Вандалы, хулиганы, художники: как Тверь страдает, борется и хорошеет

Вандалы, хулиганы, художники: как Тверь страдает, борется и хорошеет
Нет ничего однозначного и определенного, фото из архива Марины Барановой

Конституция гарантирует людям свободу мысли и слова, а также право передавать, производить и распространять информацию. Люди этим правом активно пользуются не только в интернете и в живом общении, но и самовыражаясь при помощи баллончиков с краской, полимерной глины, газетных вырезок и прочих действий с городской и частной собственностью. И результат таких актов не всегда радует местных жителей, администрацию и правоохранительные органы.

“МК в Твери” решили разобраться в психологии поведения вандалов. А читатели уже сами решат, где поставить запятую в крылатом выражении: “казнить нельзя помиловать”.

Причины деструктивного поведения

Благоустройство общественных пространств, дворов и зеленых зон является государственным приоритетом и одним из важных маркеров развития региона. Вместе с тем реализация этого приоритета — серьезная проблема в ситуации, когда существует вандализм, спешащий направить свою разрушительную энергию на любые окружающие объекты, независимо от стоимости их восстановления. Светлана Дутта, психолог, основатель и руководитель первого тверского общества психоанализа, помогла “МК в Твери” понять мотивацию поведения таких людей.

Некоторые способы самывыражения радуют только автора,фото Марии Дигелевой

Вандализм, как рассказала Светлана, - это обоюдоострая, тяжелая тема, потому что страдают все: и совершающие акт, и те, кому приходится разбираться с последствиями. Что испытывают сами вандалы? Что это: вызов, попытка что-то рассказать о себе? Психолог объяснила:

- Безусловно, вандализм - это одна из форм разрушительного поведения человека, когда портятся или оскверняются предметы искусства, общественного пользования. На мой взгляд, главная черта вандализма – это бессмысленность, это разрушение ради разрушения.

Как пояснила Светлана Дутта, когда ребенок совсем маленький, он не понимает, что с ним происходит, не понимает причинно-следственную связь своих поступков. Люди, которые наделяют для него всё смыслом – это родители и близкие. Соответственно, если ребенка часто наказывают, не объясняя причин, если заставляют постоянно чувствовать себя виноватым, то накопившиеся чувства, которые не нашли выхода, направляются на предметы и других людей по принципу: “пусть и им неповадно будет”.

Вандализм, по факту, связан не с испорченными вещами, а со скрытой формой проявления мощных разрушительных тенденций: в эмоциональной сфере и мотивации — озлобленность, протест, агрессия против того, перед чем этот человек чувствует себя бессильным. Вспомним классическую схему распространенной защитной реакции: начальник на работе накричал на своего подчиненного, тот, вернувшись домой, кричит на свою жену, она, в свою очередь, ругает ребенка. Ребенок пинает ногой собаку. Не всегда человек может осознать, зачем он это делает, откуда ноги растут. Так и с вандализмом: причина кроется не только в человеке, но и в окружении, и тех схемах реагирования на события в жизни, которые он усвоил в детстве.

Светлана Дутта отметила, что из-за того, что у таких людей искажено понимание чужих и собственных переживаний, работать с ними очень трудно и требует много времени. Что же с ними делать, как наказывать? Незнание закона не освобождает от ответственности. Но наказание в рамках законодательства все-таки должно предусматривать и коррекционно-исправительную работу, кем бы ни был вандал, он, прежде всего, человек, не сумевший справиться с  проблемами, человек, нуждающийся в помощи.

Другими словами, логика неосознанного такова: виноват не потому что совершил преступление, а совершил преступление, потому что уже давно был в чем-то виноват.

Многие любят ходить по грани, фото из архива Майка Хайпера

Всегда легче получить прощение, чем разрешение

Популярный граффитист Mike Hyper, в жизни — дизайнер Михаил Дрёмин, рассказал “МК в Твери” о своих взглядах на психологию деструктивного самовыражения:

- Вот меня тоже, например, можно назвать вандалом. Я с этого начинал в школьные годы. Зачем я это делал? Мне хотелось просто проявить себя, хотелось привлечь внимание, чтобы кто-то увидел моё творчество, обо мне начали говорить, спрашивать. Люди хотят быть значимыми. Я считаю, что у вандализма очень много ног. И конкретной причины почему люди это делают, нет. Это совокупность очень многих факторов. Нельзя решить эту задачку в одно действие.

Михаил объяснил, что распространенные в Твери теги (в широком смысле означающее метку или маркировочный знак), которыми исписаны стены - это зашифрованные сообщения типа: “я такой-то и был тут”. Те, кто понял послание, тоже что-то для себя отмечают, из разряда: “это территория Васи”. При этом, Михаил отметил, что нельзя исключать и того, что вандальные выходки - зачастую просто результат пьяных гулянок:

- Они получают от этого удовольствие. Это дико звучит, но, представьте, вы же иногда встречаетесь с друзьями, общаетесь, танцуете, едите. Это нормально для вас, а для соседа, напротив, нормальным будет напиться в хлам и сломать пару скамеек. Нравится ему так. Скажу, что рисование на улице - это сам по себе достаточно экстремальный вид деятельности, потому что кто-то может на тебя накричать, подойти и сделать замечание, начать угрожать. Соответственно, человеку становится неудобно делать большие, красочные работы, а получить адреналин хочется, тогда он выходит и делает какие-то маленькие рисунки-закорючки доступным методом.

