Тверской психолог рассказал, что ждет при четырехдневной рабочей неделе

Уверенный в себе работник – это тот, который чувствует себя востребованным

Уверенный в себе работник – это тот, который чувствует себя востребованным
Фото: соцсети

Перспективы введения четырехдневной рабочей недели, подводные камни роботизации, способы борьбы с эмоциональным выгоранием – об этом и не только «МК в Твери» беседует с медицинским психологом Русланом Габараевым.

- Премьер-министр России Дмитрий Медведев не исключил в перспективе переход мировой экономики к четырехдневной рабочей неделе как основе социально-трудового контракта. Эту идею восприняли на ура 73% опрошенных на одном из российских интернет-порталов, а 19%, наоборот, согласны работать еще больше. Вам такое новшество по душе?

- Хороший работник думает, что если будет меньше утомляться, то его производительность вырастет. Другой приходит на работу просто отсидеть свою смену, при этом оба будут приветствовать сокращение рабочей недели, пусть и по разным причинам. Так что важно понимать, кто эти 73 и 19% опрошенных. Здесь вопрос отношения к труду в целом, к его культуре в нашей стране. Это отношение не зависит от количества рабочего времени. Если мы создадим условия, при которых люди естественным образом захотят работать на своих работах, то вопрос с рабочим временем будет решен гораздо проще и качественнее. Но, не создав фундамента, стоит быть готовым к самым различным последствиям.

- В качестве аргумента «за» приводят в пример Генри Форда. Тот сократил рабочую неделю на своих предприятиях с 48 до 40 часов и получил рост производительности труда. Как психология объясняет этот эффект?

- В те времена идея сокращения рабочей недели уже давно витала в воздухе, а Форд стал первой ласточкой. Он уменьшил рабочую неделю, руководствуясь не только гуманистическими побуждениями, но также и экономическими. Если бы трудовой день оставался 10-12-часовым, то просто не было бы возможности покупать и пользоваться товарами. Дополнительно к сокращению рабочих часов он увеличил почасовую оплату работы, что не могло не привлекать. С психологической точки зрения тут все просто: чем более привлекательна для вас работа, тем качественнее вы ее выполняете.

- Четырехдневная рабочая неделя приведет к ожирению и неврозам у россиян, пугают врачи. Если у человека есть работа, которая ему очень нравится и вдруг у него появляется дополнительный выходной, он станет думать, что что-то не так, и ждать подвоха. С другой стороны, лишний день отдыха называют полезным для укрепления семейных отношений. Какое суждение ближе к истине?

- Давайте сначала подумаем, многим ли россиянам нравится их работа? Очень часто люди работают, где и как придется. И это является довольно частой причиной неврозов. Я не сторонник нахождения своего призвания, можно работать и хорошо себя чувствовать, занимаясь разным трудом. Главное - чтобы человек ощущал себя нужным там, где он есть. Не чувствуя это, человек начинает искать «призвание». И этот поиск может легко привести туда же - в невроз. Возвращаясь к вопросу отношения к труду, если человек к нему привык, получает за него благодарность - это для него удовольствие, он хочет продолжать.

А за проблему ожирения конкретного человека отвечает прежде всего сам этот конкретный человек. Я предлагаю не относиться к взрослым людям как к детям, решая за них, что будет полезно. Вместо этого лучше прививать любовь к познанию мира, к принятию самостоятельных решений. И тогда каждый будет способен понять, что ему вредно, а что нет. Но это глобальный вопрос к обществу в целом.

Конечно, наша жизнь не состоит только лишь из работы, хотя работа занимает в ней очень большое место. И человеку для того, чтобы чувствовать себя хорошо, требуется наполнение и укрепление других жизненных сфер. Наиважнейшей из них является семья. Если направить освободившееся время и силы на укрепление семейных отношений, безусловно, это повысит удовлетворенность жизнью. Проблема в том, что у нас, как ни крути, есть люди, сбегающие на работу и не желающие с нее возвращаться вовремя, потому что не хотят находиться в семейном кругу. Они просто не желают решать семейных проблем. И в данном случае конфликт обострится.

- Утверждают, что четырехдневке были бы рады те работники, которые уверены в себе и занимаются продуктивным интеллектуальным, высококвалифицированным трудом. А занятые тяжелым физическим неквалифицированным трудом останутся недовольными, потому что их зарплата зависит не от качества выполненной работы, а от количества. Это не слишком прямолинейная мысль?

- Уверенный в себе работник – это тот, который чувствует себя востребованным. За счет какого труда, уже не столь важно. С какой стати занятые физическим трудом люди должны чувствовать себя невостребованными при должном выполнении своих трудовых обязательств? Правда ведь, это вопрос не к количеству рабочего времени? Форд, например, не дал своим работникам почувствовать, что их труд стал менее востребован, а даже наоборот!

- Сохранится ли само понятие рабочего коллектива? В более широком смысле – какие перемены в трудовых отношениях неизбежно возникнут в ближайшем или отдаленном будущем в связи с развитием IT-технологий и т.п.?

- Не являясь футурологом, могу сказать лишь очевидную вещь: многие профессии могут оказаться за бортом. Весь их функционал будут выполнять машины (что уже активно происходит). Как следствие, большое количество людей останется без работы, невостребованными. Здесь мало приятного, но мы весьма быстро движемся в этом направлении.

- Не возникнут ли новые «поражающие факторы» у новых трудовых отношений? Удаленно работающему программисту будет достаточно регулярно пополняющейся банковской карты, или даже закоренелому интроверту иногда требуются человеческие эмоции, чтобы коллеги одобрительно похлопали его по плечу и поздравили с удачной разработкой?

- Удаленная работа уже во многом показала свою неэффективность. Речь здесь идет о продукте, который слагается из совокупности действий каждого члена коллектива. Удаленно люди не воспринимают свои задачи частью чего-то большего, склонны относиться к своей деятельности более лояльно, обвиняя в ошибках другие звенья цепочки. Согласитесь, не так уж это и улучшает качество продукта. Конечно, если этот продукт полностью зависит от одного человека, то удаленность может отсечь отвлекающие факторы, но нет гарантий, что не появятся новые. Мне кажется, что в IBM не просто так отказались от практики удаленной работы.

Если подойти к вопросу с точки зрения коммуникативной (социальной) составляющей, то общение человеку просто необходимо. Мы нуждаемся в том, чтобы находиться в своей «стае». Одобрительное похлопывание говорит: ты свой, ты для нас значим, мы признаем твой вклад. А экстраверт человек или интроверт, не имеет никакого значения. Просто первые - это люди, считающие, что они чувствуют себя лучше, находясь в компании, а вторые думают, что люди их утомляют. Но кем бы ни был человек, потребность быть «своим» есть у каждого. Иначе стояла бы перед нами проблема одиночества? Тут нужно не удаленную работу искать, а развивать социальные навыки.

- Какие «сюрпризы» может преподнести роботизация?

- Не очень приятные, и один из них очевиден: мы станем думать еще меньше, перестанем решать интеллектуальные задачи. Уже сейчас многие предоставляют сравнить похожие по характеристикам товары специальным программам ?, лишая себя при этом умственной нагрузки. Кроме того, мы теряем упомянутые выше социальные навыки, переставая общаться с людьми непосредственно.

- Как писали Стругацкие, человечество будет помимо своей воли разделено на две неравные части. Применительно к теме нашего разговора, это представители более молодого и адаптивного ко всему новому поколения, а также «старые кадры». Этим группам суждено быть антагонистами и конкурировать, например, за рабочее место, или же ветераны гармонично уживутся с молодежью при любой системе трудовых отношений?

- Это будет зависеть в первую очередь от гибкости ума каждого человека, от его способности обучаться, от социальных навыков. Ведь нередка ситуация, когда молодые специалисты, выпустившись из вузов, уже считают, что знают достаточно и ничему обучаться им больше не надо. Но это не так. В современном мире способность к обучению, а потом и к переобучению является одной из важнейших. Однако и тут есть ловушки: важно не подменить глубину знания его количеством (порой весьма сомнительного качества).

Человеческий мозг должен решать интеллектуальные задачи, будь ты стар или молод. Лишая свой мозг таких задач (ввиду различных причин), мы теряем свое преимущество не только на рынке труда. Возраст в этом отношении не настолько критичен по сравнению со стремлением поддерживать свой ум в тонусе. Хотя у молодых в этом плане есть больше возможностей, в первую очередь это запас времени.

- Сохранится ли в будущем синдром эмоционального выгорания на работе, который распространен сегодня?

- Эмоциональное выгорание зависит от многих факторов. Немаловажную роль тут играет климат в коллективе. О нем мы уже говорили. Например, порой люди начинают самостоятельно разделять себя и коллектив в формате «я хорошо работаю, а они нет». Или наоборот. Оба этих случая являются сигналами того, что человек делает шаги к выгоранию. Заметьте, что для подобного рода разделения не является необходимым ни сокращение, ни увеличение рабочих часов.

- С чем связан этот синдром и как его преодолеть? Неужели менять профессию? Существуют ли универсальные рецепты?

- Труд организуют люди. Климат в коллективе создают тоже люди. Поэтому социальные компетенции рекомендовано наращивать каждому. В неблагоприятной среде даже самый талантливый специалист легко «сгорит». И первой рекомендацией может быть: внимательно выбирайте, где и с кем вы хотите работать. Это если вкратце про коллектив.

Касаемо рабочих условий, конечно, рабочее место должно быть комфортным для выполнения трудовых обязанностей. Большое значение имеет вознаграждение (как денежное, так и нет). Некоторым людям чрезвычайно важно, чтобы их вклад был оценен, и даже обычная грамота или просто «спасибо» от руководства является необходимым.

Другой значимый фактор - момент оплаты труда. Работнику должно быть понятным, за что он получает свои деньги (или «спасибо»). Если оговорена премия за сверхзадачу, то важно ее вручать непосредственно после выполнения этой задачи. Иначе мозг просто адекватно не свяжет два этих события. Есть фирмы, где, проделав большую работу, премию можно получить в конце не этого, а следующего месяца, в который ты мог работать спустя рукава. Это дезориентирует и копит напряжение.

Ну и конечно, отдых и восстановление. Важно уметь их правильно организовывать. Но тут нужно развести эти понятия. Если упростить, то отдых – это смена деятельности, когда мозг и тело отдыхают от предыдущей деятельности. А восстановление – это набор приятных действий, не нацеленных на результат. Сюда же добавим хобби – занятие для удовольствия, не имеющее жестко фиксированной цели. Но между сменами деятельности должен идти период восстановления. Короткий или не очень – зависит от интенсивности деятельности. Довольно часто люди пренебрегают этим правилом, вследствие чего копится все то же напряжение.

Возможно, это прозвучит банально, но режим сна, питания и физическая активность – базовые вещи, которые следует организовать для себя каждому, кто заботится о своем душевном и телесном здоровье.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №35 от 21 августа 2019

Заголовок в газете: Лишь четыре дня будут у меня?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру