В Твери детский технопарк «Кванториум» открывает двери в фантастическую реальность

В мастерской виртуального скульптора

В Твери детский технопарк «Кванториум» открывает двери в фантастическую реальность
Фото автора

«Я памятник себе накодил нерукотворный…» - так в обозримом будущем могла бы выглядеть известная пушкинская строка. «Накодить» – от слова «код», который пишут программисты. Он изобилует латинскими буквами, скобками и другими знаками, а по сути это цепочка команд, которые будет выполнять компьютерный процессор. Современные технологии сообщают классике новый смысл. Монументы XXI века перестают нуждаться в бронзе и граните – им нужна лишь программа для смартфона да размещенный на фоне красивого ландшафта QR-код.

Доступно о сложном

Прошлой осенью на просторах Тверской губернии появился в виртуальном измерении памятник великим славянским рекам – Волге, Днепру и Западной Двине, берущим начало на Валдайской возвышенности. Он исполнен в виде трех женских фигур в ниспадающих, как водные струи, синих одеждах. При том что памятник можно увидеть сразу в нескольких райцентрах Верхневолжья, на сооружение не было потрачено ни грамма цемента, ни лопаты песка. Правда, ушло полтора месяца компьютерного времени. Его «накодили», то есть выполнили с помощью компьютерной программы, девчонки-подростки Аня и Соня, занимающиеся в тверском детском технопарке «Кванториум». А потом в ходе автопробега «Я люблю Верхневолжье», который организовал медиахолдинг «РИА «Верхневолжье», в Оленино, Осташкове, Калязине, в видовых местах, были закреплены таблички с QR-кодом. При наведении на него телефона с приложением на фоне реального пейзажа видна не картонка с черно-белыми квадратиками, а трехмерное изображение смоделированного девочками памятника.

Трудно ли это – воспитать скульптора, работающего в виртуальной реальности? С этим вопросом «МК в Твери» обратился к педагогу дополнительного образования технопарка «Кванториум» Дмитрию Штапову. За его плечами бакалавриат и магистратура ТвГТУ по направлению «Информатика и вычислительная техника», причем часть учебной программы пройдена в Высшей школе немецкого города-побратима Твери Оснабрюка.

По словам Дмитрия, сам он с виртуальной реальностью познакомился в студенчестве, когда в каком-то торговом центре посмотрел на мир через специальные очки. В те же годы он обрел первый учительский опыт, объясняя детям сложные вещи доступным для них языком.

Фото автора

- Педагогический контакт с детьми дается легко – сложнее обучить их конкретной технологии, - признается педагог. - У нас в «Кванториуме» все выстраивается от потребностей ребенка. Если у него возникают какие-то вопросы, мы, преподаватели, на них с радостью отвечаем и показываем, как делать правильно. А бывает, детские вопросы ставят в тупик взрослого. Когда я только здесь начинал, не смог дать ответ, как работать с конкретной моделью виртуальных очков.

Считается, дети должны превосходить родителей. Вправду ли совершеннее новое поколение XXI века? Сегодняшние трехлетки, поясняет Дмитрий, уверенно тычут пальчиком в сенсорный экран смартфона, поскольку видели эту вещь с рождения. А все сложности ее отработки пришлись на поколение родителей.

- Если бы «Кванториум» существовал в мои школьные годы, думаю, это было бы колоссальным шагом вперед для всех, с кем я учился, - примеривает магистр Штапов детский технопарк к прошлым временам.

По силам и физикам, и лирикам

А тем временем уже его ученицам, Анне Цветковой и Софье Мацкевич, выпало создавать виртуальный памятник на заказ. Получив техзадание в виде словесного описания того, что желал бы видеть заказчик, девушки вооружились… нет, не планшетами и не мышью, а обычными карандашами. Сначала эскизы рождались на бумаге, продумывались облик каждой фигуры, костюмы. Затем пришло понимание, что одеяние всех персонажей должно состоять из воды и быть единым. А дальше с помощью «Блендера» нарисованное трио превратилось в полноценную 3D-модель. Кстати, имя кухонного агрегата носит бесплатная компьютерная программа.

- Девчонкам не сразу удалось ухватить тот смысл, который транслировал заказчик. Но после множества корректив родился окончательный образ трех рек, воплощенный в человеческих фигурах, имеющих общее одеяние – воду, - признается Дмитрий Штапов. – Для 15-летних школьниц разработка 3D-модели с нуля, на основе всего лишь текстового описания, за полтора месяца – это очень и очень неплохо. Причем надо учитывать, что потраченные на задание полтора месяца ушли не только на создание модели, а и создание приложения для телефона. Надо было добиться, чтобы оно работало с большим количеством мобильных устройств, добавить базу данных, оптимизировать саму 3D-модель, протестировать…

Фото: архив РИА Верхневолжье

Программа «Блендер», по его словам, вовсе не сложная, она подвластна и взрослым, и младшим школьникам, технарям и гуманитариям. Так что сложности, возникавшие по ходу создания виртуального памятника, относились не к технической стороне дела, а к художественным спорам вокруг проекта.

