Почему воссозданию сражений былых времен все возрасты покорны
Когда речь заходит о людях, увлекающихся костюмированной исторической реконструкцией, то первое, что приходит в голову, - в солдатиков или «войнушку» в детстве не наигрались. Да, есть и такие, но в рядах костюмированного войска можно увидеть и зрелых мужчин, понюхавших если не пороху, то кирзы в период срочной армейской службы.
Какая такая магия отрывает людей от мирного семейного очага, заставляет тратить немаленькие деньги на экипировку и побуждает строем ходить в атаку в дыму бутафорских взрывов, «МК в Твери» выяснял у адепта этого движения Ивана ЗАГУМЕННОВА. Ему 32 года, он получил в ТвГУ экономическое образование по специальности «финансы и кредит», на данный момент работает в сфере производства.
- Иван, для вас реконструкции былых сражений увлечение или вторая жизнь?
- Скорее, увлечение. У меня отец военный, сменил немало гарнизонов, и тема оружия, боевой техники меня притягивала с детства. Интересовался я и военной историей. А году в 2013-2014-м узнал, что существует реконструкторское движение, в том числе по Второй мировой войне. Я познакомился с его участниками и вступил в клуб «РККА Тверь».
- В вашей семье наверняка тоже есть участники войны?
- Да, я храню личное дело моего деда по отцу, он летал на штурмовике Ил-2. Дед по материнской линии тоже был военным. Кроме того, родственники в Петербурге нашли в архивах сведения, что наши предки участвовали и в Первой мировой войне. Ну а мой отец выполнял боевые задания в Югославии и на Северном Кавказе.
- То есть к военно-реконструкторскому увлечению вас подтолкнул семейный бэкграунд. Такое хобби доступно каждому?
- Собрать комплект формы – довольно трудоемкий процесс и в плане времени, и в плане затрат, особенно для начинающего. Имеет значение и эпоха, и чья армия. Если шить на заказ, выйдет дорого – зимняя шинель, например, порядка 10-12 тысяч рублей. Немецкий мундир стоит больше 7 тысяч, а потом ведь все это надо оснастить нашивками, нарукавными лентами и т.п.
- А ткани тех времен разве сейчас выпускают?
- Все это изготавливается на заказ. Если брать Рабоче-крестьянскую Красную армию, то там и гимнастерки, и шаровары – все из двойной диагонали, которую трудно достать. Специализируются на этом маленькие частные фирмы.
- Во время проведения военно-патриотического лагеря «Ржев. Калининский фронт» один из участников носил солдатское обмундирование времен войны, с петлицами и кожаными подсумками для патронов, которые выглядели как новые. Это все новоделы или где-то еще сохранились старые военные склады?
- Копии. Если речь о подсумках к винтовке Мосина, то можно найти и репарационные, 50-х годов. Часть экипировки, более-менее соответствующей военной эпохе, действительно продается с военных складов. Есть даже специализированные сайты. А можно подлинную вещь – подсумок, флягу – и с рук купить. Или приобрести новодел, а потом зафактурить, состарить, поменять кое-какие элементы, чтобы соответствовало эпохе.
- Точность изготовления экипировки – главный признак хорошего реконструктора?
- Да, для гимнастерки времен Великой Отечественной недопустимы пуговицы от солдатского х/б 70-80-х годов. Такого участника не допустят на мероприятие – у нас есть процедуры проверки. Нельзя вешать на пояс современную солдатскую флягу с тремя витками на горлышке – их должно быть пять. Или взять немецкий котелок: он очень похож на наш, но отличается количеством заклепок, проушинами бобовидной формы. Не получится использовать и современный вещмешок, потому что на нем имеются дополнительный карман и лямки для скатки, которых во время войны не было. И таких мелких нюансов множество. Немецкую каску модификации 1942 года или поздний камуфляж вермахта нельзя использовать для сцен начального периода войны. То же самое с оружием: массового применения пистолетов-пулеметов на первом этапе не было – причем с обеих сторон. Солдаты были в основном вооружены карабинами и винтовками. Так что пистолеты-пулеметы у двоих из десяти солдат будут соответствовать истине, а если у каждого – нет. Далее, у каждого вида оружия были модификации. С тем же самым ППШ поздних модификаций нельзя участвовать в постановке событий 1941 года.
- Наверное, вы своим наметанным глазом и в кино замечаете ляпы?
- Если пристально всмотреться в детали классических советских фильмов «Они сражались за Родину», «А зори здесь тихие», «На войне, как на войне», то даже в них можно найти неточности. В «Зорях» старшина Васков бежит с немецким пистолетом-пулеметом, на котором ремень от автомата Калашникова. В картине «На войне, как на войне» главный герой ведет огонь из ППШ с дисковым магазином послевоенного образца, имеющим два ребра жесткости на передней крышке.
- Как у вас возник интерес именно к таким мелочам?
- Поначалу больше интересовала техника, необычные самолеты. Но после того как в 2015 году я принял участие в реконструкторском фестивале «Поле боя» под Волоколамском, пришел интерес именно к униформе Второй мировой.
- А, например, на Средние века вас не тянуло?
- Мне интересна та эпоха, а также эпоха викингов, но – как зрителю. Доспехи и кольчуги тоже стоят недешево, и надо уметь планировать траты.
