Школьники Тверской области напрягли умы в областной викторине

Год науки прошел, День науки продолжается

Школьники Тверской области напрягли умы в областной викторине
Фото Надежды Медведевой

Годом науки в России официально являлся прошедший 2021-й. Однако праздник для ума на этом не кончается: наступивший 2022 год объявлен Международным годом фундаментальных наук, что с радостью и констатирует научный отдел «МК в Твери». Более того, недавно Президент России выдвинул инициативу объявить в нашем государстве десятилетие науки и технологий. Впрочем, не секрет, что для по-настоящему пытливых умов под знаком науки проходит вся жизнь. А прививается такой искренний интерес к познанию нового еще в детстве.

Лучшее из опыта

- Исследования и заслуженных ученых, и молодежи ориентированы на практическое применение, могут быть использованы для развития экономики, инфраструктуры и социальной сферы региона, обеспечивают подготовку высококвалифицированных специалистов. А это ключ к успеху нашего региона и всей Российской Федерации. Поддержка науки является частью долгосрочной стратегии Тверской области, – отмечает тверской губернатор Игорь Руденя, по инициативе которого в регионе два года назад были учреждены премии для коллективов исследователей, молодых ученых, аспирантов и студентов.

А 8 февраля областной руководитель поздравил жителей Верхневолжья с Днем российской науки, и эти слова могли в полной мере отнести к себе и воспитанники регионального центра по поддержке одаренных детей «Орион», который был создан те же два года назад на территории Вышневолоцкого городского округа.

«Орион» вобрал в себя лучшее из опыта работы федерального детского центра «Сириус» в Олимпийском парке Сочи. Сейчас он все увереннее заявляет о себе как о пропуске в большой мир для молодежи из самых отдаленных уголков региона. Образно говоря, если бы такой центр существовал в XVIII веке при императрице Анне Иоанновне, поморскому сыну Михайле Ломоносову не было бы нужды путешествовать с рыбным обозом в Москву.

Одним из недавних событий в «Орионе» стала впервые организованная викторина в честь Дня российской науки. Возраст участников варьировался от 12 до 17 лет. Подготовка содержательной части была серьезная. Кроме вопросов из разряда «А знаете ли вы, что?» и истории науки свои задания школярам приготовили интеллектуальные партнеры центра, и здесь уже голых школьных знаний было недостаточно, требовалась способность рассуждать.

Фото Надежды Медведевой

Химики и лирики

Например, физико-технический факультет ТвГУ предложил ребятам подумать над тем, является ли постоянным положение магнитных полюсов Земли и совпадают ли ее географические и магнитные полюса. Требовалось и дать ответ, почему многие электроприборы и электронные устройства размещают в металлическом корпусе.

Интересные и оригинальные вопросы подготовила областная Ассоциация учителей и преподавателей химии. Так, среди представленных отрывков из текстов популярных русских романсов нужно было выбрать те, в которых упоминается протекание химической реакции. Правильным ответом стала фраза «Мой костер в тумане светит, искры гаснут на лету…» на стихи поэта XIX века Якова Полонского.

В другом задании требовалось посчитать долю от необходимой суточной дозы жиров для школьницы Марины, которая выпила за ужином 150 г ряженки жирностью 6%. При этом суточная физиологическая норма жиров для девочки составляет 90 г.

Но подобные задачки выглядели легкой разминкой на фоне вопросов из области медицины, поступившие от Центра довузовской подготовки и профориентационной работы Тверского государственного медицинского университета. Здесь ребята должны были познакомиться со структурной формулой парацетамола и его свойствами. Интересным с практической точки зрения был вопрос о сульфате бария. Эту похожую на сметану субстанцию дают пациенту перед некоторыми видами рентгенографических исследований, потому что вещество хорошо поглощает излучение и широко используется в медицинской диагностике, позволяя контрастнее увидеть внутренние органы. Говорят, что его даже добавляют в пластмассу, из которой делается оригинальный конструктор «LEGO»: если ребенок проглотит маленькую деталь конструктора, ее можно будет потом легко увидеть на рентгене.

Экологический союз Тверской сельхозакадемии погрузил ребят в проблемы общей экологии, структуру биосферы, а также в вопросы почвоведения. В целом все вопросы были нацелены на то, чтобы ребята узнали новое, научились правильно искать информацию, а самое главное, ее анализировать и делать выводы. Набрала почти максимальный балл и стала лауреатом викторины Елизавета Головацкая из Западнодвинской школы №2.

Фото Надежды Медведевой

Учиться играючи

Что характерно, интеллектуальная «движуха» в центре «Орион» не прекращается, похоже, никогда. В начале этого учебного года при поддержке партнера – Калининской АЭС – здесь прошла викторина по атомной энергетике. Начальник отдела по работе с федеральной сетью и внешними партнерами, куратор направления «Наука» «Ориона» кандидат наук Надежда Медведева радуется: дети участвуют в викторинах, даже зная, что никаких баллов к ЕГЭ это не дает, им просто интересно.

- Но это не значит, что у нас нет и таких научных активностей. Центр юных техников является региональной дирекцией международного конкурса «Школьный патент – шаг в будущее», а «Орион» представляет всероссийский проектный конкурс «Большие вызовы». Они, в свою очередь, дают дополнительные баллы и возможность попасть в реестр одаренных детей, чтобы в будущем, став студентом, получать президентскую повышенную стипендию.

Президентская стипендия, пожалуй, неплохой бонус к способности мыслить – главной цели воспитанников всех детских развивающих центров. А чем больше думающих людей в каждом новом поколении, тем выше шансы и у отдельного региона, и у страны построить нормальную жизнь.

Пока новое поколение молодо, оно любит учиться, играя. По словам Надежды Медведевой, еще когда она занималась с детьми в технопарке «Кванториум», а до этого в гимназии №44, то обратила внимание, что дети с 1-го по 11 класс с радостью участвуют в викторинах и конкурсах формата «Самый умный», «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?».

- Это хороший знак, который показывает, что дети читают об интересных фактах в Интернете, углубляются в разные темы и готовы продемонстрировать свою смекалку и знания. Так почему не сделать это для детей всей области, задалась я вопросом. Освоила некоторые платформы для викторин и провела их ко Дню космонавтики, на День науки, День птиц. И каждый раз участников становилось все больше и больше. Что отрадно, присоединялись дети и из других регионов. Вообще, опыт работы в технопарке расширил мое знание отраслей, с которыми я как учитель была знакома лишь на уровне представлений. И это сейчас очень помогает, поскольку картина мира поменялась и метапредметность, связь технологий с фундаментальной наукой стала еще более четкой.

Академическая честность

В XXI веке наука окончательно перестала ассоциироваться с высокими гулкими университетскими аудиториями, скрипучим паркетом в лабораториях, где со стен взирают портреты корифеев и гениев. Обшитый дубовыми панелями сумрачный академический кабинет вполне заменяет скамейка в парке, а то и шезлонг на веранде у моря, а сотни томов научной библиотеки помещаются в небольшом ноутбуке. Но что осталось неизменным, так это научная добросовестность, она же академическая честность исследователя.

Биолог Надежда Медведева в старших классах была юннатом тверского террариума. Ей стало интересно, почему возникает меланизм (более темная окраска) у гадюк и других змей. Школьница ходила по лесам вдоль Бежецкого шоссе и в ближайших садовых товариществах, отмечая встречи со змеями разной окраски. Изучала она и экологическую обстановку в Твери, совмещая карту заболеваемости с картой узлов экологической напряженности. Об этом своем исследовании старшеклассница рассказала на школьной конференции «Шаг в будущее», правда, без научного руководителя из числа учителей далеко не продвинулась. Сегодня она сама опытный педагог, и ей хочется, чтобы ребята по максимуму использовали современные информационные возможности. Ведь сейчас можно получить статьи и обзоры данных со всего мира, у каждого Интернет в кармане.

- Очень важно, чтобы ребята его использовали не только как развлечение, но и знали азы научного поиска, при этом понимая, что такое академическая честность. Для детей исследование – повод не просто почитать об открытиях, но и сделать их самому. А это часто окрыляет, - говорит Надежда.

Сегодня, когда наука делается далеко не только в академических кабинетах, активно развивается направление любительской науки, когда дети и взрослые добровольно помогают ученым собирать данные для реальных исследований. Так сформировалась большая команда, в составе которой представители разных сфер. Федеральный центр дополнительного образования детей – главное учреждение, курирующее все дополнительное образование в РФ. Ученые столичных и не только НИИ, блогеры – популяризаторы науки. Представители некоммерческих партнерств, занимающиеся экологическим просвещением. Тверское отделение Русского общества изучения и сохранения птиц. И есть стремление собрать их в единую систему, помочь наставникам и учителям освоить основы сбора научных данных, ведь именно учителя и педагоги – главные вдохновители маленьких ученых.

Итогом проекта видится сбор данных, которые обладают научной ценностью и могут быть использованы как для фундаментальных целей, так и в качестве своеобразного индикатора состояния среды. Ведь некоторые живые существа очень резко реагируют на изменения в местах своего обитания как снижением, так и вспышкой численности, причем еще до того, как эти изменения могут стать опасными для человека. Ну а дети, собирая такие данные в течение ряда лет, смогут стать свидетелями микроэволюционных процессов – и это гораздо интереснее, чем просто читать об этом в учебнике.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру