Первый отечественный киноактер, получивший звание заслуженного артиста республики (и директор первой в мире государственной киношколы), а также первый русский укротитель, работавший только с дикими животными, – оба тверские.
Путь к славе Владимира Гардина
Достоверно известно, что настоящая его фамилия — Благонравов, а Гардин — сценический псевдоним. Отец, Ростислав Федорович, происходил из богатой семьи смоленских помещиков, был гусарским офицером, в год рождения сына (1877) он отправился на русско-турецкую войну и, вернувшись с нее, вышел в отставку. Некоторое время жил в Твери, где и родился его старший сын Владимир, а после в складчину с товарищами по полку купил дом в Москве, где и вырос будущий актер. Владимир Благонравов тоже готовился к военной службе – окончил кадетский корпус, после – военное училище в Киеве. Однако вскоре его служба закончилась навсегда – возобладала тяга к сцене, привитая отцом еще в детстве. Взяв «домашний» псевдоним Гардин (гарда – это часть холодного оружия, сабли или шпаги, защищающая руку), Владимир начал сценическую карьеру. Было это в 1898 году, и судьба наградила Владимира Гардина исключительным творческим долгожительством – он проработал в актерской профессии более полувека!
В 1913 году началась его бурная кинематографическая карьера. Заключив контракт с торговым домом «Тиман и Рейнгардт», Владимир Ростиславович стал кинорежиссером и сценаристом, нередко снимаясь также как актер. Гардин создал в Москве одну из самых крупных киностудий того времени, где снимал двухсерийные экранизации классики. А в экранизации «Войны и мира» даже сыграл Наполеона!
После революции Гардин сменил несколько профессий – например, будучи прекрасным фехтовальщиком, вел курсы сабельного боя для красных командиров. Поскольку он был довольно известным актером, ему поручили ставить хроникальные и короткометражные фильмы – в частности, именно Гардин снимал выступление Ленина на митинге на Красной Площади, и это чуть ли не единственные кинокадры, запечатлевшие для истории вождя пролетарской революции. А сам Гардин по праву считается основоположником советского кинематографа. В начале 1919 года советское правительство приняло решение о создании 1-й Государственной школы кинематографии, заведующим которой назначили Гардина. Он сам подбирал преподавателей, сам проводил прием первых студентов, сам верстал учебную программу, в которую вошли эмоциональная пластика, мимическая выразительность, пляска, фехтование, акробатика, развитие тела и гимнастика чувств. Школа кинематографии впоследствии стала знаменитым сегодня ВГИКом, а ее первым директором и одним из создателей был уроженец Твери.
В 1926 году на съемках фильма «Поэт и царь» (картина о последних днях жизни Пушкина) Владимир Гардин познакомился с молодой актрисой Татьяной Булах, исполнившей в фильме роль Натальи Гончаровой. Впоследствии она стала женой Гардина. А когда в кино пришел звук, оказалось, что Владимир обладает идеальным голосом для экрана – глубоким, сочным баритоном, и тогда он решил расстаться с административной работой, целиком посвятив себя актерскому искусству. Он снялся более чем в 70 фильмах, и знаменитый кинокритик Верейский писал о Гардине, что тот способен привлечь внимание «одним появлением в кадре, одним характерным штрихом привлечь внимание и действовать на зрителя так сильно, как этого не смог бы сделать другой актер, даже находясь всю картину на глазах зрителя». А в 1935 году В. Р. Гардин первым из советских киноактеров был удостоен звания «Народный артист РСФСР».
Победы и укрощения Николая Гладильщикова
«Дрессировка» определяется в словарях как приручение и подготовка животных к публичному демонстрированию трюков на манеже. Разница между дрессировщиками и укротителями заключается в том, что дрессировщик работает со смешанным составом животных – с хищниками и домашними, а также с птицами, экзотическими животными. В свою очередь, укротитель – это тот, кто выходит на арену с дикими животными. В русском цирке первыми дрессировщиками были знаменитые Дуровы. А первым русским укротителем стал наш земляк, уроженец Торопца Николай Гладильщиков.
Впрочем, его путь на арену цирка оказался долгим. Николай Павлович родился 27 апреля 1895 года в семье зажиточного торопецкого мещанина, владевшего двумя большими домами. Торопец был заметным культурным центром, и на площади у торговых рядов летом выступал цирк. Николай буквально «заболел» манежем, особенно силовыми номерами и цирковой борьбой. Сохранились воспоминания друзей семьи о том, что мальчик едва ли не каждую свободную минуту разминал мускулы, ежедневно по нескольку часов занимался с гирями и резиновыми жгутами. Он прорезал в спинке кровати специальные отверстия для фиксации тела и рано утром рывком поднимался с постели, тренируя мышцы брюшного пресса. Понимая необходимость гармоничного развития, Николай научился хорошо танцевать. Культ здорового тела уживался в его мироощущении с любовью к прекрасному – к примеру, он выращивал цветы.
После окончания Торопецкого реального училища Николай уехал в столицу, поступил в политехнический институт, устроился на завод, а вечерами занимался борьбой в одном из спортивных клубов. Шла Первая мировая война, и Гладильщиков, достигнув призывного возраста, попал на фронт, служил в кавалерии. В 1917 году Николай попал в составе штурмового батальона под артиллерийский огонь, получил тяжелую контузию и целый год лечился в госпитале. После революции он продолжал заниматься спортом, и в 1922 году стал чемпионом страны в первенстве по греко-римской борьбе.
Но жить в полуголодном Питере было тяжело, и он вернулся в Торопец. Там и произошло судьбоносное событие. В 1924 году в Торопце организовали большую сельскохозяйственную выставку, на которую съехались тысячи людей. Один местный мельник демонстрировал там для развлечения медведя. Неожиданно цепь, на которой сидел «хозяин тайги», лопнула. Люди бросились врассыпную. Как вспоминают очевидцы, в этот критический момент могучий мужчина в шинели и буденовке поймал конец цепи и прикрутил медведя обратно к столбу. Он убедил хозяина не стрелять зверя, а отдать ему, что и было сделано. «Тогда я не знал, что буду делать с медведем, — напишет потом Гладильщиков в своей книге «На арене — хищники». — Мне просто стало жаль косолапого».
Самое интересное началось потом. К тому времени Гладильщиков уже устроился на работу – инструктором уездного военкомата по спорту. И в его служебные обязанности входило ездить по деревням и убеждать призывников заниматься спортом. Поскольку медведя деть было некуда, Гладильщиков водил его с собой. Он назвал своего косолапого напарника Мишуком и устраивал целые представления для допризывной молодежи. После таких представлений количество желающих служить в армии резко увеличивалось, ведь Гладильщиков придумал целую агитпрограмму! Хотя нередко ему приходилось тратить на Мишука все деньги и даже несколько раз ночевать со зверем в сугробе. Но весть о инструкторе, который ходит по деревням с медведем и агитирует вступать в Красную армию, разлетелась по всей стране. Гладильщикова стали приглашать «на гастроли». Неразлучная пара отправлялась на представления и в теплушках, и на пароходах, и на баржах. Судьба привела их и на арену московского «Аквариума», и на манеж Всесоюзной сельскохозяйственной выставки.
К тому времени Николай Гладильщиков и его мохнатый ассистент стали, наверно, самыми известными гастролирующими артистами оригинального жанра. Гладильщиков придумывал незатейливые скетчи для своих выступлений, и теперь медведь протестовал против очередных нападок западных политиков, вел антирелигиозную пропаганду, разоблачал кулацкие пережитки. Работой дрессировщика из Торопца заинтересовались деятели нового искусства — кинематографа. Мишук и его хозяин стали героями лент «Медвежья свадьба», «Сон телеграфиста», «Золотой запас», «Князь Серебряный», «Северная любовь» и научно-популярного фильма об опытах академика-физиолога Ивана Павлова.
Наконец Гладильщиков решился пойти к Владимиру Дурову и получил горячую поддержку маэстро. Дуров и объяснил ему разницу между дрессировщиком и укротителем, а также предложил составить программу, в которой участвовали бы только хищные и дикие животные. Вскоре в гастрольной группе Николая Гладильщикова появились львица Фатима, удав Крошка, крокодил Карлуша, белый медведь, гиены, волки… Можно смело утверждать, что мировая практика циркового искусства не знала до Гладильщикова объединения столь разных животных. В 1927 году Гладильщиков впервые появился на арене главного цирка страны, Московского. Его выступление произвело сенсацию – на арену отважный укротитель вывел шесть львов, четырех бурых медведей и одного белого, двух тигров, волка, осла, гиену, двух догов, нескольких петухов, галок и ворон. Сам он выходил под руку с огромным бурым медведем в образе былинного богатыря в красочном народном русском костюме под музыку Римского-Корсакова из оперы «Садко». Отказавшись от нарочитой демонстрации опасности в работе с хищниками, Николай Павлович предложил свой стиль и общался с животными чуть насмешливо, с юмором, а животные были веселы и послушны.
Восторг зрителей трудно описать словами. Начались серьезные гастроли, о Гладильщикове написаны книги, вышел альбом, снят документальный фильм. Он был награжден орденом Трудового Красного Знамени, стал заслуженным артистом РСФСР. В 1964 году, когда ему было 70 лет, он оставил цирк и переехал в родной Торопец. И на пенсии он оставался сильным и мужественным, добрым и веселым, был окружен любовью родных и коллег, помогал молодежи. Он скончался в Москве 24 января 1980 года и был похоронен на Пятницком кладбище.
Автор благодарит тверского историка В.М.Воробьева за интересные архивные материалы и биографические очерки о В. Гардине и Н. Гладильщикове, предоставленные для работы.