- Какая черта объединяет реконструкторов?
- Большая их часть занимается еще и поисковой деятельностью, и некоторые пришли к реконструкциям именно оттуда. Я же стал заниматься и тем, и другим одновременно. Реконструкторов объединяет любовь к истории, к эпохе, в которую можно окунуться на день или два, приехав на какой-нибудь военно-исторический фестиваль. Объединяет любовь к старине, возможность пообщаться с товарищами по увлечению.
- Вы всегда выступали за наших?
- Приходилось и за немцев.
- А есть среди реконструкторов приверженцы исключительно вермахта?
- Есть, но лично у меня к ним вопросов не возникало. Если мы хотим показать интересное действо на поле боя, кто-то должен изображать и противника. Кстати, немецкая экипировка более проработана, в ней больше мелких деталей для удобства владельца.
- Довелось купить себе на распродаже НАТОвского секонд-хэнда пятнистые штаны бундесвера – за грибами ходить. Честно говоря, поразила продуманность этой простой вещи.
- Точно в таких же я езжу на раскопки. Тип камуфляжа называется «флектарн» (нем. Flecktarn), это прямой наследник камуфляжей Второй мировой. Немцы проводили специальные научные исследования, добиваясь максимального искажения габаритов объекта именно за счет игры цветов камуфляжа. В то время как мешковатый советский камуфляж «амеба» должен был искажать габариты объекта за счет своей парусности.
- Реконструкторы – кто они по социальному составу?
- Люди самых разных слоев и профессий. Есть реаниматологи, бизнесмены, рабочие. Состоятельные и среднеобеспеченные. В этих рядах я встречал людей в возрасте 65-70 лет. Есть те, кто прошел «горячие точки» - из них получаются толковые командиры. И каждый из нас хочет потрогать историю руками, поэтому мы вместе.
- Иван, как идет подготовка к вашим баталиям?
- Она начинается задолго до события. Приведу пример. В первые выходные октября Бородинский музей воссоздает эпизод битвы за Москву 1941 года. Организаторы совместно с Военно-историческим обществом делают анонс фестиваля, оглашают строгие требования по форме для каждого рода войск каждой из сторон. Объявляются условия проживания, проезда, правила подачи заявок – ведь нельзя просто так приехать командой и сразу выйти на поле сражения. В заявке от клуба указывается число участников, их вооружение, экипировка, а организаторы рассортировывают всех по ротам. За день до представления проводим репетицию, смотрим, сколько «наших» и сколько «немцев» и кто идет в атаку, а кто будет обороняться. А день самой реконструкции начинается со смотра формы, чтобы она у всех бойцов соответствовала требованиям эпохи.
- И в какой же момент реконструктор чувствует то высшее наслаждение, ради которого он ввязался во всю эту костюмированную историю?
- Когда идем в атаку. Специальные люди организуют громкие и зрелищные взрывы, летят куски земли. Да, трудно представить, что ты в настоящем бою, но все равно эмоции зашкаливают. Ведь с нами рядом едут и танки, а наверху летает авиация.
- Что за оружие в руках у реконструкторов? Муляжи?
- Списанное охолощенное оружие. В нем произведены все необходимые конструктивные изменения, все пропилено, стоит метка, что это уже не оружие. И с соответствующими документами его можно приобрести на том же Тульском оружейном заводе. А кто-то использует макеты, в которых затвор щелкает, но выстрелить нельзя.
- И дорого стоит такой макет?
- Порядка 30 тысяч, в зависимости от модификации. Поэтому некоторые организаторы дают вооружение напрокат.
- Иван, кто вы в воинском строю?
- Рядовой РККА, обычный пехотинец с винтовкой Мосина.
- Ружейные выстрелы, которые зритель слышит на поле боя, это…
- Специальные сигнальные холостые патроны с уменьшенным количеством пороха.
- С чего начинать новичку-энтузиасту, ощутившему зов истории?
- С анализа формы, экипировки. Можно посмотреть фотографии интересующей эпохи, специализированные реконструкторские сайты. Там будут пояснения по каждой детали снаряжения. И только выбрав себе эпоху и род войск, можно начинать поиски соответствующего обмундирования.
- Расскажите, как говорится, о творческих планах на этот год.
- В июне или июле будет военно-исторический фестиваль под Оленино, хочется поучаствовать в нем. Также летом под Волоколамском опять пройдет фестиваль «Поле боя», один из крупнейших в ЦФО. На него собираются более 1000 участников. И у «наших», и у «немцев» наступают друг на друга по 500-600 человек, причем каждую армию поддерживает по 5-7 танков и другой реставрированной техники. За два дня там успевают реконструировать до четырех эпизодов войны.
- Лет через 50 после Победы сфотографировали траншею, сохранившуюся на Курской дуге. Когда отпечатали фото, увидели полупрозрачный силуэт солдата, поднимающегося в атаку. Вас ваше хобби еще не сталкивало с чем-то необычным?
- Меня еще нет, а друзья-поисковики рассказывали, как однажды во время ночевки в местах, где во время войны проходило сражение, вдруг услышали из леса лязг гусениц. Самое интересное, что в тот момент никакой техники там быть не могло.