Мусорная реформа: крайних нет, есть опоздавшие

«Узлы» переработки – трудное решение, но лучше человечество не изобрело

«Узлы» переработки – трудное решение, но лучше человечество не изобрело
фото: dumpstermaxx-com

Новые правила обращения с твердыми бытовыми отходами действуют в регионе уже пятый месяц. За это время вокруг реформы сломано множество копий, и, несмотря на ведущуюся разъяснительную работу, вопросы не прекращаются. Ничего удивительного – кардинальные перемены всегда принимаются с долей скепсиса: и на этом, увы, активно пытаются сыграть желающие срубить предвыборных дивидендов политические деятели.

Все это разворачивается на наших глазах, однако ноги у мусорной реформы растут из очень давних времен: проблеме, которую она должна решить, много десятилетий.

Перестройка и девяностые

Признавать это неприятно, но придется: всерьез проблемой отходов в нашей стране никогда не занимались. Даже цифровые технологии в СССР, а затем и в России развивались лучше в сравнении с системой сбора, сортировки и утилизации мусора. Строго говоря, никакой системы у нас не было отродясь, а слово «экология» вообще отсутствовало в лексиконе граждан Советского Союза до конца восьмидесятых. Слово «полигон» ассоциировалось с военными испытаниями, но уж точно не с местом, где утилизируется мусор. С сортировкой мусора и его переработкой россияне начали знакомиться только после открытия границ, во время поездок за рубеж. Это было шоком, ведь ничего подобного в советском быту не внедрялось.

Разумеется, во дворах многоквартирных домов стояли контейнеры, которые регулярно вывозились спецтранспортом на свалку, а в частный сектор по расписанию приезжали машины, в огромные кузова которых население сваливало накопленный мусор. Но дальнейшая судьба мусора никого не интересовала, все понимали, что он едет на свалку.

Слово «свалка» говорит само за себя: свалка – это место, где что-то хаотически и бессистемно сваливается. О технологиях речи на советских свалках не шло, в итоге уже к началу девяностых многие места хранения ТБО исчерпали свои возможности, а в нижних слоях мусорных залежей шли химические реакции, и мусор начал потихоньку то тут, то там самовоспламеняться.

Если покопаться в архивах, можно найти документы, свидетельствующие о том, что периодически на разных уровнях всплывала тема мусора: конечно, руководители страны и тогда понимали, что долго без системы хранения мусора не проживешь. Но понимали также и то, что проблема непопулярна, перестройки потребуются кардинальные, а это всегда вызывает недовольство у населения, и в итоге просто откладывали вопрос на потом. Кто знает, возможно, не распадись СССР, и проблема бы ушла с горизонта раньше. Но история, как известно, не знает сослагательного наклонения.

С приходом девяностых ситуация усугубилась – к накопленным мегатоннам мусора прибавилась коррупция.

Точка невозврата

В новой независимой России, которую мотало от хруста дореволюционной французской булки до американского фастфуда, мусорная проблема была не единственной. Вставали заводы, разорялись колхозы, а ученые и инженеры вооружались клетчатыми сумками, перепрофилируясь в бизнесмены. Вокруг мусора закрутились огромные деньги, ведь за вывоз и утилизацию теперь надо было платить, причем не государству. Так на ровном месте родились целые мусорные бизнес-империи: взяв под контроль какую-нибудь свалку, оставалось расслабиться и просто собирать деньги за утилизацию с физлиц и юрлиц. А если подмять под себя еще и вывоз отходов с площадок, можно было не только озолотиться, но и войти в политику: ведь мусор – рычаг давления на власть. Стоит не вывезти мусор с площадок денек-другой, и вот уже раздается народный ропот, а чиновники становятся сговорчивее…

В итоге мы пришли к тому, что по всей стране за десятилетия выросло огромное количество свалок, а вокруг них наросла куча паразитирующих коммерческих структур. Мусорные пики и целые хребты до сих пор уродуют ландшафты российских регионов, и мы еще не говорим о несанкционированных свалках – не секрет, что зачастую отходы вывозились не на полигон, а в ближайшую рощу.

фото: abc.in.ua

При этом уровень потребления за десятилетия серьезно вырос, соответственно и мусора мы производим гораздо больше. Он никуда не исчезает, он складируется многометровыми слоями, покрывая огромные территории. Рано или поздно, если ситуацию не поменять, наступит коллапс. Можно, конечно, вновь отложить решение вопроса – но много ли мы от этого выиграем? И что в итоге оставим уже следующему поколению?

Пришло время еще раз спокойно посмотреть горькой правде в глаза: все эти горы помоев не исчезнут сами собой. И даже если просто взять и куда-то вывезти накопившиеся монбланы, в будущем история повторится – без создания системы и тотальной зачистки коррупционной, паразитирующей на мусоре надстройки, проблему не решить. Именно поэтому на высшем федеральном уровне, осознавая все политические риски, всю непопулярность любых реформ подобного рода, консерватизм людей в их бытовых привычках, зная, что вокруг реформы обязательно попытаются раздуть протест, все же решились на такой шаг. Власть рискнула пройти этим сложным путем, потому что перед нашими детьми и внуками маячит мусорный коллапс. Эксперты отрасли и люди, пишущие стратегии экономического развития страны на десятилетия вперед, осознают: порастая мусором, нельзя на равных конкурировать со странами, где обращение с ТКО – это система и где налажена сортировка с переработкой. Призывы оставить все как есть выглядят на этом фоне как предательство: стране нужно догонять европейские экономики и развиваться, а не вязнуть в болоте.

Но при этом упрекать можно только профессионалов, специалистов в отрасли: далеким от темы людям трудно осознать, что мусор – это не только часть быта, но и целая экономическая отрасль. Человеку сложно перестроиться с многолетней привычки на новые правила игры. И на этой слабости умело играют политики.

Мусорная оппозиция

Если посмотреть на ситуацию сухо и беспристрастно, реформа в Тверской области проходит вполне успешно. Верхневолжье ставят в пример, мы оказались в числе двадцати регионов, которые первыми получили средства из федерального бюджета на рекультивацию свалок. Тариф на обращение с ТКО был пересмотрен и снижен (с 1 апреля он составляет 91,24 руб. с человека), а многодетные семьи и вовсе освобождены от платы за вывоз мусора.

Но в то же самое время есть проблемы. Не нужно быть специалистом, чтобы понять: избавиться от мусора можно только, если ввести его переработку. Иначе мы просто будем гонять грязь из одного угла в другой. Всем это ясно, вот только видеть по соседству с собой сортировку и тем более переработку отходов никто не хочет. В это и уперся следующий этап мусорной реформы – строительство межмуниципальных кластеров, куда должны свозиться отходы из близлежащих районов и городов, тормозится. Любая попытка заговорить на эту тему наталкивается на резкое неприятие. Граждане пугаются: «Мы что, крайние?» А за их спинами тут же вырастают представители системной и несистемной оппозиции с флагами и маракасами. Население стращают экологическими катастрофами, заводят лозунгами, роликами, страшными картинками, тащат на митинги и баррикады. Живой щит используют в качестве политического тарана, ведь не за горами выборы, а мусорная тема удобна как инструмент шантажа тем, что прекрасно работает на одних слухах, даже без фактов. Ни одна другая проблема не вызывает таких бессознательных реакций и тревоги у среднестатистического россиянина. И ведь парадокс-то заключается в том, что граждане в большинстве своем прекрасно осознают необходимость переработки.

Однако упирается все в итоге лишь в лозунги. Никакой альтернативы политические деятели, бьющиеся с мусорной реформой, не предлагают. Долой кластеры, долой реформу, вернем все, как было, – все, к чему сводится критика нововведений. Но, может, есть какие альтернативные варианты кроме предложенных властью кластеров, межмуниципальных узлов сбора, сортировки и переработки мусора?

Альтернативная реальность

Сейчас предлагается разместить кластеры, куда будут свозиться отходы с нескольких территорий, – рассчитывается это с учетом существующей инфраструктуры, транспортных потоков, плотности населения, розы ветров и еще ряда факторов. А что если власть пойдет другим путем и примет компромиссный вариант, чтобы никого не обидеть, – построит мусорный кластер в каждом муниципалитете?

Рассказываем, что будет дальше. Вместо планируемых семи предприятий по сортировке и переработке мы получим около сорока, учитывая все административные территории Тверской области. На каждое потребуются дополнительные средства: около 1 миллиарда рублей единоразовых инвестиций. Также придется в каждом открыть специальную структуру по обслуживанию узла и завести персонал: в среднем двадцать пять человек.

фото: pravo.moe

Легко догадаться, что все это влетит в копеечку, а платить придется нам, как производителям мусора, и тогда действующий на всей территории Верхневолжья единый тариф (кстати, один из самых низких в стране) существенно возрастет. Почему об этом молчат противники кластеров? Осознают ли финансовые последствия «альтернативы» граждане, которых активно толкают на войну с государственной инициативой?

Но, может, есть еще третий вариант – построить те же семь кластеров, только в чистом поле, чтобы в радиусе десятков километров от мусора не было ни деревни, ни села? Тогда и в каждый муниципалитет не придется вкладывать, и тем немногим, кто примет мусор с нескольких территорий, опять же не будет обидно.

Увы, такой вариант тоже неприемлем – по той же причине, что и предыдущий. К предприятию, стоящему в «чистом поле», придется прокладывать дороги, водоснабжение и электричество, а это приведет к резкому росту расходов. Да и мест таких, даже в самой большой области в ЦФО, попросту не найти: поблизости окажется деревня или село.

Вывод напрашивается лишь один: невозможно решить проблему так, чтобы «никто не ушел обиженным», как в одной хорошей книге, а мусор улетел сам собой на далекую планету. Все это чистой воды популизм, но сказок не бывает. Через мусорные реформы прошли десятки стран мира, накопив большой опыт, и именно этот опыт лежит в основе российских «мусорных» инициатив.

Повторим, никому не хочется иметь поблизости мусорный полигон, даже суперсовременный. Но, во-первых, никто не собирается их строить в непосредственной близости от населенных пунктов. Во-вторых, выбранный властью вариант с несколькими кластерами оптимален – он экономит деньги граждан. Поэтому его, надо полагать, и выбрали: население попросту пожалели, придумав самый щадящий для госбюджетов и кошельков вариант избавления от мусорных гор.

Можно, конечно, все просто взять и отменить, как призывают отдельные оппозиционные политики. Но в итоге мы придем к тому, что заниматься проблемой будут следующие поколения, а это нечестно. Особенно если понять, что вообще-то мусорная реформа была нужна еще позавчера, и страна наверстывает упущенное.

Справка «МК в Твери»: в США плата за вывоз мусора составляет от 10 до 40 долларов в месяц, в Германии разница в тарифах может достигать 300 евро. При этом от свалок в этой европейской стране полностью отказались. В Бразилии граждане с низким доходом платят 135 реалов в год (это примерно 2211 рублей по курсу ЦБ РФ), более зажиточные – 274 реала (около 4490 рублей) за аналогичный период.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру