Жребий брошен: почему жители Твери выбирают настольные игры

18.09.2019 в 13:43, просмотров: 2153
Жребий брошен: почему жители Твери выбирают настольные игры
фото: Мария Дигелева

Известно, что еще древнеегипетские фараоны любили проводить время за такой игрой, как «сенет», и это было около 3500 лет до н.э. Сегодня, несмотря на обилие компьютерных и консольных игр, настолки по-прежнему популярны. «МК в Твери» решил узнать об особенностях такого хобби в нашем городе. Кто играет в настольные игры? Какими они бывают? И что все-таки привлекает людей в бросании кубиков и перемещении фишек?

Как все начиналось

Настольные игры современного типа появились около 100 лет назад. Законодателями в этой сфере развлечений считаются американцы и немцы. Так, в Германии в 1978 году была учреждена самая престижная награда «Игра года». А американцы Гэри Гайгэкс и Дэйв Арнесон в 1974-м подарили миру легендарную настольную ролевую игру в жанре фэнтези - Dungeons & Dragons, в которой участники устно описывают действия своих персонажей, опираясь на их характеристики, а успех действий зависит от броска кубиков и ведущего (мастера).

- Моя любовь к настольным играм началась с подарка, - рассказывает Илья Болтков, владелец тверского магазина настольных игр «Hobby Games», к которому мы обратились за комментариями. - Жена приобрела мне в 2012 году игру «Колонизаторы». Затянуло. А через год мы открыли свой магазинчик, в котором было свое тотемное животное - среднеазиатская черепаха Ахиллес. Рядом с магазинчиком была 12-я школа, и мы привлекали внимание к настольным играм, с которыми тогда мало кто был знаком, выгуливая Ахиллеса и раздавая конфеты, к которым крепили наши визитки. В 2014-м мы перенесли магазин в торговый центр «Рубин».

Итак, начнем с ключевых понятий. Игровой сеттинг (окружение, в котором происходит действие. – Ред.) может быть абсолютно любой: реальность, фэнтези, постапокалипсис, космоопера и так далее. Игровые миры могут быть понятными и известными, а могут быть абсурдными, где действуют свои законы физики и этики. По механике же, или процессу, игры делятся на две большие группы.

Еврогеймы (игра из Европы. – Ред.) - это лаконичные игры, в которых случайность победы минимизирована. Здесь прежде всего важны точный расчет и планирование. Один из примеров: игра «Ticket to Ride» («Билет на поезд»).

Америтреш (шутливый термин, придуманный американской школой игрового дизайна. – Ред.) - это настольные игры, в которых игроки напрямую противостоят друг другу, сражаются в рамках конкретного детально проработанного сеттинга, а зачастую выпавшие на кубике значения решают исход партии.

- Особняком стоят настольные ролевые игры, - отмечает Илья. - Это игры, которые соединяют атмосферу, «глубокое» вживание в роль и расчет. Наши клиенты все чаще ищут оригинальные сюжеты. Например, такая сложная и дорогая игра, как «Мрачная гавань», пользуется огромной популярностью в Твери. Ведь настольные игры - это не только один из способов получить удовольствие, но и нескучный вариант поддерживать мыслительные процессы и коммуникативные навыки для людей в возрасте. Например, в Твери бабушки и дедушки с удовольствием играют в «Скрабл», «Маджонг» или «Колонизаторов».

Но каков же в итоге портрет типичного игрока? Зависит ли увлеченность от возраста, профессии, социального положения?

- Если в далеком 2013-м к нам могли зайти по ошибке или просто из любопытства, - отвечает Илья, - то сейчас ситуация меняется. В Твери в настолки играют бодибилдеры, врачи, продавцы и так далее. Возраст, профессия - все стирается, когда начинается партия. Настольные игры объединяют.

Полное погружение

Упомянутые нами выше ролевые игры представляют особый интерес – там участникам предоставляется возможность ощутить настоящий полет фантазии. Подробнее об этом мы попросили рассказать состоявшегося мастера настольных ролевых сессий Владислава Григорьева, известного под ником Martess Mordax:

- Настольные игры по большей своей части нацелены на победу, а конкретно в ролевых настольных играх все строится вокруг визуализации и команды. Именно в задействовании воображения и умении нестандартно мыслить заключается главное отличие между играми. Ролевая настольная игра - это театр живого действия, море эмоций. Играть можно где угодно. Главное - запоминающиеся приключения и правдоподобная актерская игра, соответствующая логике сюжета.

Такие словесные сессии - это целое разговорное приключение, и во время игры может произойти все что угодно. Мастер описывает окружающую обстановку, а игроки, анализируя полученные данные, думают, как поступить. Мы спросили, может ли мастер действовать нечестно, ведь в настольной игре есть книжка со сводом конкретных правил, а в ролевой есть вселенная и ведущий, у которого большая часть событий держится в голове или в личной тетради.

- «Мастерский произвол» - это не всегда плохо, а иногда он даже необходим, чтобы спасти игроков или наградить, - пояснил Владислав. - Нужно понимать, что он создает игру, пытаясь вовлечь в нее людей, но всегда действует в рамках игровой логики и правил вселенной, по которой водит игроков. Например, если в сюжете есть магия, то я могу придумать свой амулет на основе имеющихся вводных данных и «подкинуть» его игрокам. Но баланс при этом весьма тонкий, и его обязательно нужно соблюдать.

