Тверская трансформация: что изменилось в регионе за последние три года

Тверская трансформация: что изменилось в регионе за последние три года
фото: ПТО

Словосочетание «губернаторская трехлетка» всю эту неделю било рекорды цитируемости – большинство тверских СМИ подводили итоги нахождения Игоря Рудени у руля областной власти. Напомним, 23 сентября 2016-го на тот момент новый губернатор официально вступил в должность. С тех пор прошло ровно три года.

Много это или мало? Как минимум, достаточно, чтобы определить основные итоги работы главы региона. «МК в Твери» проанализировал три года руководства Игоря Рудени и выделил столько же ключевых трендов. Один из них, к слову, оказался весьма неожиданным.

От кратеров к магистралям

Дороги, а вернее, их перманентно разбитое состояние, были выделены в список проблем отечественной действительности еще в русской классике. А над шуткой о «направлениях» в нашей стране и вовсе никто не смеется. По крайней мере, дороги Тверской области под это определение подпадали еще в начале десятилетия. Апогеем считается весна 2012 года, когда вместе со снегом в региональной столице в прямом смысле слова сошел и асфальт. Центральные магистрали навевали сравнение с военными дорогами после бомбежки, а уж что творилось во дворах и в переулках – и вовсе с трудом поддается описанию.

Пробить три колеса из четырех за один только вечер не было чем-то из ряда вон выходящим, и выражение «тверские дороги» означали все что угодно, но только не «качественные». Вряд ли в то время кто-то мог предположить, что когда-нибудь ситуация коренным образом изменится. Ситуация казалась безнадежной, а сомневающиеся поднимались на смех.

Именно с таким бэкграундом досталась дорожная инфраструктура области новому губернатору в 2016 году. А уже в следующем в центре Твери началась масштабная реконструкция. Ремонту подверглись проспекты Ленина и Калинина, а также улицы Советская и Вагжанова. Непосредственное участие в ходе работ принимало ГБУ Москвы «Автомобильные дороги», и ключевым здесь является определение «государственное предприятие». Наверное, впервые за годы, если не десятилетия, тверские транспортные артерии не были отданы на откуп фирмам с сомнительной репутацией. Московские дорожники показали тверитянам настоящий мастер-класс по скорости и одновременно качеству работ, в которых, кстати, использовался ЩМА (щебеночно-мастичный асфальтобетон). С тех пор этот вид покрытия стал для нас привычным, а всего пару лет назад был чем-то вроде нанотехнологий.

Разумеется, не обошлось без критики, а новому асфальту предрекали быть разрушенным уже к весне. Однако новые дороги простояли весь 2018-й, сохранились в хорошем состоянии в 2019-м, и есть такое подозрение, что дотянут до 2020-го. Справедливости ради, конечно же, стоит отметить, что повреждения дорожного покрытия имеют место, однако легкие вмятины не идут ни в какое сравнение с «вулканическими кратерами» прошлых лет. К хорошему, что называется, быстро привыкаешь.

Тренд, начатый в региональной столице, постепенно экстраполировался на все муниципалитеты. Теперь, по прошествии тех самых трех лет, «тверские» и «разбитые» не являются синонимами, когда речь заходит о дорогах. За небольшой, в общем-то, срок Игорю Рудене удалось переломить как состояние инфраструктуры, так и отношение к ней. И бюджет Дорожного фонда свыше 10 миллиардов рублей уже не кажется фантастическим.

Консолидация активов

Еще не так давно слово «консолидация» сложно было назвать тем, что у всех на слуху. Сегодня же оно прочно вошло в тверской лексикон, и все благодаря масштабной работе по возвращению коммунальных активов под контроль государства.

Сфера ЖКХ сама по себе никогда не была простой, но во времена, когда теплосетями, водоснабжением и вывозом мусора занимались муниципалитеты, худо-бедно соблюдался порядок. Как минимум, было понятно, за что платить и кому. Но когда основные активы разошлись «по рукам», тверская коммуналка провалилась в крутое пике. Частные структуры, владеющие сетями, желали лишь получать прибыль, не вкладываясь в реконструкцию и высасывая из ветхих коммуникаций все соки, выводя средства потребителей в офшоры. Но где тонко, там и рвется, как гласит русская пословица, и более чем девяностопроцентный износ сетей дал о себе знать. В итоге не только отопительный сезон оказался под угрозой, но и даже здоровье людей – напомним, как в одном из разрытых котлованов пострадал ребенок, а вскоре после этого в кипяток угодил уже взрослый мужчина. Это и стало, в какой-то степени, точкой невозврата.

