Новый выпуск "Первых": что полезного придумали тверские изобретатели

"Кулак Брежнева" и телефон

"Кулак Брежнева" и телефон
Почему вагонную сцепку назвали кулаком Брежнева, теперь уже трудно сказать Фото: autogear.ru

Перечислять самые разнообразные устройства, к созданию которых причастны тверские, можно долго. Мы выбрали два предмета, изобретенные нашими земляками, которые используются до сих пор.

Валентин Егорченко и вагонная сцепка

В традиционной технике есть изобретения, которые, вероятно, можно лишь усовершенствовать, но не заменить чем-то принципиально иным. Именно такой оказалась автосцепка СА-3 для железнодорожного транспорта, разработанная в СССР в начале 1930-х годов и применяемая с некоторыми модификациями на железных дорогах до сих пор. В международных спецификациях железнодорожных узлов ее называют «русской автосцепкой», или «русским контуром», но почему-то в советские годы утвердилось другое неформальное название – «кулак Брежнева». Не знаем, при чем тут Брежнев, но со стороны вагонная сцепка СА-3 (буквы СА на самом деле расшифровывались как «советская автоматика») действительно напоминает сжатый кулак. Вернее, два кулака.

Самое интересное, что сцепка оказалась настолько универсальным способом соединения железнодорожных вагонов, что практически все разработки так или иначе построены на принципе, который используется в «русском контуре». А придумал эту сцепку в 1932 году советский инженер Валентин Филиппович Егорченко, работавший в тверском депо. Он родился в нашем городе в 1892 году, в семнадцать лет пришел работать на железную дорогу, а уже в советское время возглавил контору, которая называлась Группа опытов над типами паровозов. Валентин Филиппович Егорченко много лет руководил комплексными испытаниями паровозов, созданием и внедрением на железнодорожном транспорте автосцепки и автоматических тормозов. После окончания Великой Отечественной войны он полностью сосредоточился на исследовании автосцепки, организовав в этих целях в Центральном НИИ Наркомата путей сообщения тормозную лабораторию. Полученные данные использовали при составлении нормативов по эксплуатации автотормозов.

Наш земляк, изобретатель уникальной автосцепки СА-3, доктор технических наук, профессор Валентин Филиппович Егорченко скончался в 1952 году. Созданная им система автосцепки СА-3 действует в России до сих пор и не вызывает нареканий.

Так выглядели первые телефоны - микрофон и динамик отдельно Фото: albanydistributing.com

Павел Голубицкий и телефония

16 мая 2006 года в Калуге открыли мемориальную доску на здании Калужского филиала ОАО «Центртелеком». Доска установлена в честь нашего земляка Павла Михайловича Голубицкого. Более того, по инициативе калужских связистов ему присвоено (посмертно) звание почетного гражданина Калужской области, а имя его внесено в списки почетных сотрудников «Центртелекома». Для одаренных студентов в Калуге учреждена стипендия имени Голубицкого. За что же такая честь этому человеку?

Дело в том, что Павел Голубицкий разработал... телефон. Нет, мы помним, что на самом деле телефонную связь изобрел американский инженер Александр Грэм Белл. А вот Голубицкий ее усовершенствовал и сделал максимально похожим на то, чем мы пользуемся сейчас. Ему

принадлежат около 50 (!) патентов на изобретения в области телефонии, причем зарегистрированы они не только в России, но и во Франции, Германии и Италии.

вел Голубицкий - основоположник отечественной связи allpravda.info

Павел Голубицкий родился в 1845 году в Корчеве, уездном городе Тверской губернии. Его отец был мировым судьей, и в 1855 году его перевели в Калугу. Оттуда Павел поехал поступать в Петербургский университет, после окончания которого стал главным инженером на Бендеро-Галицкой железной дороге. Именно там он изобрел и спроектировал первый телефонный аппарат собственной конструкции.

Телефонные аппараты свой современный вид приобрели во многом благодаря именно Голубицкому. Например, именно он первым догадался соединить микрофон и динамик в одной трубке: до этого, как можно видеть на старых фотографиях, абоненты говорили в «раковину», а другой рукой прижимали к уху «рожок». Качество связи оставалось неудовлетворительным, и Голубицкий потратил немало времени, пытаясь разработать микрофон, который был бы одновременно чувствительным и дешевым. В итоге он остановился на угольном микрофоне и первым продемонстрировал улучшенное качество связи: на одном конце линии абонент читал самые сложные слова из справочника, а на другом телефонисты записывали их в журнал. Потом сравнили – ни одной ошибки, идеальная слышимость. Голубицкий также придумал и запатентовал такую полезнейшую деталь телефонного аппарата, как диск для набора номеров, – правда, ныне эти диски повсеместно заменили на более удобные кнопки.

Но самое главное – именно Голубицкий предложил ввести систему телефонных номеров вместо адресов, к которым были «приписаны» аппараты абонентов, и их нужно было вызывать через телефонисток на станции, которые обеспечивали нужное соединение вручную. Система телефонных номеров используется до сих пор!

 

Голубицкий мечтал о массовом производстве отечественных телефонных аппаратов. На базе своей мастерской в Почуеве он предложил построить первый в России завод по их изготовлению. Но за контракт по устройству телефонной связи в России бились еще и американцы — та самая компания Александра Белла. Когда Голубицкий уже почти убедил чиновников из правительства, что надо отказаться от американских предложений и самим выпускать телефонные аппараты, его мастерская внезапно сгорела — со всеми чертежами, инструментами и станками. Контракт получили американцы. А Голубицкий уехал в свое поместье и оставшиеся годы жизни практически ни с кем не общался.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру