Если вы мужчина детство которого прошло в "доинтернетовсую" эпоху, вы точно хотя бы раз мечтали стать рыцарем. Или просто надеть доспехи и помахать мечом. Это естественная реакция на фильмы типа "Отважное сердце" и "Гладиатор". Сколько крапивы было срублено палкой под воинственные вопли!.И не крапива это вовсе была, а орда наступающих варваров.
А какой завистью мы исходили, когда у кого-то появлялся настоящий деревянный меч.
Теперь проще. Появился интернет. Каждый может найти клуб исторической реконструкции, посетить его, померить доспехи, взвесить на руке холодную сталь двуручного меча. Но, вот только клубов много, а очередей из мальчишек туда нет.
- Тут как в церкви, есть прихожане, а есть захожане, вот и у нас на фестивали много народа собирается, а постоянно тренируется десяток-другой ребят, - поделился с корреспондентом "МК в Твери" руководитель "Православного историко-этнографического центра "Спас" Дмитрий Баранов.
Впрочем, те, кто задерживается в клубе и тренируется на постоянной основе - по-настоящему идейные ребята.
"Спас" уже несколько лет проводит молодежный фестиваль исторического моделирования "Копье Святого Георгия". Ближайший фестиваль - 5 мая. Его проведут в парке Победы в Твери. Участники уже начали отрабатывать показательные бои, номера с оружием, чистить амуницию. Ну а мы решили проверить, насколько тяжела доля настоящего русского воина. Для этого отправились в главный оружейный зал центра "Спас", расположенный в подвале исторического здания на берегу Волги в Пролетарском районе.
Как стать дружинником
Не рыцарем, а именно дружинником - это принципиально. Рыцари были на Западе, они по-большей части норовили подложить раздробленной на уделы Руси свою закованную в сталь "свинью" (так назывался боевой порядок тевтонов). Ну а на Руси были дружинники - приближённые к князю профессиональные воины, которые целыми днями тренировались или разъезжали с одной войны на другую.
- У нас здесь экипировка русских воинов с 10 по 14 век, примерно до того момента, когда стало появляться огнестрельное оружие, - Дмитрий обводит рукой зал увешанный кольчугами, щитами, шлемами, мечами, копьями. - Снаряжение от века к веку постепенно тяжелело. Тут сыграли роль развивающиеся технологии и гонка наступательных и оборонительных элементов. К 14-му веку мы уже видим полностью закрытого металлом воина, вооружённого как правило прямым мечом и копьём. Говорят, что на Чудском озере в 1242 году тевтонские рыцари пошли на дно потому, что были в тяжёлой броне, а русские легковооружённые полки остались на льду. Это легенда. Если вы наденете то, что носили тогда русские дружинники, поймёте, что у наших броня была не легче.
И действительно, почему бы не проверить на себе, каково было таскать доспехи?
Для пущей исторической достоверности руководители "Спаса" Дмитрий Баранов и Игорь Белов выдали корреспонденту "МК в Твери" красные остроносые сапоги и рубаху из грубого сукна ниже колена. Рубаха была похожа на ночнушку, до тех пор пока её не подтянули и подпоясали. После этого возник образ доброго молодца из былин. На рубаху надели плотный стёганый ватник. У этого элемента широкий функционал. Во-первых, он амортизирует удары и не даёт доспехам впиваться в тело. Во-вторых, он отлично защищает от стрел. Да-да, простой ватник, который в древности набивали шерстью. Дело в том, что кольчуга отлично держит рубящие и режущие удары, но от колющих, от стрел, защищает очень слабо. Вот тут и подстрахует ватник.
На ватник надевают кольчугу. Самому в неё не влезть. После облачения в ватник, дружинник по большей части занимает позицию манекена, который обвешивают бронёй. Вот и в нашем случае, Дмитрий с Игорем расправили надо мной кольчугу, а я, воздев руки, пытался в неё пролезть.
Реальная защита
Глухо звякнули кольца, плечи придавила тяжесть.
- Нелегко, в таком сражаться, - говорю.
- Это только начало, - обнадёжил Дмитрий и достал главный защитный элемент - кожаный панцирь с плотно нашитыми стальными пластинами. Кроме передней и задней частей у панциря есть аналогичные наплечники, доходящие почти до локтя. Вот это, действительно, тяжёлая штука. Она подгоняется по фигуре с помощью многочисленных тесёмок и ремешков. После водружения панциря, центр тяжести ощутимо сместился вверх, пришлось широко расставить ноги, чтобы случайно качнувшись, не повалиться на пол. Ситуацию немного подправил пояс с широкими пластинами для защиты бёдер.
На ноги надели поножи - изогнутые стальные элементы для защиты участка от колена до ступни. Аналогичные элементы - наручи - берегут верхние конечности от локтя до кисти. Их дополняют латные перчатки с нашитыми стальными пластинами. Венец образа - защита головы. Сначала надевают стёганый капюшон, похожий на ватник, только более тонкой выделки. Затем капюшон кольчужный, а уже на него - шлем с забралом. Забрало нередко изготавливали в форме стилизованной маски. Облачение в броню заняло около 20 минут, при условии, что половина ремешков остались незастёгнутыми.
- Ну вот, 35 килограмм экипировки без оружия, попробуйте пройтись, - улыбнулся Дмитрий.
Я сделал несколько осторожных шагов. Двигаться было на удивление удобно, несмотря на то, что некоторые элементы защиты не подходили по размеру. Тяжесть равномерно распределилась по телу. Лишь плечи стонали и просили пощады. Да, офисный работник слабо готов к средневековым боевым действиям. Кстати, доспехи не только тяжелы, но и достаточно дороги. Такой комплект сегодня можно купить примерно за 100 тысяч рублей. Ну а во времена Михаила Тверского доспехи были по карману только элите.
- Это цена нескольких хуторов с подсобным хозяйством и коровами, - прикидывает Дмитрий. - В переводе на сегодняшние деньги это гораздо дороже, чем самый крутой джип с улиц Твери. В княжескую эпоху хороший металл ценился очень высоко, его трудно было добывать и обрабатывать. А ещё нужен конь и несколько человек сопровождения. Поэтому, дружинникам выделяли земли для "кормления", которые по сути работали только на снаряжение воина.
Почувствовав себя не только защищённым, но и состоятельным мужчиной эпохи удельной Руси, решаю ещё глубже понять тонкости ратного дела и помахать мечом.
Вжик-вжик, уноси готовенького
Мы вышли из оружейного зала в небольшой дворик. Меч, который ещё полчаса назад был вполне подъёмным, теперь налился свинцовой тяжестью. Первое упражнение - рубить с плеча. Идея в том, что работает не только рука, но и весь корпус, когда вкладываешь в удар энергию тела. Пять взмахов, и клинок словно примагничивается к земле. Тяжело. Но это только начало. Приступаем к парированию ответного удара. Меч противника надо принимать на плоскую сторону своего меча. Сделав каждое упражнение по пять раз, я абсолютно выдохся. Неизвестно, какие резервы подключил бы организм, если бы мужик с мечом напротив действительно хотел меня убить.
- Всё, хватит - взмолился я.
- Тогда держи копьё! - Дмитрий вручил мне точную копию самого распространённого русского оружия. Копьё - настоящий "автомат Калашникова" средних веков. Надёжное, недорогое, массовое, простое в овладении. Незнатный пехотинец на Руси воевал, в основном, копьём.
Непременный спутник копья - щит. На Руси его форма менялась с течением времени с круглой "викинговской" до каплевидной, которую мы привыкли видеть на картинках.
- Щит, это как наруч, только большой, - наставлял Дмитрий. - Техника боя такая: отводишь щит в сторону, словно открываешь дверь. Делаешь в эту "дверь" шаг правой ногой и выпад копьём. Потом шаг обратно и закрываешь "дверь". Всё одновременно. Отвёл щит - выпад - закрылся. Давай!
Слова инструктор подкрепил метким ударом собственного копья в моё забрало. Отличный приём для придания боевой злости. Открылся, выпад, закрылся.
- Резче! - командует Дмитрий. - Глубже выпад! Быстрей назад! Ещё выпад!
Через десяток повторов пот начал застилать глаза, а руки стали ватными. Выпады превратились в вялое тыканье. Всё, довольно. Хоть тевтоны, хоть татаро-монголы, но воевать я мог только крепким словом.
- Ну, для первого раза неплохо, - снисходительно подытожил инструктор. - У нас на тренировках ребята делают по 50 выпадов на каждую руку.
Сил восхищаться выносливостью ребят уже не осталось. Я мечтал только снять доспехи, скинуть ватник и выпить залпом литр воды. Было очень жарко. В таком обмундировании уже через пару часов реального боя можно умереть от обезвоживания.
Воду подали сразу, а вот на разоблачение ушли те же 20 минут. Зато когда доспехи были сброшены, по телу разлилось такое благодатное чувство, которое не доводилось испытывать со времён школьной физкультуры. Тело стало словно невесомое, в руках появилась плавная лёгкость несмотря на усталость. А как вкусна оказалась простая вода.
- Ну вот, теперь настоящий дружинник, - похвалили Дмитрий с Игорем, когда я стянул красные остроносые сапоги.
Детская мечта сбылась. Я, закованный в стальные латы, разил мечом и копьём. Да, не так ловко, как в фильме "Гладиатор", зато, по-русски, в аутентичных доспехах, которыми не побрезговал бы ни один князь. Будь у меня такая возможность в 15-17 лет, возможно я бы проводил меньше времени за компьютером, больше читал исторических книг, начал бы заниматься спортом, чтобы вялый тычок копьём превратился в смертоносный молодецкий выпад. По-хорошему завидую современным подросткам, у них есть к этому все возможности. Жаль только, что компьютерная мышь многим милее верного меча.