Фото: ПТО

Именно по инициативе Игоря Рудени было принято решение о консолидации коммунальных активов под управлением региональной власти. Сложная и скрупулезная работа велась на протяжении нескольких лет, в успех мероприятия верилось с трудом, но к текущему моменту вся коммуналка – «Тверь Водоканал», «Тверская генерация», «Полигон» и «Тверьспецавтохозяйство» – находится в государственной собственности. И как-то неожиданно мы заметили, что больше не оплачиваем «обогрев улицы», а квитанции приходят не от очередного ООО «Рога и копыта», а от ЕРКЦ.

Отдельно стоит отметить реализацию на территории региона так называемой «мусорной реформы»: тариф в Тверской области одинаковый для города и села, а также для частных и многоквартирных домов. Вдобавок ко всему он один из самых низких в стране (91,24 руб. на человека в месяц. – ред.), более того, многодетные семьи с этого года освобождены от платы за вывоз мусора.

Региональное самосознание

Именно этот тренд мы в начале материала назвали неожиданным. Казалось бы, работа региональной власти сводится к экономике, реализации нацпроектов и прочей административной деятельности. Встречи с инвесторами, подписание соглашений, открытие новых производств – это да, привычно и понятно. Когда же речь заходит о таких довольно зыбких понятиях как патриотизм и самосознание, нетрудно испытать скепсис.

Тем не менее, минувшая трехлетка запомнилась нам коренным переломом в том числе в этой сфере. Поясним, что имеем в виду. Регион, географически и экономически зажатый между Москвой и Санкт-Петербургом, долгое время принято было относить к аутсайдерам. Если не сказать проще – к депрессивной транзитной провинции. Из Тверской области стремились уехать в поисках лучшей жизни, а те, кто остался, были не слишком довольны своим статус-кво. Твери принято было стесняться, а редкие заезжие туристы видели разбитые улицы и обшарпанные памятники архитектуры. Давайте вспомним хотя бы, как выглядел еще несколько лет назад Путевой дворец, и одна эта картина заменит долгие описания. «Тверской тлен», «тверская безысходность», «жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на Тверь» - давно ли мы перестали слышать подобные обороты?

Мы привыкли, что наш родной город – болото, как в прямом, так и в переносном смысле, а потому очередные инициативы нового губернатора кем-то были восприняты в штыки, а кого-то просто повеселили. Слыханное ли дело – в Твери и вдруг туризм! Но прошло время, и мы уже не удивляемся группам гостей, увлеченно слушающих экскурсоводов, привычно посещаем фестивали, концерты с участием российских и мировых знаменитостей, а также без лишнего пиетета реагируем на упоминание нашего региона на федеральных каналах.

Не будем далеко ходить за примерами: не успели забыть о всероссийском форуме «Реки России», прошедшем в июле на территории региона, как уже Тверь становится на два дня IT-столицей, принимая масштабный форум Digital Days. И раз уж мы заговорили о подобного рода мероприятиях, стоит добавить, что отметились мы и на федеральных инвестиционных площадках – РИФ в Сочи и ПМЭФ в Санкт-Петербурге. Причем, что особо следует подчеркнуть, далеко не первый год. А уж к визитам высокопоставленных лиц, в том числе президента России, мы как-то очень уж легко успели привыкнуть за эти три года. Хотя раньше гости федерального масштаба могли не заглядывать к нам десятилетиями.

Можно еще долго и подробно расписывать поездки тверской делегации в Германию или, наоборот, прием уже на нашей территории инвесторов из Австрии и других стран. Также можно уделить внимание технопаркам, «Волжскому морю», цифровому ТВ, к которому Тверская область подключилась самой первой и, более того, сделала это успешно. Можем говорить об открытии новых школ, в том числе в сельской местности, чего не было чуть ли не с советских времен. Все это можно объединить простым, но емким словом «движуха».

Тверь и Тверская область перестали ассоциироваться не только с «тленом», но и с вполне безобидным определением «провинция». Корректно ли так называть регион, чей губернатор мелькает на ТВ в обществе крупных федеральных спикеров, а сама территория становится площадкой событий государственного масштаба? Ответ пусть каждый определит для себя сам.

Фото: ПТО

Завершить подведение итогов губернаторской трехлетки нам бы хотелось одним примечательным фактом. Как только ни критиковали Игоря Руденю за Спасо-Преображенский собор, но после установки куполов даже отъявленные скептики согласились: город обрел свое новое лицо. И те же самые скептики теперь вполне охотно позируют на фоне собора для селфи. Дело тут не в религии – в культурном коде, который был неполным без некоторых составляющих. И собор стал одной из частей этого кода наряду с программой переселения соотечественников, а также грядущим восстановлением калязинской колокольни.

Изменился не сам регион. Трансформировалась его концепция, которую мы, сами того не подозревая, охотно приняли.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру