От МКАД до Твери теперь можно добраться примерно за полтора часа по платной скоростной автодороге М-11. Заключительный участок, который связал столицу России и столицу Верхневолжья, был открыт 3 июля. Он проходит по территориям обеих областей и встречается с федеральной трассой М-10 на 143-м километре.
А началось всё в 2014 году. Тогда был открыт первый участок платной дороги в обход Вышнего Волочка. Это позволило несколько разгрузить стонавшую от избытка автомобилей федеральную трассу. Если бутылочное горлышко городских перекрёстков оказывалось забито, можно было выбрать более свободный путь.
Ну а дальше пошло-поехало. Чуть ли не каждый год дорожники открывали новые участки М-11 и отрезки постепенно сложились в настоящий тракт. В 2019 году в торжественной обстановке губернатор Игорь Руденя и высокопоставленные столичные чиновники открыли "контрольный" участок, который сделал дорогу из Москвы в Тверь непрерывной и полноценной альтернативой М-10.
"МК в Твери" проинспектировал платную дорогу, оценил инфраструктуру, и посчитал, во сколько обойдётся путешествие.
Забитая "Россия"
Чтобы прочувствовать отличия, до Москвы мы решили ехать по-старинке, то есть по трассе М-10 "Россия", а обратно уже по М-11. В Москву путь хорошо знаком, интуитивно чувствуешь, где предстоит увязнуть в густом автомобильном потоке. Но были и сюрпризы. Несколько раз на участках ремонта федеральная трасса сужалась до одной полосы и машины двигались гуськом, сбросив скорость до "детских" 30 километров в час. Впрочем, таких мест было немного. Они быстро кончались, выпуская путешественников на относительный простор. Только разгонишься, откроешь окна, чтобы выгнать дизельные выхлопы ползшего впереди КАМАЗа, а тут красный светофор и новый дизельный мастодонт под боком. Трасса всегда забита транспортом.
По обочинам разбросаны кафешки и шашлычные. Если устал играть на педалях дорожную симфонию, шаурма и кофе снимут часть стресса. Ну а если что-то сломалось, можно заехать на шиномонтаж или автосервис.
Побывав в привычных пробках, примерно через три часа после старта мы достигли МКАД, проехались по монументальным дорожным развязкам с видом на Москву и повернули на М-11. Пропустить поворот, кажется, невозможно. На подъездах огромные щиты голосят о шикарной возможности промчаться без пробок аж до Санкт-Петербурга. Понятно, что там по дороге и Тверь.
Платная дорога встречает автомобилистов широким руслом, разделённым на коридоры терминалов. Тут всё предельно просто: нажимаешь кнопку, вылезает билетик, берёшь его и едешь дальше. Оплата производится по факту съезда с платной дороги. Билет - важный документ. Если его теряешь, или он приходит в негодность в силу форс-мажорных обстоятельств, заплатить придётся по максимальному тарифу с учетом категории автомобиля, протяжённости маршрута и времени суток. У нас первая категория - легковой автомобиль, едем мы в рабочий полдень, так что затраты ожидаются усреднённые.
По прямой
Редакционный автомобиль рванул строго по-прямой. Мимо то и дело проносились авто, которым, видимо, были тесны рамки дозволенных здесь 110 километров в час. Места на дороге полно, по сравнению с забитой М-10 это производит приятное впечатление. Чёткая разметка, отбойники по краям дороги и на разделительной полосе. Тут всё сделано для поддержания крейсерской скорости, когда оптимальным образом сочетаются нагрузка на двигатель, расход топлива и преодолеваемое расстояние.
И только мы с водителем начали это дело обсуждать, как показался съезд с дороги и поворот на Солнечногорск. За 20 минут доехали от МКАД, обогнув самый "пробочный" участок у подножия столицы. Очень хорошо. Кстати, цена на этом участке кусается: на съезде с М-11 к Солнечногорску водителям придется отдать 550 рублей.
М-11 пролегает среди полей и лесов, прорезает холмы, изгибается изящными развязками. Ехать приятно. Не просто перемещаешься из точки А в точку Б, а как бы совершаешь обзорную экскурсию по средней полосе России. Изредка, показываются деревеньки. Самые ближайшие отделены высокими зелёными шумоподавляющими заборами. Когда они проносятся мимом на полях в отдалении можно разглядеть чёрно-белые пятна пасущихся коров. Но остановиться посмотреть не получится, стальной отбойник и глубокий кювет за ним словно говорят: "тут не место для стоянки, это, всё-таки, хай-вей".
Вопрос с "зелёными остановками" на М-11 решён комплексно. Время-от времени по краям дороги встречаются парковочные площадки со стоящими большегрузами и парой легковых авто. Территория чистая, ровными рядами стоят молодые деревья.
Кроме скамеек под навесами, качелей и турников, стоят похожие на ларьки домики с долгожданным "WC" на табличке. С фасада три двери. Две обычные, одна широкая, к ней ведёт пандус с блестящими перилами. Это сервис для маломобильных граждан. Дверь открывается нажатием кнопки. Внутри всё блестит нержавейкой. Входная дверь закрывается также с кнопки, одновременно, снаружи загорается красная лампочка. Чтобы не ломились и не отвлекали от важных дел.
Особенно приятно, что всё, что в уборной может работать на сенсерах на них и работает, поэтому не приходится трогать ручки и вентили. Туалетам на М-11 ставим твёрдую пятёрку.
Алло, техслужба?
А вот развлечений, кроме качелей не представлено. Собственно, если мчишься по платной трассе, развлекаться особенно некогда, но кофе выпить иногда хочется. Ни одного кафе нам не попалось. Шиномонтажа, кстати, тоже. А ну как поломка? С этим вопросом мы позвонили на короткий сервисный номер, о котором сообщает каждое электронное табло на пути. Сотовая связь, кстати, уверенная на всём протяжении дороги.
- Если у вас сломалась машина, мы вышлем к вам эвакуатор и необходимую помощь, где вы находитесь? - прощебетала девушка-оператор.
- У нас всё в порядке, просто интересуемся. - успокаиваем заботливую диспетчершу. - А сколько будет стоить проезд от Клина, до Твери?
- У нас техническая служба, с этим вопросом я вас переключу на другую линию.
В трубке началось пиканье и щёлканье, механический голос поприветствовал и начал что-то рассказывать про дорогу М-11, но его быстро прервал живой человек. Снова вежливая девушка.
- Проезд от Клина до Твери на автомобиле первой категории будет стоить 150 рублей.
- А от Солнечногорска до Клина?
- Это стоит 50 рублей.
- То есть от МКАД до Солнечногорска 550, а дальше дешевле почти в четыре раза? Приятно конечно, но хотелось бы знать, почему так.
Девушка замялась, подбирая слова, а потом пояснила, что "московский" участок находится во владении других концессионеров, которые и устанавливают свои тарифы. Объехать подмосковную пробку выйдет дороже, чем добраться от Солнечногорска до Твери. Впрочем, каждый решает исходя из собственных приоритетов и средств. Машин на "московском" отрезке было достаточно, значит, спрос есть.
А вот мобильная связь ловила не везде, иногда интернет полностью вылетал. Конечно, на хорошей скорости эти участки быстро пролетаешь, можно и не заметить. За сотовую связь ставим новой дороге "четвёрку".
Быстро привыкаешь
А дорога тем временем всё кидала под колёса белые полоски разметки. На прямых участках среди полей появлялось ощущение, что автомобиль стоит на месте и только ландшафт уносится проч. Да, ехать по такому асфальту приятно, но есть и подводные камни. Во-первых, перестаёшь чувствовать скорость, появляется соблазн прижать педаль газа и рвануть к горизонту. Во-вторых, чистая, геометрически размеченная трасса производит успокаивающий, даже убаюкивающий эффект. Водители, которые совершали длинные перегоны, знают, что это может притупить внимание, усыпить. Так что надо быть всегда начеку, и не расслабляться, несмотря на комфортные условия. Хорошо, когда есть попутчик, с которым можно поболтать. Дорожному покрытию и обязательным элементам инфраструктуры тоже ставим твёрдую "пятёрку".
От Клина до Твери мы доехали меньше чем за час. Заплатили на выезде 150 рублей наличными. Вежливая женщина-оператор в форменной жилетке выдала чек и пожелала счастливого пути.
На "обычную" дорогу мы выехали со стороны Химинститута. И снова гудки, рваный ритм, выхлопы. От этого быстро отвыкаешь, пока едешь по М-11.
Итого, дорога от МКАД до выезда под Тверью заняла примерно полтора часа.
Путешествие обошлось в 750 рублей. Много это или мало? Каждый решит для себя. Если совершать вояжи не каждый день то вполне приемлемо, особенно если в машине несколько человек, готовых разделить расходы.