Тверская область в космосе: от «Шаттла» до эммаусских спутников

фото: must-see.top

На прошлой неделе в тверских СМИ появилась сенсационная новость: под Тверью, а именно в поселке Эммаус, будут собирать спутники. Планируется, что производство стартует в 2021 году, а изготовленные там космические аппараты будут использоваться для нужд сельского и лесного хозяйств.

Новость, мягко говоря, удивила и даже обескуражила. Казалось бы, где Тверская область и где космос? А между тем, космос не так далек, как кажется, и наш регион сделал для освоения космических просторов больше иных стран, а может, даже и континентов.

"Шаттл" и «Буран»

Наверное, почти каждому жителю Верхневолжья известен факт, что Торопец – древнейший город региона. А вот о том, что он является малой родиной двух гениальных конструкторов, знают, увы, далеко не все. Речь идет об академике Юрии Павловиче Семенове и… американце Поле Лоренсе.

Семенов, уроженец Торопца, принимал непосредственное участие в разработке орбитальной станции «Мир», а также настоящей легенды отечественной космонавтики – корабля многоразового использования под названием «Буран».

В США такие аппараты называются «спейс-шаттлами» («космическими челноками»), там они и сейчас в ходу. А в разработке знаменитых «шаттлов» принимал участие Пол Лоренс. Так этого человека звали в Штатах, на своей же малой родине, в Торопце, он был известен как Севир Дмитриевич Богданов. Вот только судьбы двух торопчан сложились по-разному: один стал крупным советским и российским ученым, другой поработал в космической отрасли в США – как говорится, по ту сторону баррикад «холодной войны».

Так порой непросто складывались в прошлом веке человеческие судьбы. Севира Богданова вместе с матерью угнали на работы в Германию во время войны, в итоге он остался сиротой в американской оккупационной зоне. Впоследствии советский мальчик уехал в США, получил там образование и стал работать в НАСА. О родном Торопце, кстати, он не забывал, даже написал туда письмо, послужившее началом долгой переписки. А потом сложилось так, что одна из жительниц города стала его женой. Увы, при жизни Полу Лоренсу не удалось побывать на малой родине. Однако он очень хотел, чтобы его прах был захоронен именно там, и желание американского инженера русского происхождения было исполнено.

А о Юрии Семенове, человеке, сыгравшем одну из ключевых ролей в истории отечественной космонавтики, в Тверской области никогда и не забывали.

Кстати, сегодня в Торопце работает музей космонавтики, где посетителям с большим удовольствием расскажут о знаменитых земляках.

Космонавт Макаров

Говоря о космосе, нельзя проигнорировать тот факт, что Тверская область является также малой родиной одного из «мореплавателей во вселенной» - Олега Макарова, дважды Героя Советского Союза.

Родился будущий космонавт в городе Удомле, получил образование в знаменитом МВТУ имени Баумана и некоторое время работал в ОКБ-1, Конструкторском бюро Королева, участвуя в разработке первых космических аппаратов.

А еще Олег Макаров мог стать одним из первых соотечественников, высадившихся на земной спутник, – он входил в группу космонавтов, тренировавшихся по советской лунной программе. К сожалению, здесь нашей стране не удалось обогнать американцев, и звание «лунных первопроходцев» осталось за ними. А потом и соответствующие отечественные программы были отменены.

Впоследствии космонавт Макаров совершил несколько полетов, в том числе был в экипаже орбитальной станции «Союз-6» под руководством Владимира Джанибекова.

«В далеком созвездии Тау Кита…»

Те, кто бывал в Калязине или же проезжал мимо, наверняка обращали внимание на огромную «спутниковую тарелку», выглядывающую из-за деревьев. Это КРАО, или Калязинская радиоастрономическая лаборатория, ведущая наблюдение за пульсарами, а также исследующая объекты дальнего космоса – галактические и внегалактические.

Введена в строй КРАО была в 1992 году как подразделение Особого конструкторского бюро Московского энергетического института. Кстати, подобная радиообсерватория также находится в Центре космической связи «Медвежьи озера» неподалеку от столицы, ее построили раньше, в 1969 году. Оба объекта – и подмосковный, и калязинский – работают на российскую науку. Так что, кто знает, вдруг «в далеком созвездии Тау Кита», о котором пел Высоцкий, все станет немного понятней именно благодаря радиотелескопу из Тверской области.

Космическое производство

И, конечно, было бы несправедливым считать, что до перспективных эммаусских спутников в Тверской области ничего не делали для космоса.

Достаточно вспомнить тверской НИИ-2, который занимается разработкой навигационных приборов, а также систем управления, наведения и ориентации аппаратов космического базирования. Добавим сюда завод «Звезда», расположенный на острове Городомля на озере Селигер и производящий приборы высокой точности для ракет, осташковский «Луч», специализирующийся на приборах связи, в том числе военных.

Есть и другие предприятия на территории Верхневолжья, которые имеют отношения к российской космической отрасли. Но если информация о наших знаменитых земляках должна быть открытой, чтобы мы знали о них и гордились, то с производством гораздо сложнее – зачастую эта информация строго секретна.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №9 от 20 февраля 2019