Как мы выяснили, подобные сообщества игроков – это закрытые группы. Человеку с улицы туда попасть либо невозможно, либо, как и в большом мире, только по знакомству. Однако всегда можно создать игру самому и найти друзей по интересам.

фото: Мария Дигелева

Вся жизнь – игра

Люди и так играют социальные, поведенческие роли в жизни, но многие продолжают игру в искусственно созданных мирах по возвращении домой. Чем настольные игры так привлекают? «МК в Твери» задал этот вопрос непосредственно самим игрокам.

Сергей Черкасов, заместитель директора интерактивного музея «Живая история Верхневолжья», полагает, что есть три типа людей: знают, чего хотят, не знают, чего хотят, и не знают, чего можно хотеть. И настольные игры тут могут не только выступить как способ расслабиться, но и помочь раскрыть внутренние амбиции, посмотреть на свои желания в миниатюре и познакомиться с новыми людьми, а для детей это хорошее подспорье к обучающим материалам, которые не надоедают.

- Когда мне было 4 года, я часто засиживался над карточной настольной игрой, которая строилась вокруг идеи собирать только съедобные грибы, - рассказывает Сергей. - Я быстро выучил, какие полезные, а какие ядовитые, так как в игре за ошибки давали ощутимые дебаффы (отрицательный эффект. - Ред.).

Артем Бандурист, также являющийся сотрудником интерактивного музея «Живая история Верхневолжья», рассказал «МК в Твери», что в его жизнь настольные игры пришли в 1996 году, когда он поступил в университет МВД России, и с тех пор он с ними не расстается:

- Играли в казарме, ночью. Помню, некоторые товарищи даже возмущались, что они не могут уснуть из-за громкого стука кубиков. Сейчас нашему сообществу уже лет 10. В ролевой настольной игре любое действие или бездействие отзывается на сюжете, и с выполнением заданий игра не заканчивается. Со стороны игровые сессии могут выглядеть странно: например, как-то нас приняли за актеров, репетирующих театральную постановку. В моей «пати» (группе. – Ред.) много семейных людей, один работает в тверском филиале «Газпрома», один в IT-компании. Некоторые приходят на игру с рабочим ноутбуком, чтобы указания раздавать и в случае аврала быть на связи. Еще есть инженер по проектированию домов. Люди все успевают. Чем такое времяпрепровождение с выдумкой, живым общением хуже какого-то другого? По сути, это психологический тренинг, развивающий красноречие, защитные реакции, умение мыслить нестандартно и позитивно.

Александра Шаповалова, владелец кафе настольных игр «КУБиКОФ», считает, что игры помогают социализироваться, развивать коммуникативные навыки:

- Прежде всего игры дают живое общение. Его почти нет, оно в дефиците из-за опосредованного общения через социальные сети и удаленные программы. Необходимость взаимодействовать просто отпадает, а с ней и умение вести аргументированный разговор и идти на компромисс. И настольные игры являются хорошим поводом все эти пробелы заполнить, становятся палочкой-выручалочкой, особенно для детей.

Оказывается, игры часто берут педагоги, логопеды, психологи, чтобы помочь ребенку подготовиться к школе, заинтересовать его в обучении. О ролевых настольных играх Александра знает, но подчеркнула, что такие продолжительные сессии - очень специфичное хобби, которому нужно отдать все время, и не все люди готовы сосредоточиться на одном увлечении.

Карточный расклад

Корреспонденты «МК в Твери» побывали еще в одном оригинальном месте - официальном клубе настольных игр «CardMan», специализирующемся на коллекционной карточной игре «Magic: The Gathering» (или сокращенно MTG). Алексей Тараненко, один из совладельцев, рассказал об особенностях этого вида настолок:

- Карточные настольные игры - это очень специфическая ниша. Дело не только в далеко не простых правилах, так как она относится к стратегическим, логическим играм, но и в серьезных финансовых затратах. Студенты и школьники среди любителей таких игр есть, но их немного, в основном играют те, кому тридцать и старше. Все результаты заносятся в турнирную таблицу, баллы дают право участвовать в соревнованиях всероссийского и международного класса. На наших турнирах напряжение иногда доходит до предела, ведь MTG - это агрессивная стратегия. У нас в Твери, кстати, даже был победитель всероссийского масштаба - игрок под ником Щетка, который выиграл гран-при, сейчас он живет в Москве. Его коллекция карточек стоит около полумиллиона.

Наш собеседник Алексей и другие совладельцы клуба, Сергей Миневич и Павел Кузнецов, выпустили на основе отечественной настольной игры «Эра Водолея» две книги правил: «Новая Эра» и «Мортум». В клубе есть специальная комната для настольных ролевых игр. Вход обычно стоит 100 рублей, тут можно получить первый бесплатный набор MTG, понаблюдать за сражениями других игроков, пообщаться с ними и поиграть самому. Алексей делает акцент на том, что карточные игры требуют постоянного совершенствования навыков, и не все готовы посвящать учебе свободное время.

Настольные игры, ролевые и карточные, объединяет то, что все они призваны созидать, несмотря на происходящие в них виртуальные сражения, победы и поражения. Это и обучение с удовольствием, и способ найти себя, наладить контакты, стать увереннее. А еще это, конечно же, нетривиальный отдых.