Ценителям искусства приготовиться: в Твери впервые можно увидеть картины Игоря Новикова

Ценителям искусства приготовиться: в Твери впервые можно увидеть картины Игоря Новикова
Фото: Максим Школьников

В Твери впервые выставляет работы яркий современный художник. Многообразие символов, несущих особый смысл не только для художника, но и для каждого жителя страны, захватывает уже с порога выставочного зала, погружает в особый мир человечков-пиктограмм, синих гипсовых голов и лестниц со сломанными ступенями. Но встречаются и привычные глазу пейзажи русских городов. Всё это можно увидеть на персональной выставке Игоря Новикова - российско-швейцарского нонконформиста.

Экспозиция открылась в пятницу, 8 октября, в Тверском императорском дворце. Свои работы на суд тверских зрителей художник представил впервые. Мастер признался, что выставку в Верхневолжье удалось подготовить благодаря пандемии и директору Тверской областной картинной галереи Татьяне Куюкиной. Ведь именно из-за пандемии Игорь Новиков задержался в России, а Татьяна Савватеевна не испугалась дерзкого художественного языка, который порой смущает даже искушенных московских музейщиков.

За полтора года, которые весь мир вынужден был прожить в особых условиях, ценители искусства и сами мастера ощутили творческий голод. Однако рассматривать пандемию только с негативной точки зрения неправильно. Для многих этот непростой период стал особым источником вдохновения. Пандемия уже успела оставить след как в творчестве писателей, например, в романе Евгения Водолазкина «Сестра четырех», так и в музыкальных композициях, подобно треку группы БИ-2 «Депрессия». Художники, разумеется, не стали исключением.

В экспозицию, приуроченную к 60-летию Игоря Новикова, художник включил серию «Апокалипсис», над которой он работал в 2020 году. Он признался, что именно пандемия подтолкнула его к созданию полотен. «Мне приснились видения, и я написал эту серию», - поделился художник. Главными героями картин стали яркие человечки-пиктограммы. Они изображены на фоне силуэтов мифических существ и торжествующих скелетов. Каждый увидит в этой серии что-то свое, и художник отмечает, что неправильно трактовать картины нельзя: все возникшие идеи, ассоциации будут верными.

Кстати, Игорь Новиков проводит четкую грань между сочинителями и исполнителями. В чем же заключается это отличие? А в том, что одни придумывают, а вторые просто повторяют. «Важно, чтобы художник честно изобразил среду, нашел свой язык, преломил время и мир. Видных художников, как Малевич, Пикассо, можно пересчитать по пальцам. Если ты пишешь природу, то ты только исполнитель. Сочини. Сочинить - это очень сложно, но это и есть искусство», - отметил в беседе Игорь Новиков.

В работах художника отражены события, поставившие страну на дыбы на рубеже 1980-1990 годов. Сфера искусства тоже претерпевала серьезные изменения. Советский официоз отходил на дальний план, в то время как художественный андеграунд становился заметно качественнее. Новое творческое пространство, «сквот» в Фурманном переулке, стал «местом силы» авангардистов и концептуалистов, которые стекались туда из разных уголков страны. Настоящее «неофициальное» искусство, по сути, можно было увидеть лишь там. Это пространство, мастерские художников, стало быстро популярно как у москвичей, так и у иностранцев. А в 1989 году польский коллекционер Новицкий организовал выставку «Фурманный переулок» в Варшаве, которая привлекла внимание ценителей искусства из Европы.

Игорь Новиков живет и работает в Швейцарии, но продолжает в своих работах обращаться к России. Он осмысливает вехи современной истории, иронизирует над штампами и бросает вызов глобализации в целом. Так, на полотне «Выход» два человечка в прямом смысле распиливают (а всем известна коннотация этого термина) скульптуру Веры Мухиной «Рабочий и колхозница», которая относится к советскому наследию. Или герои картины «В поисках прекрасного», устремившиеся по лестнице в небо на фоне русских деревень. Куда они стремятся? Что ждет их за облаками? Светлое будущее? Образ лестницы несет много значений: от библейской Лестницы Иакова до культовой композиции Led Zeppelin «Stairway to heaven».

Игорь Новиков привез свои работы из Швейцарии в начале 2020 года для выставки «EXIT» в Московском музее современного искусства. Но внезапно грянула пандемия. Художник остался в России, написал здесь несколько картин, которые дополнили экспозицию. Работы Игоря Новикова уже видели в Туле, Ярославле, Плёсе. Путешествуя по Волге, художник заглянул в Тверь.

В Твери, к слову, представлены и скульптуры мастера. Среди них гипсовые головы Евы и Давида с фирменными «татуировками» - человечками-пиктограммами с известных полотен Игоря Новикова. Когда выставка закончится, мастер подарит два полотна Тверской областной картинной галерее: он хочет, чтобы его картины были в каждом музее России.

Посетителей выставки ждет сюрприз: она не закончится в выставочном зале. В Дворцовом саду разместилась часть экспозиции - инсталляция «Фантомы-марионетки» органично вписывается в природный ландшафт.

Все желающие могут познакомиться с творчеством Игоря Новикова до 5 декабря.

Фото: Максим Школьников
Фото: Максим Школьников
 
Фото: Максим Школьников
 
Фото: Максим Школьников

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру