Одна из самых обсуждаемых тем политической повестки - создание новых городских округов в Тверской области. Вот предыстория вопроса: еще в 2015 году произошло первое объединение двух муниципальных образований – Удомля слилась с Удомельским районом. Вместо двух администраций появилась одна, образовался единый депутатский представительный орган – Удомельская городская Дума, был образован общий бюджет, прошла оптимизация бюрократического аппарата. Позже по схожей модели прошло объединение Осташкова и Осташковского района, Кашина и Кашинского района, Нелидова и Нелидовского района.
Сейчас на очереди Торжок и Торжокский район, Вышний Волочек и Вышневолоцкий район, Весьегонск и Весьегонский район - это территории, где представители общественности выступили с идеей объединения и были поддержаны в областных властных кабинетах.
Понятно, что вопрос не из самых простых – неслучайно по нему проводятся общественные слушания. Любые изменения всегда воспринимаются с недоверием. Но нетрудно заметить: его усиленно подогревают отдельные обиженные поселковые чиновники и депутаты, которые по итогам объединения могут потерять должности и зарплаты. «Оптимизируемые» люди во власти обороняются по всем правилам черного пиара: граждан пугают потерей льгот, закрытием социальных служб, ростом тарифов, исчезновением автобусов, клубов, школ, больниц… Дело доходит до откровенных провокаций: толпы интернет-троллей грозят чуть ли не геноцидом!
Мы решили разобраться в перипетиях объединительного процесса. Чтобы не быть голословными, мы отправили свои вопросы в областное правительство. Через неделю «МК в Твери» были получены развернутые ответы, на их основе мы и подготовили эту статью.
Надо ли оно вообще
В этой формулировке, пожалуй, скрыт весь глубинный смысл народных волнений. Оптимизация и прочие умные слова – для людей всего лишь красивый фантик, за которым скрывается подчас что-то неизвестное и не всегда хорошее. Добавим сюда и различные провокационные заявления, которые гуляют по соцсетям и обсуждаются в кухонных разговорах, обрастая подробностями. На деле же все сугубо прагматично и понятно.
Начнем с того, что укрупнение территорий – это не нововведение Тверской области. Например, в Подмосковье число муниципальных образований сократилось на треть, а Сахалин и вовсе полностью теперь состоит исключительно из городских округов. По сути, сейчас мы наблюдаем процесс, обратный тому, что происходил в конце восьмидесятых – начале девяностых. В современной историографии это получило название «парад суверенитетов», когда регионам на государственном уровне было предложено взять свободы столько, сколько те смогут унести. А уже внутри регионов в политические анклавы превращались города и села. В итоге мы получили современный вариант феодальной раздробленности и кучу местечковых конфликтов.
Процесс укрупнения как раз и нацелен на решение этих проблем: городу и району становится просто нечего делить. Вместе с объединением уходят в прошлое дрязги между администрациями и конфликты власть предержащих. Заодно ставится точка в ситуации, когда в двух администрациях занимались частично одним и тем же, дублируя друг друга, и весь раздутый бюрократический аппарат «висел» на бюджете.
У страха глаза велики
Если сокращаются раздутые чиновничьи штаты, значит, высвободятся лишние деньги, а расходы уменьшатся. Вдобавок сократится число выборов – представительный орган власти (дума или депутатское собрание) остается один на округ, а это тоже экономит бюджетные деньги. Вместо выборов они пойдут на социально значимые проекты, которые населению явно нужнее.
Есть еще один плюс: у единого городского округа больше шансов войти в федеральные и региональные программы развития. Дело в том, что почти все программы работают по принципу софинансирования. Чем больше денег вложит в программу местный бюджет, тем больше территория получит «вскладчину» из регионального и федерального кошелька. Математика тут простая: когда городской и районный бюджет в Торжке и Вышнем Волочке сольются в одни большие консолидированные бюджеты, объем софинансирования автоматически возрастет. Именно этого много лет поодиночке добивались упомянутые города и районы!
При этом распределяться полученные средства будут равномерно – развитие территории станет сбалансированным. Более того, схема объединений в нашей стране и начала в свое время внедряться именно для того, чтобы уравнять качество жизни в городах и на селе.
Плюсы очевидны, но многим людям все равно страшно. Особенно тревожно жителям отдаленных населенных пунктов: они боятся перебоев с доставкой продуктов и лекарств. Страшит людей и сокращение администраций сельских поселений: не получится ли так, что власть станет еще менее доступной? Однако в полученном нами из областных структур власти ответе черным по белому записано: с целью решения этого вопроса планируется создание территориальных отделов со всеми необходимыми полномочиями.
В том же ответе представители областной власти дают гарантию: никуда не денутся и местные отделения полиции, налоговой, Пенсионного фонда – все останется на своих местах. То же самое и с транспортной системой: она сохранится в существующем виде.
Другой не менее важный вопрос касается школ, детских садов, библиотек и Домов культуры – мы уже научены горьким опытом прошлых лет, и слово «оптимизация», к сожалению, часто ассоциируется с ликвидацией. И вновь цитируем ответ, полученный из областных структур: «никакой реорганизации образовательных и культурных учреждений в этой связи не планируется». Более того, здесь же особо указано: ни школам, ни детским садам не нужно будет переоформлять лицензии на свою деятельность – об этом четко говорит федеральное законодательство.
