Следующая остановка - реновация: в чем суть транспортной реформы в Тверской области

03.12.2019 в 15:33, просмотров: 1587
Следующая остановка - реновация: в чем суть транспортной реформы в Тверской области
фото: Анастасия Чистякова

Тверская транспортная система давно стала похожа на зрелую даму с низкой социальной ответственностью. Ее затаскали мигранты, репутация испорчена, денег нет. Так бы и сгинула она с лица земли вместе с последним ржавым троллейбусом, но власть протянула руку помощи. Систему реанимировали, поставили на ноги, припудрили, и после нового года она предстанет перед нами во всей красе.

Кто диктует правила

Транспортная проблема в Твери формировалась десятилетиями. Основная маршрутная сеть создавалась в городе еще в начале 70-х годов прошлого века. Областной центр тогда был совсем другим. Микрорайон «Южный» только начинал строиться, а «Юности» не было и в помине.

С тех пор Тверь разрослась и вширь, и ввысь – появились новые жилые массивы, университетские корпуса и общежития, торговые центры, гипермаркеты. Маршрутов муниципального транспорта стало катастрофически не хватать. Конечно, они корректировались в соответствии с потребностями населения, однако этого было недостаточно.

Общественный транспорт начал очень быстро сдавать позиции, а поддержать его власти не смогли. В итоге в конце 90-х тверские дороги заполонили маршрутки - вначале это были «рафики», затем их сменили «Газели». Те, кто передвигался из одного конца города в другой буквой «зю», помнят эти первые маршрутки достаточно хорошо.

фото: Анастасия Чистякова

Маршруты составлялись на коленке от руки: сражаясь за пассажиров, частники, казалось, заезжали даже во дворы. Трамваи, троллейбусы и автобусы остались нужны преимущественно льготникам: старикам, инвалидам, школьникам и голодным студентам, которые свои 3 рубля (именно столько стоил проезд в маршрутке) предпочитали тратить на горячий пирожок в университетской столовке.

Муниципальное транспортное предприятие постепенно дряхлело и в итоге оказалось в финансовом тупике. Денег едва стало хватать на то, чтобы латать дыры на ржавых корпусах трамваев и троллейбусов.

фото: Анастасия Чистякова

Попытки вдохнуть жизнь в МУП «ПАТП» предпринимались, и порой даже появлялась надежда на возрождение предприятия. Но этого не произошло.

Почти все городские и даже междугородние маршруты оказались в руках коммерсантов. Они диктовали правила. В том числе и правила дорожного движения.

Закрыть все лазейки

Каждый раз, залезая в маршрутку, мы возлагаем ответственность за свою жизнь на водителя. Он, может быть, неплохой человек: улыбается, плов умеет готовить, и, чтобы восьмерых детей поднять, купил водительские права. Впрочем, отметим справедливости ради, что среди водителей маршруток есть самые разные люди. Однако навыки вождения многих из них вызывают вопросы.

От безысходности – альтернативы у многих просто нет – люди вынуждены послушными овечками прыгать в салон ПАЗа, занимать все свободные и несвободные места и смиренно дожидаться окончания путешествия. Лишь бы в ДТП не попасть! А они случаются.

Полистаем новостную ленту: «В Твери маршрутка врезалась в столб», «Маршрутка сбила ребенка в Твери», «В Твери маршрутка вылетела в кювет и перевернулась», «В Твери пассажиров перевозила неисправная маршрутка», «В Твери задержали пьяного водителя маршрутки», «Беспредел маршрутчика в Твери: водитель 12 раз нарушил ПДД, пока за ним шпионили гаишники». Список можно долго продолжать.

Вспомним и трагический случай, когда прошлой осенью в Старицком районе на автодороге Тверь – Ржев авария с участием маршрутки унесла жизни 13 человек. Водитель микроавтобуса, занимающийся незаконными пассажирскими перевозками, уснул за рулем и врезался во встречный автобус.

Выражая соболезнования родным и близким погибших, губернатор Игорь Руденя тогда сказал:

- Мы будем вести борьбу с нелегальными перевозками и постараемся закрыть все лазейки, которые используются для организации опасных видов деятельности.

Придем и ахнем

Регион решил вырвать систему пассажирских перевозок из лап дикого бизнеса по примеру «Водоканала», «Тверской генерации» и других стратегически важных структур. Сейчас в Верхневолжье проводится реформа, которая вернет тверской транспорт хозяину – государству.

На базе дышащего на ладан МУП «ПАТП» уже создано новое госучреждение «Организатор перевозок Тверской области». В конце ноября начались конкурентные процедуры по выбору организаций-перевозчиков. С ними будут заключены контракты на 7 лет на сумму более 20 миллиардов рублей. Новая транспортная модель начнет действовать с февраля следующего года.

По словам Игоря Рудени, основная цель реформы – «повышение стандартов качества и безопасности»:

- Новая схема общественного движения приведет в порядок всю транспортную инфраструктуру тверской агломерации. Мы увидим на улицах города удобный низкопольный брендированный транспорт. Эта система пассажирских перевозок схожа с советской и той, которая сейчас работает в Москве.

Предполагается, что мы придем на остановку и ахнем от восхищения: перед нами распахнет двери прекрасный синий автобус с системами климат-контроля, навигации и видеонаблюдения. А специальное мобильное приложение позволит нам в режиме онлайн отслеживать его маршрут.

фото: Анастасия Чистякова

Новую линейку транспорта демонстрировали в Твери летом. Нам представили разные по вместимости - от 16 до 165 пассажиров - низкопольные автобусы марки ЛиАЗ. Машины предназначены, в том числе, для людей с ограниченными возможностями здоровья.

На первом этапе новую транспортную систему внедрят в Твери и Калининском районе, затем в других муниципалитетах.

Жирный плюс

Как сообщает пресс-служба регионального правительства, «провозная способность автобусов увеличится на 10% – до 18 тысяч человек в час»:

- Всего предусмотрена работа более 470 единиц транспорта. Интервалы движения транспортных средств в центре города будут составлять в среднем от 2 до 4 минут, в отдаленных районах – от 5 до 15 минут, – говорится в сообщении.

Нам также обещают увеличение количества рейсов (при сохранении уже существующих маршрутов) и продление времени работы транспорта. Правда, пока без конкретики.

Тарифы будут регулируемыми и с соблюдением всех льгот: бабулям с ридикюлями и радикулитами не придется часами дожидаться на улице специального льготного транспорта.

И, наконец, самый жирный плюс транспортной реформы, на наш взгляд, заключается в том, что людей будут возить профессиональные водители. Нелегальный мигрант с правами сомнительного происхождения не сможет оказаться за рулем пассажирского автобуса в Верхневолжье. Как в любом государственном учреждении, к работникам ГКУ «Организатор перевозок Тверской области» будут предъявляться повышенные требования.

А что с трамваем?

В реновации транспортной системы Верхневолжья готова участвовать государственная корпорация развития ВЭБ.РФ. Соглашение об этом на Петербургском международном экономическом форуме-2019 подписали губернатор Игорь Руденя и председатель ВЭБ.РФ Игорь Шувалов.

Несмотря на все, казалось бы, неоспоримые преимущества новой системы пассажирских перевозок, мы грустим по трамваям. В региональном правительстве заверяют: возрождение городского электротранспорта станет вторым этапом транспортной реформы.

Но это уже совсем другая история.