Наш регион – это сотни рек и крупнейшие озера Центральной России, такие, как Селигер, Волго, Вселуг, Пено и Стерж. Наконец, это пять крупных водохранилищ: Иваньковское, которое еще принято называть Московским морем, Рыбинское, Угличское, Вазузское и Вышневолоцкое.
И сегодня наш разговор пойдет о вкладе тверских в развитие гидротехники.
Куда течет вода: Михаил Сердюков
Тверские историки обнаружили в архивах, что первый в России самотечный водопровод появился именно в наших краях. Построил его в Торжке некий народный умелец Арбузов еще при царе Алексее Тишайшем в XVII веке. Его система перехватывала воды ручья Здоровец и отводила их в колодец, регулируемый задвижками. Оттуда вода по деревянным трубам распределялась по улицам города. Состоятельные домовладельцы делали отводы к своим домам, а для простого народа на площадях устраивались фонтаны, откуда набирали воду ведрами. Лишняя вода отводилась трубами в Тверцу.
А совсем недавно мы отметили 300 лет с момента одного знаменательного события. 29 июня 1719 года царским указом купцу Михаилу Сердюкову был переданы в частное управление Вышневолоцкий канал и шлюзы. И всего за три года пропускная способность канала благодаря стараниям Сердюкова увеличилась вдвое! Ничего подобного Вышневолоцкой водной системе в России не было, и ее расцвет всегда будет связан с именем этого удивительного человека.
Исследователи Виргинский и Либерман разыскали в архивах материалы, согласно которым удалось установить, что будущий первый гидротехник России родился в 1678 году в Монголии, на берегу реки Селенги. Правда, звали его тогда по-другому: Бароно Силингинов или Бароно Имегенов. В возрасте 13 лет сын мастера по производству луков и седел попал в Селенгинский острог, а затем в Енисейск, где его за 10 рублей выкупил приказчик московского купца Иван Сердюков, который крестил его и дал свою фамилию. Бароно, ставший Михаилом, быстро научился говорить и писать по-русски и сопровождал своего приемного отца в торговых поездках. А когда Иван Сердюков умер, будущий гидротехник поступил на службу к московскому купцу Матвею Евреинову. В его лавке он познакомился с Петром Первым, который велел записать его в новгородское купечество и дал важное поручение: во время Северной войны Сердюков поставлял для армии крупные партии хлеба и муки.
В 1705 году Сердюков женился на дочери подьячего Новгородской таможни. Примерно тогда же он оказался в Вышнем Волочке, арендовав у магистрата участок земли для строительства винокуренного завода. В это время шло строительство Вышневолоцкого канала, и любознательный Сердюков общался с голландскими инженерами, заодно изучая гидротехнику. Впоследствии оказалось, что канал построили неудачно. А весной 1718 года паводок и вовсе повредил шлюзы, остановив работу системы. И тогда Сердюков обратился к императору со своими предложениями, как отремонтировать канал. Петр вызвал Сердюкова в столицу, принял его план переустройства Вышневолоцкой системы и подарил книгу «О способах, творящих водохождение рек свободное», написанную французским гидротехником Буйе.
Вернувшись, Сердюков принялся за реконструкцию водной системы. Он решил перегородить течение Шлины, впадавшей в Цну ниже шлюзов, и заставить обе реки слиться. Смысл идеи
заключался в том, чтобы увеличить уровень воды в Тверецком канале, а заодно сделать возможным направление водного потока в разные стороны, в зависимости от открытия гидротехнических сооружений. Также Сердюков задумал создать новый канал со шлюзом, а также устроить бейшлот, чтобы обеспечить в Тверецком канале необходимый уровень воды. Но самое главное – он планировал перевести страдавший от дефицита воды путь на периодический режим работы, накапливая воду и выпуская ее под караванами барок словно смазочное масло. Подобная практика в нашей стране ранее не применялась.
Работы под руководством Михаила Сердюкова шли быстро и обошлись российской казне недорого. Водная система пришла в судоходное состояние в 1722 году, а сам гидротехник получил в подарок от императора два золотых перстня.
К сожалению, поддержка со стороны государства практически прекратилась со смертью Петра. Более того, после воцарения Анны Иоанновны в 1730 году граф Миних несколько раз пытался изъять Вышневолоцкую систему у Сердюкова. По сути, он занимался рейдерством, желая «отжать» выгодный объект у его владельца. Но не успел. Когда на трон взошла дочь Петра, Елизавета, она специальным указом возвела Сердюкова в дворянское звание – известно, что императрица благоволила людям, которых любил ее отец.
Михаил Сердюков умер в 1754 году и был похоронен на погосте в местечке Городолюбля нынешнего Вышневолоцкого района. В 1912 году у его могилы жители Вышнего Волочка установили памятник. А уже в наше время, в 2006 году, на привокзальной площади города появился монумент Петру I и Михаилу Сердюкову.
Как течет вода: Макарий Потапов
Будущий член-корреспондент Академии наук Белорусской ССР и выдающийся ученый Макарий Потапов родился в 1887 году в Калязине. Его открытия в гидротехнике невозможно преуменьшить. До Потапова считалось, что речные течения движутся одной водной массой, разбиваясь на стрежнях на разные «рукава», но именно ученый, выросший на берегу Волги, определил, как ведет себя вода в речном потоке. Потапов не просто изучил речные течения и создал уникальную математическую модель для большинства рек Советского Союза, он еще и первым провел так называемые «водохозяйственные подсчеты», незаменимые при организации ирригационных работ.
Его основной труд называется «Практическое применение поперечных циркуляций в водных потоках». Если вкратце, суть в следующем. Одной из особенностей движения воды в реках является так называемая непараллельноструйность течений. Вода в реке движется разными потоками, это отчетливо видно на закруглениях речного русла. Кроме того, внутри каждого из потоков возникают внутренние течения, направленные под углом к оси движения. На стрежне и поворотах речное течение немного ускоряется, как бы «вписываясь» в поворот, и это создает необычный феномен – поперечные циркуляционные микротечения, которые напоминают подводные смерчи, так называемые винтообразные завихрения потока. Центробежная сила инерции, возникающая на закруглениях, неодинакова на различных глубинах. При расчете водных масс, необходимых, например, для строительства оросительных каналов, следует учитывать эти особенности.
Первым ученым, описавшим явление поперечной циркуляции и винтообразного движения, как раз и стал гидролог Макарий Потапов. Его расчеты позволили построить оптимальные
оросительные системы в Крыму и Средней Азии, причем сам Потапов разработал проекты гидротехнических сооружений, позволявших использовать для орошения энергию поперечного потока – путем создания искусственной поперечной циркуляции. Последние годы жизни Макарий Потапов работал профессором Московского гидротехнического института, он написал учебник по регулированию стоков каналов и рек. А Государственная премия была присуждена ему посмертно, в 1952 году.
Зачем течет вода: Андрей Бочкин
Ответ на вопрос «зачем течет вода?» очевиден: чтобы приносить пользу людям. И самым знаменитым гидростроителем советской эпохи был наш земляк Андрей Ефимович Бочкин. Ему посвящали стихи поэты, его портрет писали ведущие художники, об отважных гидростроителях, способных останавливать и перекрывать мощные сибирские реки, слагали песни. При этом сам Бочкин был человеком весьма скромным и самого простого происхождения.
Он родился 30 октября 1906 года в небольшой деревне Иевлево Бежецкого уезда, стоящей чуть поодаль от левого берега Медведицы. Сейчас это территория Рамешковского района. Андрей был одиннадцатым ребенком в большой крестьянской семье, после окончания церковно-приходской школы в родном селе отправился продолжать образование в Тверь.
Но учиться там не пришлось, поскольку он с головой окунулся в комсомольскую и журналистскую деятельность. В этот период он познакомился с юным тверским журналистом Борей Камповым, которого все теперь знают как писателя Бориса Полевого. Добрые, приязненные отношения связывали их всю жизнь. Тверской период деятельности Андрей Бочкин завершил в должности секретаря партийного комитета текстильной фабрики в Вышнем Волочке и поступил в Московский институт водного хозяйства и мелиорации.
А затем партия давала ему самые разнообразные поручения, задания и приказы. Андрей Ефимович создавал первые колхозы в Западной Сибири, строил ДнепроГЭС, возводил никелевый комбинат в Оренбургской области, работал прорабом строительства железной дороги на Южном Урале. Именно он построил первые в Советской России оросительные системы – Кутулукскую и Бузулукскую. В 33 года перспективный инженер стал начальником всесоюзного главка «Главводхоз» Наркомата сельского хозяйства СССР, что фактически соответствовало министерской должности.
С началом Великой Отечественной войны Бочкин добровольно ушел в Красную Армию. Пройдя курс Военно-инженерной академии им. В.В. Куйбышева, эвакуированной в город Фрунзе, он воевал с 1942 года и до самой Победы на инженерных должностях, участвовал в боях и десантно-морских операциях. По окончании войны Андрей Ефимович возглавлял строительство Невинномысского канала и Свистухинской ГЭС в Ставрополье. За успешное выполнение этих работ он получил орден Ленина. В 1950 - 1953 годах наш земляк руководил строительством Южно-Украинского и Северо-Крымского каналов, удостоившись второго ордена Ленина.
В 1950-х годах он возглавил управление «АнгараГЭСстрой» и стал начальником строительства Иркутской ГЭС. До него идея возводить гидроэлектростанции на могучих сибирских реках – Ангаре, Енисее, Иртыше – существовала только как проект. Андрей Бочкин стал руководителем строительства первой ГЭС в Сибири, а точнее, первой гидроэлектростанции в азиатской части евразийского материка. Иркутская ГЭС была построена в 1958 году, и почти сразу Бочкина отправили выполнять очередное грандиозное задание партии – строить гигантскую ГЭС на Енисее, в Красноярске.
Андрей Ефимович отличался несколькими качествами, делавшими его незаурядным руководителем государственного масштаба. Он меньше всего был озабочен важностью собственной персоны, являлся великолепным психологом, умело расставлял людей на всех участках и уровнях, обладал удивительной работоспособностью, высоким профессионализмом, смелостью и последовательностью в принятии решений в непростой обстановке. В 1973 году за создание Красноярской ГЭС он стал лауреатом Ленинской премии в области науки и техники. Наш земляк скончался 16 октября 1979 года и похоронен на Ваганьковском кладбище.
Еще при жизни ему было присвоено звание почетного гражданина Дивногорска, а после кончины пришли и другие символы признания его трудовых свершений. Улица Центральная в Дивногорске и улица Огни Коммунизма в Иркутске получили имя Бочкина, а 2 февраля 2018 года в Дивногорске открыли бронзовый памятник этому выдающемуся гидростроителю. Кстати, есть улица Бочкина и в Твери.