Стройка века: что скрывают в себе 669 километров трассы «Нева»

13 лет от проекта до открытия, 550 миллиардов вложенных денег и 669 километров пути
фото: ПТО

Ровно неделю назад, 27 ноября, в Ленинградской области состоялось знаковое событие – открыта скоростная автодорога М-11, причем с непосредственным участием президента Владимира Путина. Собственно, по инициативе же первого лица страны трасса прошла путь от проекта до грандиозной стройки, первого инфраструктурного объекта такого уровня со времен распада СССР. Ведь с той самой эпохи новых дорог, связывающих аж шесть регионов, ни разу не строили.

13 лет от проекта до открытия, 550 миллиардов вложенных денег и 669 километров пути. И чуть меньше половины из них, то есть порядка трехсот, - это протяженность автодороги М-11 «Нева» по одной только Тверской области. Участков длиннее в других регионах попросту нет.

Как водится, если речь заходит о бюджетных миллиардах, возникает резонный вопрос: стоит ли овчинка выделки? И как у любого крупного проекта, у новой трассы нашлись свои сторонники и противники. «Убыточная», «дорогая» и даже «ненужная» - такими сочными эпитетами наградили «Неву» скептики. Так это или нет? Попробуем разобраться. Ведь, в конце концов, там ведь и наши с вами налоги.

Миллиарды в асфальте

Полтриллиона рублей – сумма поистине космическая и поражает неподготовленное воображение. Ведь объем всего Дорожного фонда нашего региона в текущем году составил 10,6 миллиарда в отечественной валюте. Так что говорить об М-11 как о дорогой трассе вполне справедливо. В плане убыточности или, напротив, прибыльности – будем объективны, судить пока рано. Однако уже в первые сутки с момента открытия «Автодор» зафиксировал почти 19 тысяч проездов, большая часть – в сторону Москвы. Иссякнет ли этот поток? Скорее, напротив, он будет только расти. Ведь что выберет среднестатистический водитель: возможность домчаться из одной столицы в другую за два с половиной часа или стоять в пробке? Ответ очевиден. И, кстати, для варианта из Москвы в Тверь тоже.

Но, быть может, это все лукавство, и в целом М-11 – действительно грандиозная пустышка? Мол, властям нужна была масштабная стройка в духе советского БАМа, вот и решено было проложить новую трассу, не задумываясь о ее целесообразности. Есть и такое мнение, во многом, стоит отметить, основанное на низкой загруженности первых участков М-11. Так и вправду было в самом начале, однако это вовсе не повод говорить, будто бы в целом трасса переоценена. Пожалуй, это все равно что судить о комфортабельности недостроенных квартир по едва готовому фундаменту.

фото: ПТО

Мы не будем в очередной раз говорить о важности скоростного транзита между Москвой и Санкт-Петербургом – об этом уже сказано без нас, причем не единожды. А вот порассуждать о том, что дает новая трасса Тверской области, точно стоит. Но для этого нам стоит вернуться в недавнее прошлое.

«Черная дыра»

Вспомним так называемые «нулевые», когда федеральная трасса М-10 «Россия» была единственным автомобильным связующим звеном между обеими столицами. Тверская область, будучи транзитным регионом, пользовалась среди дальнобойщиков и просто туристов на колесах дурной славой. В ходу одно время даже бытовало выражение «черная дыра». И неудивительно: «пропасть» в Верхневолжье на несколько часов, выбившись из графика, было проще простого. А самыми «гиблыми» местами небезосновательно считались Мигаловский мост в Твери и весь Вышний Волочек, где по меткому выражению президента работал «главный светофор страны».

Федеральная трасса, проходя через старинный провинциальный городок, создавала непростую ситуацию: большегрузы стояли в пробках, чадя работающими вхолостую двигателями, а Вышний Волочек задыхался от смрада и тонул в многоголосом реве клаксонов. Машины шли и шли через город нескончаемым потоком, и главной задачей было вывести движение за пределы жилой зоны. Не зря первым открытым участком М-11 стал обход Вышнего Волочка, заработавший в ноябре 2014 года. Многокилометровые пробки пусть и не сразу, но рассосались – по крайней мере того ада, что представлял собой весь центр Вышнего Волочка, уже не было. И именно тогда необходимость трассы-дублера стала очевидна всем.

фото: ПТО

Следующим этапом стало введение в эксплуатацию участка от Твери до Вышнего Волочка в обход Торжка в 2017 году. В следующем, 2018-м, М-11 обогнула Бологое, а нынешним летом для сквозного проезда был открыт путь от МКАД почти до самой Твери. Теперь от столицы Верхневолжья до белокаменной можно пролететь всего за час.

Путешествие с ветерком

По сути, на наших глазах Тверская область превратилась из той самой пресловутой «черной дыры» в нормальный регион, через который проезжаешь не напрягаясь и без проклятий в адрес местных дорожников, чиновников, а заодно и всех остальных жителей. Безусловно, такое удовольствие стоит денег: на легковушке в среднем до 2000 рублей. А с чудом техники под названием транспондер (компактное электронное устройство для оплаты проезда. – ред.) можно опять же в среднем сэкономить около пятисот «деревянных».

Естественно, не забыта и основная трасса – М-10. Предполагается, что она возьмет на себя функции местной транспортной артерии, а «Нева» заберет себе транзитные потоки. А когда по существующему плану будет построен северный обход Твери, то и движение в столице региона станет поспокойнее. Впрочем, не будем забегать вперед – пока что, напомним, это только планы, мы же будем исходить из того, что уже есть сейчас. Например, говоря о той же М-10, справедливо будет напомнить: за последние годы ее значительно расширили, а благодаря обновленным развязкам на том участке, что называется Окружной автодорогой, транзит через Тверь заметно сократился. И особенно здесь стоит отметить расширенный Мигаловский мост, также снизивший транспортную нагрузку.

Потоки большегрузов теперь проносятся мимо областной столицы, не парализуя городское движение, как это было еще несколько лет назад. А водителям, которые целенаправленно едут в Тверь, стало гораздо проще в нее попасть – опять же благодаря упомянутым дорожным развязкам. Добавим также, что развитая транспортная инфраструктура имеет ключевое значение в развитии экономики и усиливает туристическую привлекательность региона. Так, по словам губернатора Игоря Рудени, наличие новой трассы оказало существенное влияние на развитие проектов, которые должны будут принести региону более 90 млрд рублей инвестиций и создать более 17 тыс. рабочих мест. Кроме того, реконструкция М-10 и строительство М-11 вернуло к жизни целый ряд забытых и прежде труднодоступных деревень, которые по факту были отрезаны от остального мира – за одно это нашему региону стоит поблагодарить президента, под чьим патронажем, напомним, и строилась трасса. И здесь мы вновь позволим себе небольшое отступление.

фото: ПТО

На текущий момент по территории региона пролегают целых три федеральные трассы – М-9 «Балтия», М-10 «Россия» и М-11 «Нева». Каждая прошивает Тверскую область с северо-запада на юго-восток, соединяя крупные столичные города, но в будущем с их помощью планируется также решить проблему с доступностью удаленных муниципалитетов нашего региона. Мы говорим сейчас о будущей развязке в районе Вышнего Волочка с созданием хорды между всеми тремя трассами – такое предложение на совещании у президента озвучил губернатор Игорь Руденя.

Что это даст? Первое и самое очевидное: движение в сторону Осташкова, Пено и Андреаполя станет более мобильным благодаря сокращенным маршрутам. Впрочем, это уже совсем другая история.

Ажиотаж вызвало открытие участка магистрали М-11 в Тверской области

Ажиотаж вызвало открытие участка магистрали М-11 в Тверской области

Смотрите фотогалерею по теме