В Тверской областной картинной галерее представили уникальный пейзаж начала XVII века

Выставка одной картины

В Тверской областной картинной галерее представили уникальный пейзаж начала XVII века

Внушительная группа красиво одетых людей шла по узкой кованой лестнице областной картинной галереи. Все что-то оживленно обсуждали, а в руках держали по зеленой брошюре с заголовком «Вселенная Тобиаса Верхахта». На третьем этаже перед белыми двустворчатыми дверями произошла небольшая заминка, гости затихли, но уже через несколько секунд двери распахнулись, и глазам открылся ярко освещенный зал. Так 15 марта открылась выставка, посвященная всего одной картине, в которой, правда, уместилось подлинное описание жизни в XVI-XVII веках.

Хрупкий подарок

Областная картинная галерея всегда была особым местом для жителей и гостей Твери, это настоящий полюс культурного притяжения.

Именно сюда привозят самые ценные экспонаты. Также у галереи есть и своя постоянная экспозиция, которую иногда дополняют мировые шедевры живописи.

Один из них – достойный образец фламандской живописи начала XVII века, передал после долгих переговоров в фонды тверской галереи один ленинградский коллекционер. Произошло это еще в 1990 году. Казалось бы, за столько лет картину с горным пейзажем в мельчайших деталях должны увидеть сотни и тысячи ценителей искусства. Но нет, когда ее получили, она была в весьма плачевном состоянии, и ее передали в руки реставраторов, работающих при галерее. За многолетнее и кропотливое восстановление полотна взялись заведующая реставрационной мастерской Тверской областной картинной галереи Мария Сахно и реставратор станковой масляной живописи первой категории Светлана Кузенкова.

На полотне изображен пейзаж – река в гористой местности, по берегам лес, на легких волнах качаются лодочки, а на берегах изображены сцены сельского быта.

Для основы картины художник из Флоренции Тобиас Верхахт использовал пять дубовых досок, скрепленных небольшими прямоугольными шпонками. По словам работников музея, такой холст больше характерен для икон, которые в хранении достаточно капризны. Вот и у пейзажа доски рассохлись, стали хрупкими, начали вздуваться и искажать общий вид начавшей из-за этого трескаться картины. Не помогли даже две дополнительные шпонки, связавшие щит по вертикали, которые установили еще до приезда полотна в Тверь.

Что произошло с самим изображением – отдельная история. Грунтовка вздулась, лак пожелтел, слой краски местами осыпался, а на стыке досок были широкие и глубокие царапины до самой грунтовки. Дополнительно к этой «красоте» обе стороны картины за столетия успели покрыться толстым слоем пыли, копоти, брызг известки и потеками. По предположению реставраторов, эти проблемы вызвали неблагоприятные условия хранения. Например, долгое нахождение в жаркой и сухой среде.

- Реставрационные выставки делаются достаточно редко, здесь нам демонстрируют конечный итог сложнейшей работы, которая разделена на несколько этапов, - пояснила главный хранитель Тверского государственного объединенного музея Елена Мойкина.

Презентация вселенной

И вот настал день, когда горный пейзаж предстал перед гостями галереи после долгого восстановления с использованием микроскопов. Каждый художник отражает на своих полотнах личное видение мира. Вот и здесь в общем представлении горной долины с ее полями, лесами и речкой посетители увидели двух женщин, идущих с корзинами на рынок, сцену баталии речных судов, многочисленных птиц, а вдали кирпичный завод и монастырь с пещерой отшельников.

Перед экскурсией со вступительным словом выступила директор Тверской областной картинной галереи Татьяна Куюкина:

- Картина станет великолепным дополнением к нашей постоянной экспозиции, реставраторы проделали огромный труд, который нельзя оставлять незамеченным. Само полотно – это не реальный пейзаж, а воспоминания художника о посещении Италии, самые яркие из которых он решил запечатлеть на полотне. Такой пейзаж характерен для многих мест того времени, поэтому получилась своеобразная картина мира, который знал Тобиас Верхахт.

На выставке собралась, разумеется, самая интеллектуальная публика. Неожиданным комментарием нашего корреспондента удивил проректор ТвГУ, орнитолог с международным именем Андрей Зиновьев:

- Пусть пейзаж, который перед вами, и не был реален, его написали по памяти, но он меня связал с Тобиасом Верхахтом неожиданной вещью, я нашел на этом полотне детальное изображение двух краснокнижных птиц нашего региона, - поделился ученый. - Видите летящую в небе птицу? Это аист, которого мы можем встретить и у нас в регионе. Справа в кроне дерева сидит филин. Сейчас его уже почти нет в странах Европы, но в нашей области, где природа очень хорошо сохранилась, есть несколько мест с его гнездами. Еще на этом полотне можно найти сороку. Она хоть и не краснокнижная, но ее изображение на картине очень хорошо рассказывает о ее ареалах обитания. Поэтому огромная благодарность людям, которые передали нам эту работу.

В этом месте сделаем редакционную ремарку и разовьем мысль Андрея Зиновьева. Дело в том, что начиная с античности Европа несколько раз подчистую вырубала свои леса, чтобы строить, отапливаться, выплавлять руду, словом, вести хозяйственную деятельность. Неудивительно, что многие виды животных и птиц исчезли или изменили ареалы своего обитания, поэтому современным ученым стоит большого труда понять, как на самом деле матушка-природа себя чувствовала в те времена, какие виды являются коренными, а какие бежали, спасаясь от топора дровосека. По этой же причине некоторые туристы умиляются «правильности» современных европейских лесов, мол, даже деревья у них растут ровненько, не то, что у нас, сплошной бурелом. И невдомек таким туристам, что «правильные» леса высажены по линейке в ХХ веке, а исконной природы там уже и не осталось.

Фотографии из «поездки»

После торжественного открытия куратор выставки Мария Шувалова провела первую экскурсию. Несмотря на то, что зрители стояли всего лишь перед одной картиной, создавалось впечатление, что это настоящее путешествие за пределы современности в небольшую итальянскую деревушку с ее особым ритмом и укладом жизни. Вот, например, деревянный крест в поле. Как рассказала Мария Шувалова, их устанавливали у дорог в католических регионах Нидерландов, чтобы у путников были места для молитвы. К слову, рядом с крестом Верхахт нарисовал тех самых путников. Пятеро из них шли пешком, еще двое ехали на лошадях.

А недалеко от креста оказались изображены поля для отбеливания льна. Текстильная промышленность в одно время была ключевой отраслью экономики из-за наплыва мигрантов из Фландрии, многие из которых специализировались на текстиле. Что же касается именно изображений отбеливания льна, то у фламандских живописцев длинные прямоугольные полосы ткани ассоциировались с весной и солнечным светом.

Отдельно стоит обратить внимание на то, что при наведении камер смартфонов на эти два небольших кусочка огромной картины получились довольно детализированные снимки. Казалось, что автор вырисовывал отдельно каждый листик на дереве или перо у птицы. Когда посетители выставки поняли это, то на несколько минут к полотну было не подойти. Каждый захотел запечатлеть понравившийся кусочек общего пейзажа. Фотографии получились яркие, красочные и живые. Не спешила делать снимки только пожилая пара иностранцев. Они стояли чуть в стороне и тихо обсуждали увиденное.

- У сюжета большая глубина, - чуть громче сказал мужчина на английском языке.

Неординарное представление

Помимо самой картины в зале по кругу установили и стенды, на которых рассказали про этапы восстановления полотна и сюжеты на нем. Все, кто хотел неспеша и вдумчиво изучить историю кропотливой работы как автора, так и реставраторов, шли именно к ним. Что интересно, обычно информацию печатают на двух языках – русском и английском. Но здесь о художнике и его шедевре решили рассказать на русском и немецком языке. От подобного сразу веет 11 городами-побратимами Твери, среди которых есть и Оснабрюк, расположившийся в землях Нижней Саксонии в Германии.

Когда гости галереи стали выходить из зала, то увидели, что при входе, у лестничной площадки, установили небольшой экран, на котором включили анимацию с оживающими сюжетами картины. Вот по реке проплыл парусник, а в небе пролетел тот самый аист. Из веток дерева, хлопая глазами, за зрителями пристально следит филин, а женщины на дороге стоят и что-то обсуждают, покачиваясь и держа на головах огромные корзины.

Дальше у стены поставили красивое старинное кресло, а перед ним небольшой столик с блокнотом для отзывов. Так каждый посетитель смог оставить свое впечатление о вселенной художника.

Не только музей

Культуру в Тверской области сейчас развивают особенно активно. За 2022 год 21 муниципалитет региона получил областную и федеральную поддержку для капитальных ремонтов зданий и укрепление материально-технической базы местных учреждений культуры.

В общей сложности средства направили на проведение работ и закупку необходимого оборудования для 31 ДК. Из них 15 отремонтировали, новое звуковое, световое и видеопроекционное оборудование приобрели для 14, а для 13 – закупили сценические костюмы для творческих коллективов и установили новые кресла в зрительные залы.

Также в прошлом году 24 апреля на сцене областного драматического театра выступил симфонический оркестр Мариинского театра под руководством знаменитого российского дирижера Валерия Гергиева. Выступление состоялось в ходе XХI Московского Пасхального фестиваля. Знаменитые музыканты оказались в Твери при самом активном участии главы региона, который, как известно, с глубоким уважением относится к вопросам веры и духовности.

Также под личным контролем главы региона произошло преображение культурно-досугового центра в деревне Малое Василево, что недалеко от Кимр. Советские архитекторы смогли органично объединить в постройке панорамное остекление, красную покатую крышу и просторные залы с отделкой из дерева. Правда, несколько лет назад чудесные окна чуть было не заколотили из-за того, что они плохо держали тепло. При областной поддержке был проведен ремонт, уникальное здание получило вторую жизнь.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру