Тверь вновь помогла киношникам воссоздать уходящую натуру

Тверь вновь помогла киношникам воссоздать уходящую натуру

Одним прекрасным апрельским утром в столице Верхневолжья художественный вымысел столь тесно соприкоснулся с суровой прозой жизни, что можно было перепутать одно с другим.

События происходили в двух шагах друг от друга. На рынке в "Южном" пошел под снос крытый торговый павильон, который владельцы так и не удосужились убрать, невзирая на решение суда. Процедуру можно было назвать борьбой с несанкционированной торговлей в правовом поле. А в это же время чуть поодаль, у овощных рядов, разносились зычные команды в мегафон: «Внимание! Репетируем сцену погрома! Погромщики, по команде бегите вдоль прилавков, но пока ничего не крушите! Продавцы, вы изображаете страх и ужас!»

Это снималось кино про 90-е годы, про те времена, когда «споры хозяйствующих субъектов» разрешались не почтенными судьями в мантиях, а шайками крепких молодчиков в кожаных куртках и спортивных штанах. Начинающий режиссер Борис Акопов юношей застал кусочек той эпохи. А теперь он захотел погрузить в нее героя своей дебютной картины под рабочим названием «Бык». Это прозвище персонажа, Антона Быкова. По злому навету сей молодой человек окажется в тюрьме, где преодолеет всяческие трудности и подружится с сыном известного авторитета. Однако полезное, казалось бы, знакомство не доведет до добра…

фото: Диана Беленькая

С прицелом на фестиваль

Корреспондент «МК в Твери» побеседовал с главными действующими лицами съемочного процесса. В курс дела ввел директор картины Михаил Чечельницкий:

- Съемками занимается продюсерский центр «ВГИК-Дебют» при поддержке Министерства культуры РФ. Этот полнометражный фильм – история про эпоху, про то, как время меняло людей. Началась работа 28 марта в Твери, а завершится 23 апреля уже в Москве. Сегодня снимаем эпизод на рынке, в нем задействовано около ста актеров, массовых сцен плюс шесть исполнителей главных и второстепенных ролей.

- Расскажите об исполнителе главной роли.

- Это Юрий Борисов, молодой, но уже успевший заявить о себе актер. Он снимался у Звягинцева в «Елене», а сейчас играет в очень популярном сериале «Ольга» и параллельно занят еще в нескольких проектах. К сожалению, сейчас его на площадке уже нет: утром он снялся в ключевых эпизодах, и, поскольку актеры у нас люди сильно устающие, мы его отпустили.

- Съемки вы планируете завершить в апреле, а когда «Бык» выйдет на экран?

- Примерно через год после этого.

- А как это происходит? Вы звоните директору телеканала и говорите: купи у меня шедевр?

- Ну, не совсем так (смеется). Сначала мы устроим фестивальную раскрутку, рассылая картину на всевозможные российские и международные фестивали. Фестивали - именно то место, где начинающего актера и режиссера могут взять на заметку.

- Почему в качестве натуры выбрали именно Тверь?

- С Тверью съемочную группу связывает позитивный опыт совместной работы с людьми, которые помогали организовывать другие наши кинопроекты. Это в первую очередь Лариса Сухорукова, Олег Тарикин, Степан Горский. Да и вообще люди здесь расположены к кино и готовы помочь.

Любовь никогда не наскучит

Радушие тверитян знакомо и члену Оскаровского комитета России, Европейской киноакадемии и Российского Союза кинематографистов, преподавателю ВГИКа, гендиректору продюсерского центра «ВГИК-Дебют» и продюсеру фильма Федору Попову:

- В Твери мы делаем уже далеко не первую картину. Городские власти очень лояльно и гостеприимно относятся к проведению съемок.

- Пару слов про «ВГИК-Дебют».

- Основная задача продюсерского центра «ВГИК-Дебют» - это открывать новые имена для кинематографа, давать молодым выпускникам ВГИКа путевку в жизнь. Фильм можно считать состоявшимся, если мы уже продемонстрировали миру такого молодого талантливого режиссера, как Борис Акопов. Уверен, что его ждет успешное профессиональное будущее.

- Но не объелся ли зритель сюжетами, где героя ни за что сажают в тюрьму, но он в конце концов проходит через все испытания, и добро в итоге торжествует? Да и где новизна, если по аналогии с Быком – Быковым вспоминается такой известный киноперсонаж, как Глухарев – Глухарь?

- В первую очередь это кино про любовь. Может ли наскучить зрителю хорошее кино про любовь? Думаю, вряд ли.

- Чтобы фильм «выстрелил», нужна счастливая случайность или достаточно отработанных маркетинговых приемов?

- В данном случае недостаточно ни того, ни другого. «Выстрелить» можно по-разному: вхолостую, попасть или не попасть. Бывает и так, что метил в одну цель, а попал в другую. Например, изначально фильм готовили к прокату, но в прокат он не попал. После этого его выкупает федеральный канал и показывает в своей сетке вещания. Или картина может разойтись огромным тиражом в интернете. Большое значение также имеет успешная фестивальная судьба.

- Что необходимо для того, чтобы фильм попал в какую-либо из перечисленных «мишеней»?

- В арсенале должны быть интересный сценарий, продуктивная творческая команда. При наличии этих условий у фильма есть шанс стать удачным: профессиональным, содержательным, интересным. Следующее звено – работа продюсерской команды на прокатном поле, на поле фестивального проката. Здесь многое зависит от конъюнктуры и от вкусов людей, которые смотрят картины и отбирают их. Мы же будем делать все от нас зависящее, учиться на своих ошибках. Любое кино – это выбор, ежедневный и ежечасный.

фото: Дмитрий Ходарев

Двоякое послевкусие 90-х

А тем временем режиссер Борис Акопов готовил сцену бандитского налета на рынок.

- Борис, вам 33, и «Бык» - ваш первый полнометражный фильм. На ваш взгляд, вы взялись за него слишком поздно, рано или вовремя?

- Как раз вовремя, когда и образование, и жизненный опыт сошлись в нужной точке.

- Почему выбрали именно сюжет из жизни 90-х?

- Криминальная драма – это всегда востребованный, интересный жанр.

- Ходовая вещь?

- Все-таки не вещь, мы хотим сделать искусство. А жанр драмы выбрали, чтобы затронуть в душах зрителей какие-то эмоционально правильные ноты.

- А чем ваш Антон Быков должен зацепить широкую аудиторию?

- Я хочу создать образ достаточно обаятельного героя, в жизни которого приоритетом являются семейные ценности. А обстоятельства, которые его окружают и с которыми он борется, – знакомые многим реалии того времени.

- Но сами вы их застали в очень раннем возрасте.

- Это мои первые осознанные детские воспоминания, в фильме я пытаюсь в них разобраться. В то время я жил в маленьком подмосковном городке Балашихе, который вдруг стал одним из криминальных эпицентров.

- Девяностые закончились 20 лет назад. Какое они оставили послевкусие – горькое или романтическое?

- И то, и то. В процессе работы над фильмом общался с разными людьми, и они отмечали: время было хоть и сложное, но в воздухе было ощущение надежды, мечты и бесконечной свободы. Хотя, с другой стороны, были и кровь, и хаос.

- А сценарий вы сами писали, извините, по бедности или хотелось высказаться о том, что накипело?

- Конечно, высказаться. Ну, я всегда страдал графоманией, еще до института, до ВГИКа, до кино. Просто нравится процесс: сидишь и пишешь… Но в Сеть свои труды не выкладываю – пишу только в стол или как этюды для сценариев.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №17 от 18 апреля 2018

Заголовок в газете: Надежда и свобода, кровь и хаос