Михаил рассказал, что даже у самых свободных и протестных художников есть правила, например, они стараются не трогать памятники архитектуры, но это не касается разрушающихся, заброшенных зданий, барельефов. Mike Hyper отметил, что очень сложно определить, что считать актом вандализма, если результат несет хоть какую-то художественную составляющую. Это может сделать, по его мнению, только человек с соответствующим образованием и опытом.

- Я признаюсь, что многие любят ходить по грани. Например, последнее, чем я занимаюсь - это наклеивание расписанной бумаги на стены, по-моему, это невероятно вандалистично. Потому что ты можешь в любом месте таким образом быстро высказать всё, что хочешь, что накипело, о чем долго размышлял.

Михаил рассказал, что иногда, гуляя по ночной Твери, видит пьяные компании, которые разрушает все на своем ходу: вырывают урны, бьют бутылки о тротуар, стекла в домах, даже избивают прохожих. Именно это он считает “истинным вандализмом”, с которым нужно бороться.

- Вот визуальным вандализмом я считаю, в первую очередь, засилие рекламных конструкций и вывесок, которых в Твери очень много. Это как проказа. Бессмысленно наказывать каких-то мелких художников, которые сегодня рисуют маркером. Сегодня - маркер, а завтра он будет проектировать наши дома, потому что каждый творческий человек имеет “своих чертиков”, которых тоже нужно отпускать. Чтобы создавать какие-то гениальные вещи, нужно постоянно быть в фокусе, постоянно иметь силу в руках и идею в голове, или, как минимум, маркер в кармане. Посоветовать тем, кто хочет “выражаться”, я могу только одно: идите и делайте, потому что, только начав, можно понять свой путь и закрепиться в этом мире.

Набережная Афанасия Никитина, граффити по договоренности от Вити Джока (Джокер), из личного архива художника

Творим не покладая рук

Не только известные, скандальные граффитисты поделились своим мнением с “МК в Твери”, но и молодые, экстравагантные художники, например, Марина Баранова, известная в своих кругах под ником marinad, рассказала, что вандализм - это грубое нарушение границ чьей-либо собственности:

- Я привыкла, что рушить стены и расписывать витрины - это вандализм. Никаких четких рамок я для себя не определяю, все строится вокруг моих ощущений. Например, расписывать чью-то машину без разрешения владельца - неправильно, такого я делать не буду. Но и не отрицаю, что самовыражение творческой личности - это всегда в каком-то смысле хулиганство, здесь уже все решает уровень мастерства и внешней эстетики, например: сразу видно, где руку приложил “умеющий”, а где школьник-экспериментатор. На это стоит обращать внимание при выборе площадки для творчества.

Марина считает, что рисунки многих молодых ребят, те же теги, можно отнести к бунту, “они так противопоставляют себя системе”. В школе дети действуют в рамках программы, говорят и делают все, как надо, как от них требуют. А потом, когда выходят на улицу, то делают как хочется, выплескивая все непозволительные, с точки зрения системы, эмоции и чувства, которые естественны для их возраста и поколения.

- На мой взгляд, если человек хоть немного соображает, то после первого задержания или штрафа он не полезет опять делать то же самое, но, с другой стороны, делая такое, люди чувствуют себя борцами, получают от хождения по краю свой кайф. Я за то, чтобы налаживать диалог с вандалами, чтобы понять первопричины их поведения. И искренне желаю, чтобы если уж человек решил самовыразиться, то пусть делает это от души и красиво, а не исходя только от желания пометить территорию и отомстить кому-то неведомому.

Не все понимают, что починка остановки, скамеек, урн - это немаленькие деньги, заложенные в бюджет на другие нужды и цели. Вандализм тормозит скорость благоустройства города и налаживания инфраструктуры.

Незаконное использование городской среды, фото Марии Дигелевой

Провокация случайного зрителя

Художник-граффитист Виктор Лебедев (Джокер), поделился своим взглядом на существующую проблему:

- Исходя из своих личных наблюдений, вандализм - это явление деструктивное, часто связанное с выплеском накопившейся агрессии. Многие идут на это ради адреналина, ради того, чтобы показать “всему миру”, что он смог это сделать. Иногда это соревнование, чтобы доказать себе и другому, что вот я залез туда, я смог поставить больше всего тегов и так далее. Иногда вандализм - это часть некой игры, участники которой далеко не всегда осознают, к чему она приведет.

Виктор предположил, что причины стоит искать в семье, в подходе к воспитанию, в уровне доверительного отношения между детьми и родителями. Он отметил и “особо опасный” вид вандализма - это незаконные линки групп, продающих наркотические средства:

- Основная проблема - это когда детям, подросткам платят за то, чтобы они писали на стенах ссылки на сайты по продаже запрещенных средств, вот это я считаю настоящим бичом современности. Мне кажется, именно с этим нужно жестче всего бороться. От себя я бы посоветовал тем, кто идет с баллончиком наготове, придумать максимально оригинальное и интересное ему применение. Потому что технику оттачивают годами. Не стоит сразу выходить "в город", можно потренироваться в каком-нибудь укромном местечке, когда начнет хорошо получаться, только тогда выходить в город, не забывая о правилах приличия и законах.

Вандализм, спешащий направить свою разрушительную энергию на любые объекты, фото Марии Дигелевой

Клеймо “вандал” может быть повешено не всегда справедливо. Неудачный опыт - не обязательно целенаправленная порча имущества, а человек - злостный преступник. Возможно, это результат внутренних переживаний, неопытности новичка, неумения направить энергию в созидающее русло.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру