Спрос и предложение на рынке труда в Тверской области требует гармонии

На недавнем заседании областного правительства, где обсуждался прогноз социально-экономического развития Верхневолжья на ближайшие три года, губернатор Игорь Руденя ещё раз акцентировал внимание членов кабинета на той простой аксиоме, что создание новых рабочих мест во внебюджетной сфере – один из ключевых факторов экономического роста территорий.

Понятно, что речь идёт не о вакансиях сторожа или дворника, а о специальностях, востребованных на современных умных производствах. Именно такие стали расти в XXI веке в новых промзонах вокруг Твери и по региону в целом, и именно на такие новые рельсы модернизации переходят давно известные в Тверской области предприятия, чтобы оставаться на плаву и в постиндустриальном обществе.

Но при этом они сталкиваются с довольно неожиданной проблемой. Тверь – университетский город с четырьмя государственными и несколькими частными вузами, у нас хватает и колледжей, издревле поставлявших рабочие кадры на заводы и фабрики, однако толковые выпускники стали редкостью. По крайней мере, так утверждают руководители известных тверских компаний. И даже больше: у нас вообще готовят не тех, кого нужно.

Дисбаланс между спросом и предложением профессий на рынке труда стал предметом дискуссии на круглом столе, который прошел в гостинице "Оснабрюк". В разговоре приняли участие представители регионального министерства образования, руководство университетов и колледжей, директоры предприятий.

- Мы можем и школьника за 15 минут научить простейшим действиям на станке, но серьёзному предприятию нужна культура производства. А нынешние молодые специалисты и саморез крутят, пока он не сломается, - поделился наболевшим гендиректор лихославльского завода «Светотехника» Борис Данилов.

Предприятию исполнилось 70 лет. Это российский лидер по выпуску светильников для шоссе, парков, жилых кварталов, транспортных туннелей, пассажирских вагонов и промышленных предприятий. Номенклатура продукции – 10 тыс. наименований. Две трети фонарей на российских автострадах сделаны в Лихославле. Изделия «Светотехники» освещали Олимпиаду в Сочи и сияют на Крымском мосту. На заводе работают 632 человека. Профессиональный костяк команды составляют специалисты в возрасте 36-45 лет и со стажем 10-15 лет. Начинающий газоэлектросварщик зарабатывает здесь 45 тыс. рублей, а опытный – сотню.

Столь подробная «презентация» завода приведена для того, чтобы убедиться, насколько это привлекательное место работы для молодого человека. Но парадокс: даже «Светотехника» испытывает проблемы с набором специалистов, которые отвечали бы амбициозным задачам предприятия. Последний толковый молодой инженер некогда прибыл из Саранска. Сегодня он ездит на выставки в Европу и Азию – карьере людей, которые хотят работать, здесь дают зелёный свет.

Заводу нужны слесари-инструментальщики, операторы станков с ЧПУ, токари, фрезеровщики, конструкторы, технологи и многие другие подобные специалисты. При этом каждый шестой обратившийся в отдел кадров – непрофильный гуманитарий. Учителя, воспитатели, портные, парикмахеры, зоотехники, продавцы, биологи, фельдшеры – вот кто в поисках лучшей доли приходит на завод. Недавно к станку встал выпускник факультета туризма. И таких в штате предприятия 104 человека.

- Конечно, мы их научили всему, читать чертежи и так далее, но теряем время, - комментирует Борис Данилов. По словам директора, когда увольняется хороший опытный мастер, ему на замену берут троих, в расчёте, что со временем хоть из одного будет толк.

Задача на ближайшую пятилетку – поднять число заводчан с высшим техническим образованием до 60-65%. Сейчас их вдвое меньше. Сырые кадры доводят до готовности самостоятельно, хотя это завод, а не колледж.

С аналогичным явлением сталкивалась и компания «Герс Технолоджи»: приходит на работу электронщик и не знает даже, как работает теристор, рассказал директор предприятия Олег Сергеев. Есть планы построить новый завод площадью 5 тыс. кв. метров, но кто там будет работать?

Представители образовательной сферы тоже подготовились к круглому столу и изложили домашние заготовки об учебных планах и прогрессивных новациях в своей отрасли. Были упомянуты и технопарк «Кванториум», и Центр опережающей профподготовки. Однако конкретики прозвучало маловато, а общих слов с избытком. Поэтому неудивительно, что представители прессы выразили сомнение, слышат ли стороны друг друга и не в параллельных ли мирах они существуют.

И действительно, если у учебных заведений задача выдать побольше аттестатов и дипломов, а у бизнеса – конкурировать на рынке, то как подвести общий знаменатель под интересами этих вроде бы партнёров? Чтобы их разнонаправленные устремления дали какую-то синергию, им нужна общая цель. Она вроде бы очевидна – развитие производств и рост экономики.

Не пора ли прислушаться к предложениям этих самых производственников по эффективному взаимодействию с обучающими организациями? Проанализировать, каких именно специалистов и сколько ждут на предприятиях. Добавить бюджетные места на востребованные профессии. Шире привлекать заводчан для передачи богатого практического опыта студентам, а тех водить на экскурсии в цеха, проводить там производственную практику и научные исследования. И так далее – профессионалы подскажут.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №42 от 10 октября 2018

Заголовок в газете: Гуманитарий идёт к станку

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру