Когда в детстве я разглядывал отцовскую юбилейную медаль в честь 30-летия Победы в Великой Отечественной войне, мне думалось: тридцать лет – какая же это вечность. Но вот приближается аналогичный юбилей со дня прекращения уже совсем другой войны – афганской, а кажется, будто она была практически вчера.
Что роднит эти две войны (как и все войны на планете)? Государство посылает молодых парней с оружием в руках защищать Отечество либо его, государства, интересы. В случае с Афганистаном считалось, что если бы не мы, то на кабульский аэродром приземлились бы самолёты ВВС США. А это создало бы неприемлемую угрозу в южном подбрюшье СССР. Значит, ограниченный контингент советских войск выполнял в чужой стране всё ту же государственную задачу по защите Отечества.
А что отличает эти две войны? Отношение к ним и к их участникам. Нарастающий градус официального пафоса в отношении всего, что связано с Великой Отечественной, – и ползучее понижение этого градуса по отношению к воинам-«афганцам». Нет, с возложением венков 15 февраля и установкой мемориальных табличек на зданиях школ пока всё в порядке, но повод для недоумения есть. Это статус наград, которые украшают грудь настоящего мужчины, прошедшего огонь и воду.
Ещё осенью, когда стали готовить план торжественных мероприятий, стало известно, что государство не планирует выпускать традиционную памятную медаль к юбилею вывода войск из ДРА. На свет должен был появиться некий нагрудный знак под названием «30 лет завершения выполнения задач 40-й армией в Афганистане». Заказчик – общественный Комитет ветеранских организаций. Изготовитель – столичная коммерческая фирма, специализирующаяся на наградной атрибутике. Цена куска металла с муаровой лентой – 290 рублей (при заказе от 1000 штук).
Согласитесь, этот факт резко снижает статус награды, практически опускает ниже плинтуса. Это как если бы медаль «За взятие Берлина» вручалась бойцам Первого Белорусского фронта от имени ДОСААФ, а не Президиума Верховного Совета СССР. Одно дело именная награда с порядковым номером, отчеканенная на государственном монетном дворе, и совсем другое – некий значок от общественности. Даже отлитый в форме круглой медали, он будет отличаться от военной награды так же, как профкомовская премия отличается от государственной.
И теперь уже поседевшие ветераны-«афганцы» вправе спросить: государство, у тебя кончились деньги на награды людям, которые защищали твои интересы в далёкой стране?
Видимо, кончились. И довольно давно. Ещё к 15-летию вывода советских войск из Афганистана Комитет по делам воинов-интернационалистов обращался с ходатайством к правительству Российской Федерации о выпуске государственной награды – медали «15 лет вывода советских войск из Демократической Республики Афганистан». Но прошение не было поддержано из-за отсутствия финансирования. Тогда комитет сам учредил и медаль к 15-летию вывода войск, и «Ветеран боевых действий». Выпуском подобных «общественных наград» знаменовались и последующие круглые даты окончания афганской войны.
Более того, как поведал участник тверской рабочей группы по подготовке памятных мероприятий, заместитель начальника военной академии ВКО полковник Сергей Тунденков, в 2018 году государство не расщедрилось на награды даже по поводу такого супер-юбилея, как 100-летие (!) Красной Армии. Памятную медаль «100 лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Флоту» выпустила… общероссийская общественная организация ветеранов Вооруженных Сил РФ. Выкупать награду заинтересованным лицам и организациям пришлось самостоятельно. В их числе и военная академия ВКО оплатила столько памятных медалей, скольких людей хотела отметить.
В Верхневолжье живут и здравствуют свыше трёх с половиной тысяч ветеранов-«афганцев», в целом по стране – порядка 1,34 млн. «чеченцев», «сирийцев» и других участников вооружённых конфликтов новейшей истории (их тоже предполагается отметить к афганскому юбилею). Таким образом, если заказать по медальке каждому ветерану, уже около 400 млн. рублей прибытка производителю выходит. А в том, что заказы будут, можно не сомневаться.
Что ж, в конце концов, разве государство не обещало поддерживать малый бизнес – пускай даже в такой своеобразной форме, позволяя заработать на медалях? Вот только нельзя брать деньги за награду. Даже в век, когда всё покупается и продаётся. Эту простую истину высказал руководитель организации «Инвалиды войны» Олег Толстых. Алексей Виноградов («Российский союз ветеранов Афганистана») тоже не в восторге от любительского статуса юбилейной медали. Неплохо бы подумать об этом тем чиновникам, корысть которых так легко способна переступить через народную память.
А пока напомним: в день годовщины прекращения афганской войны, 15 февраля, в столицу на Поклонную гору съедутся «шурави» со всей страны. В Твери торжественный митинг с возложением цветов и концертом в драмтеатре для ветеранов боевых действий пройдёт заранее – 13 февраля.