Словосочетание «губернаторская трехлетка» всю эту неделю било рекорды цитируемости – большинство тверских СМИ подводили итоги нахождения Игоря Рудени у руля областной власти. Напомним, 23 сентября 2016-го на тот момент новый губернатор официально вступил в должность. С тех пор прошло ровно три года.
Много это или мало? Как минимум, достаточно, чтобы определить основные итоги работы главы региона. «МК в Твери» проанализировал три года руководства Игоря Рудени и выделил столько же ключевых трендов. Один из них, к слову, оказался весьма неожиданным.
От кратеров к магистралям
Дороги, а вернее, их перманентно разбитое состояние, были выделены в список проблем отечественной действительности еще в русской классике. А над шуткой о «направлениях» в нашей стране и вовсе никто не смеется. По крайней мере, дороги Тверской области под это определение подпадали еще в начале десятилетия. Апогеем считается весна 2012 года, когда вместе со снегом в региональной столице в прямом смысле слова сошел и асфальт. Центральные магистрали навевали сравнение с военными дорогами после бомбежки, а уж что творилось во дворах и в переулках – и вовсе с трудом поддается описанию.
Пробить три колеса из четырех за один только вечер не было чем-то из ряда вон выходящим, и выражение «тверские дороги» означали все что угодно, но только не «качественные». Вряд ли в то время кто-то мог предположить, что когда-нибудь ситуация коренным образом изменится. Ситуация казалась безнадежной, а сомневающиеся поднимались на смех.
Именно с таким бэкграундом досталась дорожная инфраструктура области новому губернатору в 2016 году. А уже в следующем в центре Твери началась масштабная реконструкция. Ремонту подверглись проспекты Ленина и Калинина, а также улицы Советская и Вагжанова. Непосредственное участие в ходе работ принимало ГБУ Москвы «Автомобильные дороги», и ключевым здесь является определение «государственное предприятие». Наверное, впервые за годы, если не десятилетия, тверские транспортные артерии не были отданы на откуп фирмам с сомнительной репутацией. Московские дорожники показали тверитянам настоящий мастер-класс по скорости и одновременно качеству работ, в которых, кстати, использовался ЩМА (щебеночно-мастичный асфальтобетон). С тех пор этот вид покрытия стал для нас привычным, а всего пару лет назад был чем-то вроде нанотехнологий.
Разумеется, не обошлось без критики, а новому асфальту предрекали быть разрушенным уже к весне. Однако новые дороги простояли весь 2018-й, сохранились в хорошем состоянии в 2019-м, и есть такое подозрение, что дотянут до 2020-го. Справедливости ради, конечно же, стоит отметить, что повреждения дорожного покрытия имеют место, однако легкие вмятины не идут ни в какое сравнение с «вулканическими кратерами» прошлых лет. К хорошему, что называется, быстро привыкаешь.
Тренд, начатый в региональной столице, постепенно экстраполировался на все муниципалитеты. Теперь, по прошествии тех самых трех лет, «тверские» и «разбитые» не являются синонимами, когда речь заходит о дорогах. За небольшой, в общем-то, срок Игорю Рудене удалось переломить как состояние инфраструктуры, так и отношение к ней. И бюджет Дорожного фонда свыше 10 миллиардов рублей уже не кажется фантастическим.
Консолидация активов
Еще не так давно слово «консолидация» сложно было назвать тем, что у всех на слуху. Сегодня же оно прочно вошло в тверской лексикон, и все благодаря масштабной работе по возвращению коммунальных активов под контроль государства.
Сфера ЖКХ сама по себе никогда не была простой, но во времена, когда теплосетями, водоснабжением и вывозом мусора занимались муниципалитеты, худо-бедно соблюдался порядок. Как минимум, было понятно, за что платить и кому. Но когда основные активы разошлись «по рукам», тверская коммуналка провалилась в крутое пике. Частные структуры, владеющие сетями, желали лишь получать прибыль, не вкладываясь в реконструкцию и высасывая из ветхих коммуникаций все соки, выводя средства потребителей в офшоры. Но где тонко, там и рвется, как гласит русская пословица, и более чем девяностопроцентный износ сетей дал о себе знать. В итоге не только отопительный сезон оказался под угрозой, но и даже здоровье людей – напомним, как в одном из разрытых котлованов пострадал ребенок, а вскоре после этого в кипяток угодил уже взрослый мужчина. Это и стало, в какой-то степени, точкой невозврата.
Именно по инициативе Игоря Рудени было принято решение о консолидации коммунальных активов под управлением региональной власти. Сложная и скрупулезная работа велась на протяжении нескольких лет, в успех мероприятия верилось с трудом, но к текущему моменту вся коммуналка – «Тверь Водоканал», «Тверская генерация», «Полигон» и «Тверьспецавтохозяйство» – находится в государственной собственности. И как-то неожиданно мы заметили, что больше не оплачиваем «обогрев улицы», а квитанции приходят не от очередного ООО «Рога и копыта», а от ЕРКЦ.
Отдельно стоит отметить реализацию на территории региона так называемой «мусорной реформы»: тариф в Тверской области одинаковый для города и села, а также для частных и многоквартирных домов. Вдобавок ко всему он один из самых низких в стране (91,24 руб. на человека в месяц. – ред.), более того, многодетные семьи с этого года освобождены от платы за вывоз мусора.
Региональное самосознание
Именно этот тренд мы в начале материала назвали неожиданным. Казалось бы, работа региональной власти сводится к экономике, реализации нацпроектов и прочей административной деятельности. Встречи с инвесторами, подписание соглашений, открытие новых производств – это да, привычно и понятно. Когда же речь заходит о таких довольно зыбких понятиях как патриотизм и самосознание, нетрудно испытать скепсис.
Тем не менее, минувшая трехлетка запомнилась нам коренным переломом в том числе в этой сфере. Поясним, что имеем в виду. Регион, географически и экономически зажатый между Москвой и Санкт-Петербургом, долгое время принято было относить к аутсайдерам. Если не сказать проще – к депрессивной транзитной провинции. Из Тверской области стремились уехать в поисках лучшей жизни, а те, кто остался, были не слишком довольны своим статус-кво. Твери принято было стесняться, а редкие заезжие туристы видели разбитые улицы и обшарпанные памятники архитектуры. Давайте вспомним хотя бы, как выглядел еще несколько лет назад Путевой дворец, и одна эта картина заменит долгие описания. «Тверской тлен», «тверская безысходность», «жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на Тверь» - давно ли мы перестали слышать подобные обороты?
Мы привыкли, что наш родной город – болото, как в прямом, так и в переносном смысле, а потому очередные инициативы нового губернатора кем-то были восприняты в штыки, а кого-то просто повеселили. Слыханное ли дело – в Твери и вдруг туризм! Но прошло время, и мы уже не удивляемся группам гостей, увлеченно слушающих экскурсоводов, привычно посещаем фестивали, концерты с участием российских и мировых знаменитостей, а также без лишнего пиетета реагируем на упоминание нашего региона на федеральных каналах.
Не будем далеко ходить за примерами: не успели забыть о всероссийском форуме «Реки России», прошедшем в июле на территории региона, как уже Тверь становится на два дня IT-столицей, принимая масштабный форум Digital Days. И раз уж мы заговорили о подобного рода мероприятиях, стоит добавить, что отметились мы и на федеральных инвестиционных площадках – РИФ в Сочи и ПМЭФ в Санкт-Петербурге. Причем, что особо следует подчеркнуть, далеко не первый год. А уж к визитам высокопоставленных лиц, в том числе президента России, мы как-то очень уж легко успели привыкнуть за эти три года. Хотя раньше гости федерального масштаба могли не заглядывать к нам десятилетиями.
Можно еще долго и подробно расписывать поездки тверской делегации в Германию или, наоборот, прием уже на нашей территории инвесторов из Австрии и других стран. Также можно уделить внимание технопаркам, «Волжскому морю», цифровому ТВ, к которому Тверская область подключилась самой первой и, более того, сделала это успешно. Можем говорить об открытии новых школ, в том числе в сельской местности, чего не было чуть ли не с советских времен. Все это можно объединить простым, но емким словом «движуха».
Тверь и Тверская область перестали ассоциироваться не только с «тленом», но и с вполне безобидным определением «провинция». Корректно ли так называть регион, чей губернатор мелькает на ТВ в обществе крупных федеральных спикеров, а сама территория становится площадкой событий государственного масштаба? Ответ пусть каждый определит для себя сам.
Завершить подведение итогов губернаторской трехлетки нам бы хотелось одним примечательным фактом. Как только ни критиковали Игоря Руденю за Спасо-Преображенский собор, но после установки куполов даже отъявленные скептики согласились: город обрел свое новое лицо. И те же самые скептики теперь вполне охотно позируют на фоне собора для селфи. Дело тут не в религии – в культурном коде, который был неполным без некоторых составляющих. И собор стал одной из частей этого кода наряду с программой переселения соотечественников, а также грядущим восстановлением калязинской колокольни.
Изменился не сам регион. Трансформировалась его концепция, которую мы, сами того не подозревая, охотно приняли.