В Твери взорвался жилой дом 60 лет назад

В Твери взорвался жилой дом 60 лет назад

В прошлом веке в Твери, а тогда Калинине, прогремели три взрыва, которые вошли в историю города: в 1935 году снесли Спасо-Преображенский собор, 10 ноября 1981 года взорвалась мельница комбината хлебопродуктов, а однажды взорвался дом на проспекте Чайковского. Тогда погибли 34 человека — офицеры НКВД и их семьи. Об этом, последнем, взрыве мы сегодня и расскажем в нашей хронике.

В конце 1930-х — начале 1940 годов на чётной стороне Станционного шоссе были построены четырёхэтажные кирпичные жилые дома №№44, 46 (в обоих домах - магазины) и 62а. В 1940 году шоссе было переименовано в проспект имени П.И. Чайковского к 100-летию со дня рождения композитора. Строили дома с отступом от прежней красной линии (это место заняли скверы, в одном из которых, перед домом №62а, располагался памятник Сталину (он снесён в 1961 году)).

Здания были ведомственные, построенные для сотрудников НКВД. В годы Великой Отечественной дом №46 был частично разрушен авиабомбой, и его восстанавливали пленные немцы. Нужно заметить, что 46-й дом был построен для младшего офицерского состава, то есть в нём жили семьи лейтенантов, капитанов, майоров. А в соседней «сталинке» – семьи высшего офицерского состава - дом был элитным, с комнатами для прислуги.

30 декабря 1958 года при подключении дома к газу (разводящие газовые трубы в то время прятали по подвалам) произошла утечка пропана, и из-за зажженной спички в подвале произошел взрыв газовоздушной смеси, вызвавший обрушение целого подъезда (18 квартир). Погибло 34 человека, и 9 были ранены.

Вот что рассказывают очевидцы и жильцы.

Александр Васильев: «Мое детство прошло в доме 46, детворы было полно, редкая квартира была на одного хозяина, в основном коммуналки. Но о доме и о друзьях детства сохранились самые тёплые воспоминания. Все ходили в 14-ю школу, как и вся дворовая шпана, часто дрались с соседскими ребятами двор на двор, дружили с пацанами из 90-го дома и из дома «для слепых» на Спортивном. Взрыв случился из-за скопления газа в подвале, в детстве я лазал в этот подвал, люк находился в 4-м подъезде (там сейчас мясной магазин), в 7-м подъезде было бомбоубежище. Про взрыв долго помнили все жители».

Лариса Елисеева: «Об этом происшествии мне рассказывала еще мама, ей было тогда 17 лет. Все произошло под Новый год. Помимо жильцов было много приехавших в гости. Погибли целые семьи. Все похоронены на старом Первомайском кладбище. У моей знакомой (которой тогда было 13 лет) тогда тоже случилась трагедия – милицейская машина на огромной скорости сбила на остановке ее маму. Тоже похоронили рядом с погибшими на Первомайском кладбище, а девочка осталась сиротой. Трагическая история, она мне настолько запала в душу, что, каждый раз проезжая мимо этого дома, я ее вспоминаю. А здание впоследствии было восстановлено.

Людмила Ровная: «Я очень хорошо помню эти события. Ехала на новогодний вечер в училище. Трамвай остановился, и я пошла пешком. Смотрю, большое скопление народа и разрушенный подъезд. Крайняя стена еще держалась. В памяти остался момент - подъезжает такси, из него выбегает мужчина с новогодними детскими подарками. Обезумевшее лицо у мужчины... Взрыв был очень мощный. На противоположной стороне проспекта Чайковского, где сейчас «Славнефть», располагался райком партии. Мимо него шла молодая женщина, так и в неё попал осколок. Одна семья осталась жива. Комнаты рухнули, а они в это время были в кухне. Говорили, что ночью об этом происшествии передавали «Голос Америки» и Би-би-си.

В связи с тем, что в доме жили работники НКВД, сначала было подозрение на теракт, но в ходе расследования выяснилось, что причина в несоблюдении техники безопасности и технического регламента по монтажу газовой установки в жилом доме. В марте 1959 года начался судебный процесс над семерыми работниками «Калинингоргаза» и СУ-5 треста «Калининстрой»: от начальника до слесарей, занимавшихся монтажом газовой установки во взорванном доме. Из семи осужденных трое получили условные сроки, а четверо – реальные сроки от 1,5 года до 7 лет. Также был снят с должности начальник Калининского «Облжилкомхоза».

Ну а после взрыва сделали выводы: газовые трубы стали монтировать по фасадам домов, а не в подвалах.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №42 от 10 октября 2018

Заголовок в газете: История одного взрыва

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру