отделом Валентина Глафирова. – Мы и сегодня, создавая новую экспозицию в этих комфортных помещениях, так видим свою основную задачу: создание наглядного образа тверского края в исторической ретроспективе в контексте событий российской истории.

Как рассказала Валентина Глафирова, экспозиция, созданная в музее в конце 90-х годов ХХ века, была очень интересной, необычно и творчески сделанной. Это отчасти связано с наступившей эпохой, с отсутствием идеологического пресса. К сожалению, был совершенно упразднен советский раздел, но зато хорошо представлены археология, дворянство, судьба сословий в дореволюционной России. И здесь уже вспомнили тех, кто прославился на флоте, на войне, на государственной службе, всех купцов-благотворителей, священнослужителей. Была отражена тема репрессий и сама переломная эпоха, когда менялась социальная структура общества. Зазвучали имена, долгое время забытые, которыми назывались учреждения, например колледж имени Коняева, клиника имени Аваева.

В структуре музея тогда появилась и очень необычная для краеведческих музеев экспозиция «Земляки в отечественной космонавтике». НИИ министерства обороны передал музею спускаемый аппарат первого в мире космического корабля «Восток». Он весит 3,5 тонны, и устанавливали его с помощью подъемного крана через еще не сделанную крышу в одном из залов на втором этаже.

Фото Тверского краеведческого музея

Саркофаг и Стерженский крест

Сейчас идет освоение первого этажа, где находятся зона приема, выставочный и конференц-зал, экскурсионно-массовый отдел, зона для работы с туристами, детьми, сектор для индивидуального творчества, где предусматривается устройство гончарной мастерской.

Конкурс на обустройство второго этажа, который займут основные экспозиции, историческая и природоведческая, выиграла небольшая группа художников из Казани, значительно удешевив сам проект.

В сравнении с предыдущей экспозицией станут меньше отделы природы и археологии. Зато шире будет показана история Тверского княжества, а отдельный зал будет посвящен монастырям и храмам тверской земли.

Сотрудники музея настояли на том, чтобы появился советский раздел. Один зал будет посвящен периоду с 1917-го по 1930-е годы, следующие – эпохе «большого скачка», послевоенной истории, 50-70-м годам.

Раритеты, известные по прежней экспозиции, поместят в новое художественно оформленное пространство, в другой контекст. Появятся и предметы, которые мало кто видел, например довольно обширная бакунинская коллекция. Подробнее и интереснее станет выставка, посвященная дворянской усадьбе.

И еще одна тема, которой раньше не находилось места: Тверь на рубеже веков. Много материалов, которые поступят из фондов, расскажут о жизни в губернском городе.

В разделе, освещающем довоенное развитие и послевоенные пятилетки, будут включены живописные полотна калининских художников, тематические и видовые. Сквозной темой станет Волга, ведь она берет начало в нашем крае, здесь расположены многие старинные города. Тема Волги будет звучать практически в каждом разделе: Волго-Донской канал, затопление Весьегонска и Калязина, исчезновение под водой Корчевы, Конаковская ГРЭС.

Взять в руки подзорную трубу

Большой объем работы и у реставраторов: в то время когда вещи из фондов отдыхают, экспонаты работают и, как следствие, устают – их внешний вид портится. Выцвела и обветшала ткань конногвардейского мундира Екатерины II, провисли знамена, иссекся материал. Реставрация должна быть незаметной, внешний вид старинного предмета не должен меняться.

Иногда для того, чтобы восполнить имеющий особую ценность для музея экспонат, который жизненно необходимо показать, используются приемы инсталляции, реконструкции, повторов, муляжирования.

Если говорить о переменах, нельзя не коснуться темы интеграции музея в информационную среду. Когда проект экспозиции создавался, все были увлечены возможностями мультимедийного оборудования, на тот момент уже опробованного в Кимрском и Вышневолоцком музеях. Будет оно использовано и в тверской экспозиции: только так можно в небольшом музейном пространстве показать максимально много.

За счет информационных панелей, проекций на экран, показа кинохроники будет восполняться невозможность размещения вещей на стенде или в витрине. Во вводном разделе с помощью инфомата можно узнать о процессе изменения территории тверской земли и полиэтничности населения.

В природоведческом зале продумывается возможность прикоснуться к предметам. А в зале войны через подзорную трубу можно будет наблюдать за ходом боевых действий, видеть отдельные моменты сражений.

Но приоритет подлинных вещей сохраняется. Имеющих историческое значение предметов у Тверского краеведческого музея очень много, и показывать нужно прежде всего их. Современные методы будут использоваться, но в разумных пределах.

Осталось только распахнуть двери

В небольшом зале, где занял свое место спускаемый аппарат космического корабля «Восток», часть экспозиции посвящена и нашему земляку, дважды Герою Советского Союза, летчику-космонавту Олегу Макарову. А еще тем тверским инженерам и ученым, кто трудился на благо развития отечественной космонавтики. Это было время IX пятилетки, когда особое внимание уделялось автоматизации и техническому прогрессу. Среди экспонатов – снаряжение для работы в космосе, полученное из Центра подготовки космонавтов. Не забыли музейщики и своего земляка, великого авиаконструктора Андрея Туполева.

Вот некоторые темы, над которыми работают сейчас сотрудники музея: Средневековье, крестьянство, аграрное население всей страны и Тверской губернии в частности, род занятий, быт, ремесла, Тверь во времена Петра I и Екатерины, планировка города, получение гербов, формирование губернии, уездные города, старообрядческие центры, дворянская культура.

Будут и экспонаты, имеющие отношение к промышленности, появлению текстильных мануфактур, развитию этой отрасли, вплоть до перестройки бывшей градообразующей. Найдут свое отражение первая революция, события февраля и октября 1917 года, жизнь города в этот период, Первая мировая война, советский период и формирование новых органов власти и иного образа жизни, социалистические начинания. И обязательно прозвучат имена уроженцев Верхневолжья, тема «Тверская земля – земля талантов» будет присутствовать везде. В их числе – вице-адмирал Корнилов, личные вещи которого наш музей по просьбе коллег из Севастопольского музея в 1879 году передал им. И сестра милосердия Екатерина Бакунина, и музыканты Лемешев, Александров, Сидельников, и многие другие деятели культуры, без которых жизнь Твери представить невозможно.

Надо назвать тех, кто работает над созданием экспозиции. Авторский коллектив большой, вот некоторые имена. Кандидат исторических наук Светлана Герасимова, автор книг, сценария для фильма и экспозиций во многих музеях, неоспоримый специалист по Ржевской битве, занимается темой войны. Темы дворянства и купечества ведут Инна Поведская и Елена Васильева, крестьянства и этнографии – Наталья Феофанова. В археологическом отделе, где работает автор многих экспозиций Игорь Черных, будет, конечно, показан клад, найденный во время ремонта прямо под полом кабинета директора. Надежда Козлова, компетентный специалист по истории религии, ведет раздел, посвященный Тверскому княжеству, показывает жизнь храмов и монастырей.

А сотрудники отдела природы, который располагается в нескольких залах, Татьяна Палкова и Вероника Комарова, во всех музеях региона сделали природоведческие экспозиции и сейчас работают над новой выставкой.

– Краеведческий музей должен быть в социокультурном пространстве областного центра, – считает Валентина Глафирова. – Это место, где дается комплекс краеведческих знаний не только тематически, но и показана в комплексе история большого периода, начиная с древнейших времен. Мы готовы к проекту, все остальное зависит не от нас. Очень хочется в следующем году распахнуть двери для наших посетителей. И пусть этому не помешают никакие обстоятельства.