Зачем депутат Госдумы Павел Крашенинников приехал в Тверскую область

Практика федерального значения

Зачем депутат Госдумы Павел Крашенинников приехал в Тверскую область
Фото: ПТО

Для тех, кто внимательно следит за федеральной политической повесткой, наверняка не станет новостью сообщение о законопроекте, внесенном в самом конце прошлого года председателем комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павлом Крашенинниковым и его коллегами.

Проект предполагает реформирование системы местного самоуправления и имеет несколько основных направлений. Это усиление ответственности руководителей, введение единых принципов образования и работы властных органов на местах, более строгое разграничение их полномочий и порядок взаимодействия между собой и другими административными структурами. Для достижения этого эффекта проект закона предполагает включение городских и сельских поселений в состав городских или муниципальных округов, то есть укрупнение административных единиц.

Такой подход имеет ряд очевидных плюсов, вроде сокращения избыточного чиновничьего аппарата и повышения скорости отклика на директивы региональной власти. Последнее немаловажно, ведь даже стратегические инициативы буксуют, когда местные органы начинают перекидывать друг другу ответственность, словно горячую картошку. Другая грань укрупнения административных единиц - перспективы участия в федеральных программах. Большинство из них имеют весьма жесткие критерии, один из которых — численность населения муниципалитета и размер местного бюджета. Зависимость прямая: чем больше местный бюджет, тем больше будет и федеральная целевая субсидия, малочисленные территории в крупные программы просто не берут.

И тут внимательный читатель может сказать «подождите, ведь речь о процессе, который идет в нашей области уже несколько лет и называется «объединение территорий». Идет не просто, но последовательно, и многие муниципалитеты уже ощутили определенные выгоды. Все началось с создания Удомельского городского округа, когда город атомщиков и его район стали монолитной административной единицей.

Затем последовало объединение со своими районами Осташкова, Андреаполя, Лихославля, Спирово, Сандово, Пено, Селижарово, Красного Холма, Молоково, Рамешек, Лесного, Кашина и Оленино.

Эта практика была направлена на повышение качества управления и обеспечение максимально возможного бюджета для участия в госпрограммах. Цель очевидна - прекратить распыление власти и перейти к ее концентрации, ведь с властными функциями приходит и ответственность. Чтобы поднять территорию, нужны крупные проекты, а их запуск возможен только при наличии четкой административной структуры и внятном распределении задач. На уровне поселений решить эти задачи практически нереально.

И вот в начале 2022 года Павел Крашенинников отправился, образно выражаясь, в большой тур по регионам, чтобы обсудить с их главами местную специфику и получить обратную связь. Не будем забывать, что законопроект вещь пластичная, ему предстоит пройти несколько чтений, в ходе которых наверняка будут внесены важные дополнения. Какими они станут, напрямую зависит от информации, полученной в регионах.

Неудивительно, что в числе первых депутат Крашенинников прибыл в Тверскую область. Ведь даже понятие «муниципальный округ», которое уже становится ключевым в федеральной повестке и грядущей реформе, родилось на тверской земле. Его автором называют главу региона Игоря Руденю, инициативу которого в 2018 году поддержал сам президент. Так новый вид муниципального образования получил подтвержденный статус.

Эта тверская новация привлекла внимание других регионов и постепенно стала федеральным трендом, к ней присматривались и изучали. Внимание как соседей по ЦФО, так и в целом государственной власти вполне объяснимо. Тверская область расположена близко к центру, в ней как в капле воды отражаются тенденции и настроения, характерные для всей Европейской части нашей страны. В случае успеха опыт можно масштабировать, учитывая все нюансы и предупреждая возможные эксцессы.

Надо отметить, нам не в новинку быть первопроходцами. Тверская область уже не раз становилась пилотной площадкой для крупных федеральных проектов, как, например, внедрение цифрового телевещания или программы социального контракта. Есть и примеры, когда региональный проект вырастал до федерального уровня, так стало с реформой пассажирских перевозок, которую высоко оценил Владимир Путин. Теперь «Транспорт Верхневолжья» принят за эталон, и в кремлевских кулуарах уже поговаривают о создании отдельной госпрограммы, а то и целого нацпроекта. Впрочем, это дело будущего, а сегодня на повестке муниципальная реформа, которая должна придать законченные формы наметившимся тенденциям.

Визит депутата Крашенинникова однозначно является важным политическим событием, хотя с первого взгляда это может показаться неочевидным. Как в баллистике отклонение на сотые доли градуса на старте может привести к значительному изменению траектории снаряда, так и здесь: региональная практика и, что особенно важно, оценка этой практики первыми лицами может определить весь дальнейший ход законотворческого процесса. А закон есть закон, если наработки нашего региона помогут создать более совершенный проект, это отразится на жизни всего государства.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру