В Тверской области всерьез принялись за развитие обучения рабочим профессиям

В Тверской области всерьез принялись за развитие обучения рабочим профессиям
фото: РГ

В понедельник, 12 августа, в региональном правительстве прошло очередное совещание под председательством губернатора Игоря Рудени. Центральной темой стало профессиональное образование и его развитие в нашем регионе.

Не секрет, что именно эта сфера долгое время была, без преувеличения, одной из самых обездоленных. Хотя еще не так давно система обучения рабочих и технических кадров была довольно эффективной. В советское время путь будущего механика или технолога проходил по цепочке: школа, затем ПТУ или техникум, а после получения специальности выпускники могли рассчитывать на рабочее место. Действовала система распределения, причем вовсе не обязательно требовалось ехать за тридевять земель, как ошибочно полагают сегодня. Техникумы и училища были, что называется, «заточены» под конкретные предприятия. Напомним, что во времена СССР Калининская область была одним из центров химической и легкой промышленности, а также машиностроения. И профильные учебные заведения были не только в областной столице, но и в крупных райцентрах.

Молодые специалисты точно знали, что найдут себя в профессии – по факту, с учебной скамьи они сразу переходили на производство, где уже совершенствовали себя с помощью старших наставников. С развалом Союза четко выстроенная система профессионального образования рухнула, как и многое другое в стране. Было время, когда техникумы перепрофилировались в колледжи, ПТУ - в лицеи, и зачастую помимо профильных специальностей в них открывался набор на дополнительные, более востребованные. Вот и выходило, что химики готовили бухгалтеров, а механики банкиров. А между тем ситуация в стране постепенно менялась, и сегодня вновь появился запрос на человека труда – специалиста, который занимается производством.

Неслучайно среди 12 нацпроектов, в реализации каждого из которых участвует Тверская область, выделены «Образование» и «Производительность труда и поддержка занятости». Оба в данном случае тесно взаимосвязаны, ведь улучшить процесс обучения, доработать его, учитывая все ошибки и, наоборот, достижения, – еще не вся необходимая работа. Выпускников требуется устроить, и как раз об этом подробно говорилось на заседании областного правительства.

- Будущие специалисты кроме теоретических знаний должны понимать на практике, как работают хорошие предприятия региона, - подчеркнул губернатор Игорь Руденя. – Наша задача — обеспечить в учебных заведениях подготовку кадров на основании запроса региональной экономики по приоритетным отраслям, а также обеспечить трудоустройство выпускников в Тверской области.

Все логично: учебные заведения готовят кадры для местных предприятий и организаций – таким образом, речь идет о востребованности профессий и обеспечении производства трудовыми ресурсами. И сегодня для решения этой задачи в Тверской области создаются производственно-образовательные кластеры. В их состав входят представители образовательных учреждений и предприятий различных отраслей, органов власти и регионального управления по труду и занятости.

Уже есть первые результаты – в текущем году при участии отраслевых региональных министерств и потенциальных работодателей удалось увеличить прием по востребованным в Тверской области направлениям. Речь идет, в частности, о машиностроении, строительстве, сфере IT, транспорте, туризме, легкой промышленности, аграрном секторе и ряде других.

Еще одним немаловажным моментом в развитии системы профобразования является более четкое определение отраслевой принадлежности колледжей. Иными словами, чтобы не было такого разброса специальностей, о котором мы говорили в начале статьи. Как отметил Игорь Руденя, такой подход позволит не только повысить качество подготовки кадров, но и более эффективно решить вопрос с дальнейшим трудоустройством специалистов.

Тверской колледж сервиса и туризма стал в этом роде пилотным – в конце 2018 года его ведомственная принадлежность сменилась с министерства образования на профильное министерство туризма. Всего же в Тверской области планируется организовать 10 промышленно-образовательных кластеров: транспортно-логистический, агропромышленный, медицинский, отдельные кластеры строительства, энергетики и ЖКХ, культуры, сервиса и туризма, IT (информационно-коммуникативных технологий), кластер по отраслям «Образование» и «Социальная работа», а также кластер развития промышленного производства.

С будущими же специалистами и выпускниками будут работать плотно и комплексно – к примеру, проводить мероприятия по профессиональной ориентации, чтобы помочь молодым людям определиться с выбором, затем помогать с практикой и стажировкой. Особое внимание планируется уделять трудоустройству тех, кто выучился и получил специальность. Вернется, к слову, хорошо зарекомендовавшее себя наставничество.

Позитивный сдвиг в сфере профессионального образования отмечают и сотрудники учебных заведений.

– За те 10 лет, что я работаю в колледже, стала очевидной такая тенденция: с каждым годом все больше выпускников школ отдают предпочтение среднему профессиональному образованию – порядка 51% ребят выбирают колледж, а не вуз, - рассказал Юрий Зайцев, заместитель директора по воспитательной работе Тверского колледжа им. А.Н. Коняева. - Из-за того, что большое число высших учебных заведений, особенно платных, в начале 2000-х годов массово выпускали не востребованных на рынке труда специалистов, высшее образование отчасти утратило свою ценность. К слову, я и сам учился в колледже и могу свидетельствовать, что здесь дают очень хорошее образование, не хуже, чем в вузе. Диплом о высшем образовании часто нужен только для карьерного роста.

Многие ребята выбирают колледж, чтобы не сдавать ЕГЭ и таким образом минимизировать стрессы в своей жизни. Через три-четыре года они становятся специалистами, могут работать и учиться заочно в университетах. А их одноклассники, выбравшие вуз, в трудовую жизнь вступают позже. Работодателям, по большому счету, не важно, какая у тебя корочка, важно, что ты знаешь и умеешь, те компетенции, которые выпускник может предъявить на производстве. Наметившийся в регионе по инициативе губернатора Игоря Рудени курс на сближение колледжа и предприятия, утерянный в 90-х годах, – очень правильное направление. Единственное, пока у нас еще маловато самих производств, но их становится все больше, и, когда промышленность встанет на ноги, среднее профессиональное образование тоже развернется во всю ширь.

Справка "МК": В Тверской области в настоящее время действует 45 профессиональных образовательных организаций, в которых обучаются более 25 тысяч человек.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру