Тверской «Кванториум» станет кузницей кадров для хайтек-сферы

фото: правительство Тверской области

"Кванториум" – новое слово в дополнительном школьном и вузовском образовании. Хочешь – робота программируй, хочешь – моделируй виртуальную реальность. Да и просто интересно побродить в атмосфере научных изысканий среди забавных агрегатов, о которых в простых школах можно только мечтать.

В среду, 30 января, в Твери открылся детский технопарк "Кванториум" – место, где под одной крышей собрали самые передовые технологии, которые можно использовать в учебных целях.

Царство науки и техники

Как же выглядит тверской "Кванториум"? Он расположен в самом центре города по адресу: Студенческий переулок, 28, там, где раньше была типография. В здании сделали качественный ремонт с продуманной эргономикой и профессиональным дизайном.

На входе гостей встретил красно-золотистый робот в рост человека. Это не просто игрушка. Кроме того, что он может мило улыбаться, отвечать на несложные вопросы и выполнять голосовые команды, учащиеся "Кванториума" будут практиковаться на нём в создании программ управления. Однако такие человекоподобные роботы – это высшая ступень. Начинают ребятишки с азов под руководством опытных наставников. В штате 34 человека. Все педагогические работники прошли обучение на базе инновационного центра "Сколково".

Так в чём же новизна "Кванториума", кроме передовой технической базы и преподавателей с сертификатами из "Сколково"? Дело в том, что кроме обучения как такового, дети и подростки здесь смогут разрабатывать свои проекты. Почувствуйте разницу. Это не линейное обучение, как в традиционной школе, а проблемно-ориентированное.

Для решения технической задачи юный исследователь или команда должны обобщить накопленный опыт, провести изыскания в смежных областях, привлечь экспертов из других направлений. Разбивая проект на несколько подзадач, ребёнок учится ставить цели и находить пути их достижения. Такая модель гораздо лучше подходит к реалиям современного социума.

- Я хочу быть строителем!

- А я инженером!

- А я хочу зарабатывать много денег, меня папа сюда привёл!

Увлечённые сборкой ветряной мельницы ребятишки, на вид не старше семи лет, как на духу выдавали все семейные тайны.

В первый официальный день работы детского технопарка юные учёные ещё не очень представляли, что и как они будут делать. Ребятишки сидели за столами, пока вокруг сновали наводнившие здание журналисты и расхаживали педагоги.

- Скажи, пожалуйста, ты знаешь, что такое IT? – вопрошала журналистка у мальчика лет семи, одетого в синюю футболку "Кванториума".

Мальчик растерялся перед камерой и микрофоном. Помолчал и коротко сказал: "Нет".

Микрофон убрали и паренёк немного "ожил".

- Мы будем здесь учиться роботов собирать! – радостно заявил он.

Журналистка протянула ему микрофон, и мальчонка снова начал "подвисать". Да, он хочет собирать роботов. Нет, программировать не умеет. Зато смотрит кино и играет в игры, хочет стать известным учёным и заработать денег для родителей.

К чести организаторов, всё было сделано так, что никто из детей даже не думал сидеть в телефонах. Редкое селфи, а потом снова всё внимание приковано к чудесным штукам, которые ещё сложно понять.

– Здесь мы будем учиться собирать и программировать контрольные блоки для управления роботами, – пояснил "МК в Твери" преподаватель Михаил Воронцов. – Это небольшие процессоры, которые крепятся на платы. А собственно сборка роботов проходит в другом квантуме, по соседству.

фото: правительство Тверской области

Квантумом называется отдельная рабоче-образовательная секция со своей уникальной технической базой. Всего их шесть.

1. Робоквантум. Сюда входят такие дисциплины как мехатроника, автономная и соревновательная робототехника.

2. Виртуальная и дополненная реальность. Тут создают собственные прототипы шлемов виртуальной реальности и разрабатывают виртуальные приложения.

3. Аэроквантум. Тут детей учат разработке, конструированию и программированию, связанным с авиатехнологиями.

4. Хайтек. Здесь ведётся проектирование и изготовление изделий на станках с числовым программным управлением.

5. IT-квантум. Сюда входят программирование, системное администрирование, информационная безопасность, микроэлектроника.

6. Промышленный дизайн. Тут ребятишки постигают визуализацию и 3D-моделирование.

Во всех квантумах в день открытия уже стартовали занятия. Например, в квантуме "хайтек" ребятишки из начальной школы собрались вырезать маленькие картинки по шаблону, начерченному на компьютере. Чем-то это походило на выжигание на уроке труда в школе. Но перед началом работы педагог завёл речь о той самой проектной работе и принципах постановки целей. Дети начали вертеть головами, отвлекаться.

- Тебе разве не интересно, что наставник говорит?- интересуемся мы у мальчика, который залез в телефон.

- А я не понимаю, что он говорит, - честно признался мальчик. - Я хочу учиться на инженера.

Кузница кадров

Квантумы находятся за прозрачными стенами вдоль коридора. Всегда можно посмотреть, кто чем занимается, и это создаёт атмосферу непрерывного творческого процесса. В самом коридоре расставлены наглядные пособия, сродни тем, что все мы видели на уроках физики, только в современном исполнении. Например, маленькая аккуратная динамо-машина: покрутишь ручку – загорится лампочка. Только они здесь разные, и чтобы засветилась лампа накаливания, надо постараться куда больше, чем для светодиодной. Сразу становится ясно, что такое энергосбережение.

Записываться на обучение могут все желающие, но сотрудники "Кванториума" всё же рекомендуют приводить детей от 10 лет и старше. Тем, кто помладше, ещё трудно бывает вникнуть в высокие технологии. Стоит отметить, что с 5 декабря прошлого года стартовали вводные занятия в школах Тверской области с целью вовлечения детей и подростков в проектную деятельность. Ведь разработать проект можно и у себя в школе и даже дома, а проверить его работоспособность уже в "Кванториуме".

– На данный момент заключено 13 договоров сетевого взаимодействия детского технопарка с общеобразовательными организациями, – сообщает Министерство образования Тверской области. – Принято 1 618 заявок на обучение детей, в том числе порядка 1 100 заявок от родителей детей старше 11 лет.

Губернатор Игорь Руденя лично прошёлся по квантумам и побеседовал с будущими учёными, которые пока ещё не осознают, какие грандиозные возможности открываются перед ними. Глава региона высоко оценил уровень реализации проекта и выразил надежду, что подобно тому, как огранка делает из алмазов бриллианты, так и талантливые дети Верхневолжья скоро превратятся в настоящих экспертов мирового уровня.

фото: правительство Тверской области

У "Кванториума" есть все данные, чтобы стать локомотивом дополнительного образования региона. Сейчас идёт активное привлечение компаний-партнёров. Ряд крупных предприятий региона выступил спонсором при подготовке проекта технопарка. Кроме образовательной функции "Кванториум" скоро получит статус настоящей кузницы кадров для хайтек-сектора. С ребятами, которые будут разрабатывать по-настоящему выдающиеся научные проекты, предприятия планируют заключать отложенные трудовые контракты. Это значит, что юного специалиста уже со школы или первых курсов вуза будут готовить для работы в крупной компании. Практика отложенных трудовых контрактов уже хорошо зарекомендовала себя в сфере подготовки рабочих кадров, теперь же пришла пора выйти на новый уровень.