Да, некоторые населенные пункты, возможно, придется переименовать, но только в том случае, если названия будут совпадать. При этом мнение жителей должно быть обязательно учтено, как этого требуют региональные и федеральные законы. И еще раз повторяем: из-за переименования населенного пункта местной школе или детскому саду не нужно будет заново получать лицензию на осуществление деятельности, а любые спекуляции на эту тему не имеют под собой реальных оснований.
«А как же льготы, которые установлены для сельских жителей, в частности, для работников культуры, медиков и учителей на селе? А как же льготы по коммуналке, по оплате жилья? Ходят слухи, что после образования городского округа их отменят, ведь округ-то ГОРОДСКОЙ!» - вот еще один вопрос, который волнует многих жителей Вышневолоцкого и Торжокского районов. Волнует, заметим, неспроста: «страшилками» про отмену льгот и рост тарифов завалены все местные соцсети, одновременно их усиленно несут в народ поселковые чиновники, боящиеся за свои кресла, зарплаты и власть.
Однако здесь власть дает четкий и ясный ответ: льготы никто не урежет – этого не делалось никогда ни при каких объединениях, как в Тверской области, так и в целом по России. Все льготы сохранятся на том же уровне! Статус сельских населенных пунктов останется прежним, а значит, нет оснований для отмены действия региональных законов, которые эти самые льготы гарантируют! Более того, о сохранении льгот для сельских жителей неоднократно говорил лично Игорь Руденя. Губернатор четко озвучивал на встречах с гражданами: никакой отмены льгот быть не может – региональная власть это гарантирует.
Не останутся без поддержки и молодые специалисты в сфере здравоохранения, так как это находится в ведении местного самоуправления. Иными словами, решение будет принимать сам округ, который, разумеется, заинтересован в привлечении тех же медиков. Не секрет, что со специалистами в сельской местности ситуация пока еще далека от идеальной, так зачем местной власти пилить сук, на котором она сидит? Представить такое просто невозможно!
Новый стимул
Объединение влечет за собой решение многих финансовых вопросов. Это и упомянутые программы развития, и экономия за счет сокращения бюрократического аппарата. Но вот вопрос – что произойдет с участием в ППМИ (программе поддержки местных инициатив)? Вдруг объединение застопорит процесс и сделает участие невозможным?
Из областных кабинетов получен ответ: критерии участия в ППМИ будут прописываться с учетом специфики вновь созданных округов. Говоря проще, к округам для участия в ППМИ будут предъявляться такие же требования, как и к районам. Так что в процедурной части ничего не изменится.
А вот доля софинансирования и размер субсидий при этом станут больше! Именно для того, чтобы поддержать объединенные территории, региональный Минфин предлагает с этого года увеличить участие областного бюджета в ППМИ с 40 до 50%, а сами выделяемые суммы поднять с 400 тысяч рублей до 600 на один проект. Сельские поселения, активно участвующие в ППМИ, от объединения не только не потеряют – приобретут!
Городу и миру
Пока что мы не особо затронули извечное противостояние города и деревни, а придется: столкнувшись с объединением, обе стороны боятся ущемлений. «Уж не заставят ли нас оплачивать коммунальные долги села?» - боятся горожане. «А не поднимутся ли у нас цены на проезд до уровня городских?» - переживают на селе.
Определенные сложности есть везде и всегда. Но самое главное заключается в следующем: да, вновь образованный городской округ - правопреемник всех органов местного самоуправления, но это никак не связано с тарифами, население продолжает платить за услуги ЖКХ по установленным расценкам.
Что касается транспорта, то все так называемые межмуниципальные маршруты при объединении перейдут в статус муниципальных, а транспортная система станет единой. Стоимость проезда в данном случае будет зависеть от вида перевозок – по регулируемым или нерегулируемым тарифам. В первом случае тарифы будут устанавливаться уполномоченными органами, а во втором коммерческими перевозчиками. Насколько нам известно, в части муниципальных маршрутов с регулируемыми тарифами повышение не планируется. Ну а за поведение коммерсантов ручаться мы не можем - ни в будущем, ни сейчас, до объединения.
«Так кто же и почему наводит панику на пустом месте среди населения?» - могут задать вопрос читатели, вдумавшись в озвученные нами факты. Ответ прост, и мы его не раз озвучивали: как известно, самые коррумпированные, потерявшие берега и совесть чиновники водятся именно на селе – там, куда редко заглядывает высокое руководство, и снижен контроль. За примерами далеко ходить не нужно: буквально на днях сотрудниками УБЭП было возбуждено уголовное дело по статье «Мошенничество» в отношении главы Марьинского сельского поселения Торжокского района г-на Маркелова, который подарил жене с барского плеча кусок муниципальной земли. Поверьте: такое вокруг да около – именно в селах чиновники и депутаты, дорвавшись до власти, мгновенно превращаются в феодалов – считают территорию своим личным поместьем. Именно с этой поселковой коррупцией и должно покончить объединение территорий, снеся под корень феодальную чиновничью лестницу, тихо выросшую на селе. Стоит ли удивляться, что коррупция в ответ завыла и приготовилась держать оборону?
Так что в очередной раз повторяем: не ведитесь на пугающие слухи и сплетни. Объединение территорий – это не поглощение, а слияние.