Как работает программа?

Создание даже самого причудливого 3D-объекта начинается с геометрического объемного примитива (это простое тело – цилиндр, куб). Любой объемный объект состоит из множества точек, вершин или поверхностей. Иначе говоря, это точки, соединенные сеткой. Манипулируя ими, можно получать различные формы. Все видели сетку-рабицу, и, если изогнуть ее, тоже можно сделать 3D-модель.

- Здесь многое зависит от педагога, - уверяет Дмитрий. – Если преподаватель способен донести сложное простым языком, то его поймет любой человек.

С этими словами магистр продемонстрировал памятник трем рекам… прямо на столе в аудитории. Естественно, этот натюрморт можно было увидеть лишь на экране компьютера.

Наука побеждать

В дальнейшем с этим проектом Анна и Софья участвовали во многих конкурсах всероссийского уровня и побеждали. Но талантливых детей в Твери не счесть.

- К сожалению, Софья покинула «Кванториум», но вместе с Анной Цветковой, Иваном Сухоруковым и Максимом Масляковым мы на днях вернулись из Крыма, где заняли первое место на хакатоне по виртуальной реальности, номинация «Безопасность», - пояснил молодой педагог. – Эти ребята занимаются второй-третий год по направлению «Виртуальная реальность». Буквально за три дня требовалось создать в цифровой реальности модель офиса, защищенного всяческими датчиками и камерами. Доступ к помещениям – через ключ-карту и замок с ПИН-кодом. Требовалось все это имплементировать и показать, как офис реагирует на обычного сотрудника, на охранника и на грабителя.

Парни были знакомы, но Аню не знали. Тем не менее команда сложилась. Ребята сдружились и показали себя достаточно мощным коллективом, который сумел стать сильнейшим. Для справки: хакатон – популярное сегодня мероприятие, на котором команды разных специалистов находят решения проблем на одну тему. Это перспективная форма взаимодействия, потому что помещает членов команды в экстремальную ситуацию, в которой мозг да и весь организм в целом работают продуктивнее. Когда три года назад губернатор Игорь Руденя инициировал создание тверского «Кванториума», главной целью был вывод дополнительного образования в нашем регионе на новый уровень. Сейчас детский технопарк (именно так определяется «Кванториум» в официальных документах) стал настоящей кузницей кадров для тверской науки, победы в престижных конкурсах еще раз показывают – у нас в регионе много талантливой молодежи, которая наконец получила шанс проявить себя.

Человек умнее, но компьютер быстрее

Когда пишешь о сложном, всегда есть соблазн упростить – хотя бы до собственной умственной планки. И самому себе льстит единодушие с цитатой из одного академика, взятой Стругацкими за эпиграф: понять – значит упростить. Но в другое полушарие контрапунктом стучится очередной закон Мерфи: любая, даже самая сложная, проблема обязательно имеет простое, легкое для понимания, неправильное решение. Пользуюсь случаем спросить у явного представителя компьютерной эры: кто умнее, машина или человек? И грозит ли хомо сапиенсам сценарий фильма «Терминатор»?

Фото автора

- Человек придумал компьютер, и пока что человек умнее. Но компьютер быстрее. Машины обходят нас в скорости вычислений, однако главенствующее место все равно занимает человек. Ведь он – прародитель машины. Существуют различные искусственные интеллекты, которые исполняют человеческую волю. Они являются ассистентами, не способными мыслить. А захватят нас машины в будущем или будут помогать, зависит от того, в какое русло человек их направит.

 

- В этом году мы развиваем не только технические навыки у детей, но и экономические, - возвращает беседу на земные рельсы руководитель «Кванториума» Виталий Любимов. – Я имею в виду IT-предпринимательство. У ребят должен быть выбор профессии не только между наемным программистом или инженером, но и силы, возможности, желание попробовать себя в своем деле. Для этого мы отобрали 20 способных учеников в проект «IT-гараж». В течение года ребята работают над своими идеями, к ним периодически приходят действующие предприниматели, финансисты, которые рассказывают про экономическую составляющую, бизнес-планирование. Цель – дать ребятам понять, что результат их труда стоит денег, побудить попробовать свое дело. В таком деле рождается конкуренция, а конкуренция побуждает к творчеству.

Строгий охранник на входе, сменные бахилы – в тверском «Кванториуме» свой строгий уклад. Но если уж довелось сюда попасть – глаза и мысли разбегаются от фантастических перспектив, которые становятся реальностью для юных тверитян двадцать первого века. Думается, это лучший образовательный проект последних лет, если не десятилетий. Инкубатор для наших Ломоносовых, Менделеевых и Илонов Масков.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру