Буллинг, обиды, советы: как в Твери работает детский телефон доверия

Корреспондент "МК в Твери" с какими вопросами дети обращаются к специалистам

Корреспондент "МК в Твери" с какими вопросами дети обращаются к специалистам
То, что дети не решаются сказать родителям и друзьям, они могут открыть психологам телефона доверия. Фото:romper.com

17 мая в России традиционно отмечается Международный день детского телефона доверия. Доверие - основное слово, так как дети и подростки порой рассказывают консультантам-психологам то, что боятся раскрыть даже ближайшим друзьям, а родителям и подавно. "МК в Твери" узнал, с какими бедами звонят дети. На вопросы "МК" ответила исполняющая обязанности заведующего отделением профилактики безнадзорности несовершеннолетних ГБУ «Областной Центр «Семья» при Министерстве социальной защиты населения Тверской области Екатерина Новикова.

- Сколько звонков в день поступает на линию?

- В день на телефон доверия может поступить и один звонок, но это редкость, обычно 27-30 звонков. Консультант отрабатывает обращения, не зависимо от того, относятся они к детским или нет. Кроме детей иногда звонят взрослые по вопросам опеки или ЖКХ, с сообщениями о конфликтах в семье. Взрослым мы даём консультацию или перенаправляем в нужную инстанцию. Как только консультант понимает, из какой сферы вопрос, он рекомендует обратиться в соответствующую службу, предоставляет номер телефона или адрес, т.е. в этом случае оказывает диспетчерские услуги. Например, звонящий сообщает, что в квартире прорвало трубу, а в семье маленькие дети. Мы находим нужные номера телефонов их УК и ТСЖ и перенаправляем людей туда.

- Сколько консультантов работает на "Телефоне доверия"?

- Всего у нас работает шесть консультантов. В штате есть один мужчина, но в основном у нас работают девушки. У всех психологическое образование. Все в обязательном порядке проходят курсы повышения квалификации и тренинги. Чтобы консультанты не получали психологические травмы от наплыва звонков и не появлялся эффект эмоционального выгорания существует специальная супервизорская программа - когда психологу помогает другой психолог. Мы часто собираемся вместе и обсуждаем проблемные случаи.

Психологи постоянно повышают квалификацию на тренингах и курсах.

– С чем к вам обращаются дети?

У нас есть категория постоянных "клиентов". Например, часто звонит девочка-подросток, которой не с кем поделиться своими проблемами. Просит совета или просто хочет поговорить. Звонит уже на протяжении года, с разными интервалами. В течение этого времени уже заметно как она меняется, учится самостоятельно принимать решения, находить выходы из трудных ситуаций. Иногда не звонит долго, потом рассказывает, что у нее происходило, поделится новыми проблемами. Причем девочка из вполне благополучной семьи, просто с родителями у неё нет доверительных отношений. Это распространённая проблема. За внешним благополучием - моральная отчуждённость и детям надо с кем-то поговорить по душам. Иногда поступает звонок, мы снимаем трубку, а в ответ - отбой. Причин может быть много - возможно, хотят поговорить с определенным консультантом, но стесняются спросить, или пугаются и могут начать разговор только после нескольких звонков. Бывает, звонят, когда просто страшно оставаться дома одному, мы разговариваем и дожидаемся, когда придут взрослые домой. Бывает, дети звонят и рассказывают свои секреты. Много про любовь, отношения с друзьями, личные обиды.

- Как быть, если секрет важен с правовой точки зрения, например про жестокое обращение?

- Если консультант понимает, что в данной ситуации имеет место жестокое обращение, он разъясняет ребёнку что это ненормально и может привести к тяжёлым последствиям. Консультант говорит, что необходимо позвонить в соответствующую службу, чтобы ребенку оказали помощь. В результате наших пояснений и убеждений ребенок соглашается на это.

- Если звонят дети из неблагополучных семей, то какую помощь они могут получить еще, кроме утешения?

- Помощь получает любой позвонивший ребенок. Если дома действительно опасная ситуация он имеет право, по собственному желанию, временно поселиться в социальном реабилитационном центре (на улице Рихарда Зорге). Бывает, звонят потерявшиеся дети, мы подключаем смежные службы для оказания помощи, например - полицию. Мы спрашиваем, где ребёнок находится, спрашиваем номер его телефона, интересуемся, может ли он выйти из опасного места, есть ли где-то рядом взрослые. А бывает, ребенок просто решил напугать и проучить родителей, потому, что они ему что-то запретили. Наши консультанты во время разговора определяют, на самом ли деле у ребенка проблема, или он лжет. Это не сложно выяснить по голосу, когда ребенок напуган интонация заметно меняется. И наоборот, если ребенок спокоен, то он словно прощупывает, как мы можем поступить, где границы дозволенного. В таких ситуациях мы обычно имеем дело с внутрисемейным конфликтом. Это не повод, чтобы потом как-то давить на родителей. Бывает, что после звонка ребёнка, к нам обращаются и родители за помощью в воспитании, просят проконсультировать, работают с психологами.

С буллингом можно и нужно бороться.

– Различаются ли вопросы, которые задают девочки и мальчики?

– По-разному. Девочки звонят в основном по вопросам межличностных отношений, первой любви, а мальчики спрашивают, как познакомиться, заинтересовать, как помириться с другом, справиться с нагрузками по учебе, как рассказать родителям о плохих оценках. Для многих наши психологи становятся настоящими друзьями. Но мы не имеем права разглашать информацию о том, где мы находимся. У всех консультантов есть ники, мы не можем озвучивать своих имен. Все это делается в целях безопасности, так как среди позвонивших встречаются люди не вполне адекватные, могут угрожать, запугивать. Иногда звонят хулиганы, просто для развлечения сочиняют истории.

– Если звонящий рассказывает о действительно серьёзных и опасных ситуациях, как долго ждать помощи?

– Существует два алгоритма: трехчасовой (при жестоком обращении) и сутки (при пренебрежении ребенком).

Трехчасовой алгоритм включается, как только поступает звонок о жестоком обращении. Мы оповещаем полицию, межведомственную комиссию по делам несовершеннолетних, больницу, школу. Суточный алгоритм действует примерно также. Нам часто звонят люди, которые заметили, что с ребенком что-то не так, он долго остается без присмотра, одет не по погоде. Звонят люди неравнодушны к детям и их судьбам. Сообщений о жестоком обращении с нанесением телесных повреждений не так много, ещё меньше из них подтверждаются в результате проверок. В год это около 10 случаев.

– Обращаются ли дети по поводу травли в школе, так называемого буллинга? И стало ли таких обращений больше?

- Обращаются с этой проблемой и дети, и взрослые, даже учителя. Дети не знают, что им делать. Все обратившиеся получают консультацию. С этой темой сейчас работаем очень плотно. Даже на административном уровне с 2019 года идёт отдельная отчётность по сообщениям о буллинге. Нельзя сказать, что травли стало больше или она более жестока чем раньше. Но современные дети более остро реагируют на это. Причины, как и стратегии выхода из ситуации есть разные. Нередко буллинг провоцируют учителя, когда публично и регулярно критикуют нелюбимого ученика. Подростковый коллектив чутко на это реагирует. Но даже если первопричиной травли были не взрослые, то взрослые могут этот процесс остановить. Особенно, если к делу подключаются родители и педагоги, имеющие авторитет в глазах школьников. Так что нельзя скрывать факт буллинга, нужно с ним работать.

Детские проблемы совсем не детские Фото: youtube.com

– Что ещё может стать причиной травли?

– Что угодно. При этом не обязательно, чтобы ребёнок как-то сильно отличался. Очки, лишний вес, успеваемость, дефекты дикции не играют решающей роли. Детский коллектив очень динамичен, роли там быстро меняются. Одна из вполне рабочих стратегий – игнорирование. От одного мальчика отстали через две недели, после того как он перестал поддаваться на провокации. Дети легко переключаются, им быстро становится скучно, если жертва не реагирует.

В другом случае нужно выказать готовность защищать себя. Это не обязательно драка, чаще всё удаётся решить на словах. В другом эпизоде мальчик сумел подружиться со старшими ребятами и объяснить им, что действительно нуждается в защите. Они буквально провожали его в класс и встречали на перемене, не давая одноклассникам его задирать.

Ситуаций много, и мы стараемся сделать так, чтобы ребёнок не получил готовое решение, а с нашей помощью сам нашёл пути выхода. Поэтому наши психологи никогда не дают прямых указаний, даже если дети от них этого требуют. Если ситуация не экстренная, конечно. Мы предлагаем ребёнку самому порассуждать, как повернётся ситуация, примени он тот или иной сценарий. Но дети могут и хитрить, выдавая себя за жертв буллинга, когда на деле имеет место межличностный конфликт.

Благодаря мастерству консультантов, мы можем определить, с чем мы столкнулись. Задаем на первый взгляд совсем пустяковые вопросы, но для нас они являются маячковыми: как долго это продолжается, каким образом тебя задирают, что ты делаешь в ответ и так далее. Если "показания" не сходятся, скорее всего это не буллинг. Тему травли в школах мы прорабатываем особенно глубоко, штудируем самые свежие исследования и статьи, в том числе в зарубежной литературе.

– Кроме буллинга, какие ещё есть темы особой важности?

Конечно это дестурктивные группы в социальных сетях. В первую очередь печально известный "Синий кит" который подталкивал детей к суициду. У нас бывали случаи, когда дети звонили и говорили, что не хотят выполнять финальное задание, то есть совершать самоубийство, а куратор их заставляет. Информация по каждому такому обращению мы передавали в полицию. С введением уголовной ответственности за создание таких групп вести профилактику стало гораздо легче.

К суициду детей теперь почти не склоняют. Зато много аналогичных групп, где детей подталкивают к противоправным действиям, например, уйти из дома на сутки и посмотреть, как родители будут реагировать. Такие обращения тоже на особом контроле. А бывают случаи шантажа. Например, злоумышленник сделал фейковую страницу и от лица девушки переписывался со школьником. Что называется "развёл" его на интимные фото, а потом угрожал отправить их его одноклассниками, если парень не переведёт 10 тысяч рублей на указанный счёт. Такие случаи не единичны. Мальчишки в этом смысле легче поддаются на обман, девочки же ведут себя в сети гораздо осторожнее.

Всегда рядом. Фото: Конкурс «Как помогает телефон доверия», автор рисунка Диана Стародубцева 12 лет.

Форм противодействия тоже много. Один парень вместе с нашим психологом разработал стратегию и "затроллил" шантажиста так, что тот в итоге просто плюнул и отстал. В другом случае удалось запугать шантажиста уголовной ответственностью за распространение детской порнографии, в третьем – показать полное безразличие. Если шантажисты чувствуют, что не получат денег, они, как правило, отстают.

– Сильно ли современные дети и подростки отличаются от детей середины нулевых, так называемой "доинтернетовской" эпохи?

– У детей несколько иное восприятие, чем у взрослых. Нынешние дети – это дети мира, они легче переключаются, больше пробуют, причем все и сразу. Цифровые дети легче обучаются, легче устанавливают контакты. Важно научить их владеть информацией, выискивать информацию полезную, а не просто запрещать и запрещать. Дружить с ребёнком в соцсетях тоже можно только с его разрешения, он имеет право на свое личное пространство.

Когда нам жалуются родители, что ребёнок, например, мало читает, мы спрашиваем, а вы сами-то какую последнюю книгу прочитали? И когда? Проблема, пожалуй, в отчуждении родителей от детей. К нам обращалась одна женщина из-за конфликтов с сыном, в том числе по поводу того, что он постоянно что-то смотрит в компьютере. То есть она не знала, что именно, но её это тревожило. После беседы с нашим психологом она посмотрела несколько видео, оказалось, её сын постоянно смотрит научно-популярные передачи по естественным наукам. А мать даже не знала.

Мальчика хотели отдать в военное училище. После того как разобрались, чем же таким увлечён мальчик, родители вместе с сыном решили, что он пойдёт в гражданский вуз учиться на химика, и конфликт благополучно разрешился. Прежде чем бить тревогу, узнайте, чем живут ваши дети, это очень поможет.

Дозвониться на круглосуточный детский телефон доверия можно по номеру 8-800-2000-122.

Вы также можете найти литературу и рекомендации на по теме взаимодействия с подростками в группе центра "Семья" в Контакте и на сайте. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру