"Прощевай", Тверская область, или как нелегалов с комфортом отправляют домой

"Прощевай", Тверская область, или как нелегалов с комфортом отправляют домой
Фото: Анастасия Чистякова

Можно с уверенностью сказать, что одним из главных достижений Игоря Рудени за время работы на посту губернатора Тверской области стала планомерная работа с мигрантами. Именно по его инициативе в нашем регионе одним из первых в стране было запрещено использовать труд иностранцев в целом ряде сфер деятельности. Кроме того, ежегодно продолжается повышаться и стоимость патентов для работы. Как следствие, рабочих мест для местных жителей становится больше.

Так получилось, что во многом главе Верхневолжья удалось «предугадать» неожиданные события, произошедшие на рынке труда. Ни для кого не секрет, что в связи с пандемией коронавируса во всем мире и России, ситуация на рынке труда заметно ухудшилась. Благодаря принятым ранее мерам, напряженной ситуации в нашем регионе удалось не допустить. Кроме того, чтобы как можно больше местных жителей смогли устроиться на работу в период пандемии, было принято и еще одно решение - 25 мая Игорь Руденя написал письмо главе МВД Владимиру Колокольцеву, в котором попросил прекратить выдачу патентов иностранным гражданам до 1 января 2021. А 23 июня генерал полиции поставил подпись под документом.

Комплексная работа принесла результат. По данным регионального МВД на 1 июня, в Тверской области на 23,4% снизилось числа фактов постановки на миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства (34720, за аналогичный период прошлого года - 45353). На учете по месту пребывания состояли 13 996 иностранных граждан, что почти в 2 раза меньше прошлогоднего показателя. Еще на 36,4% сократилось число обращений иностранцев за оформлением разрешительных документов на осуществление трудовой деятельности в Верхневолжье.

Но достаточно посмотреть за границы нашей Родины и понять, что подобные решения могу иметь более важный и глубинный смысл. В последнюю неделю мировое сообщество было потрясено событиями, которые произошли во Франции. Вдаваться в подробности ужасных преступлений смысла нет, но важно знать, что преступления были совершены мигрантами, людьми, с диаметрально противоположным культурным кодом.

Тем временем из Тверской области продолжают выдворять иностранцев, которые находятся на территории нашего региона нелегально. Только в 2019 году таких набралось 373 человека. «Традиционно» список нелегальных мигрантов возглавляют граждане Узбекистана, Таджикистана и Азербайджана. Находят в Верхневолжье и нелегальных мигрантов из более экзотических государств. Конго, Шри-Ланка, Нигерия, Вьетнам, Сербия, Турция, Камерун - это далеко не полный список стран, уроженцы которых незаконно работали на территории Тверской области. Чтобы отправить такое внушительное число людей домой, в этом году судебные приставы (а этим занимаются именно они) уже 30 раз выезжали в международные аэропорты Москвы.

Корреспонденты «МК в Твери» попытались вникнуть в суть процесса и вместе с 15 нелегалами из Тверской области прошли путь от спецприемника до регистрации на авиарейс.

Перекличка с переводом

Построение в Управлении Федеральной службы судебных приставов по Тверской области назначено на 4 часа утра. В небольшом кабинете мужчины в черной форме - судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов (ОУПДС), изучают необходимые документы, после чего получают и проверяют спецсредства. В этот момент где-то в темноте раздается резкий треск работающего электрошокера - приставам приходится работать не только с безобидными мигрантами, но и преступниками.

Фото: Анастасия Чистякова

После небольшой паузы коридор озаряется ярким светом зажегшейся лампы. В течение нескольких минут бойцы слушают указания от старших коллег, а затем садятся в микроавтобус и отправляются в Большие Перемерки, где находится Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Тверской области. На территории режимного учреждения стоят скамейки, обнесенные металлическим ограждением. Миновав металлическую решетку, мы оказываемся возле входной двери, которую нашей делегации открыла красивая женщина усталого вида. Стрелка часов приближалась к 5 утра.

Фото: Анастасия Чистякова
Фото: Анастасия Чистякова

Внутри стоят в ряд 15 человек: 14 узбеков и 1 таджик с сумками у ног. Среди них как молодой 25-летний парень, так и мужчина на седьмом десятке лет. В подобных приемниках нарушители российского законодательства в среднем находятся от 20 до 40 суток, причем попадают сюда и женщины с детьми.

- По-русски все понимают? - раздается громкий голос судебного пристава.

- Да, - слышится неуверенно из толпы

- Я называю фамилию, а вы мне - дату рождения.

Фото: Анастасия Чистякова

Между приставами и мигрантами происходит «лингвистическая дуэль». Одни называют фамилии, другие пытаются понять их. Одному мужчине понадобилась помощь земляка, чтобы назвать дату своего рождения. 

- Домой все хотят? - гремит всё тот же пристав после завершения переклички

- Да, - голоса из строя звучат теперь более уверенно.

После переклички гости из ближнего зарубежья проходят в специальную комнату для досмотра. Там их ждут приставы, которые буквально за несколько минут успевают провести все манипуляции. У мигрантов достают вещи из сумок и тщательно их осматривают. Кроме того, идет плотная работа и с самими людьми. Гостей из ближнего зарубежья ставят лицом к стене, после чего изучают их одежду на наличие запрещенных предметов. Особое внимание уделяется поиску колюще-режущих изделий. Безопасность превыше всего. 

Фото: Анастасия Чистякова

"Нам с тобой в одну сторону"

Большинство мигрантов уезжают домой налегке. Пара футболок, кофта, штаны – стандартный набор выдворяемых на историческую родину. Кто-то сумел поднакопить за время, проведенное в России, и других вещей, но набор все равно получается достаточно скромный. Естественно, что мигрантов заранее предупреждали о том, какие вещи нельзя брать с собой в самолет. Что касается денежных средств, то тут ограничения вновь обусловлены только правилами, которые являются общепринятыми для всех пассажиров воздушных судов. 

После досмотра нелегалов попарно скрепляют наручниками, по принципу: «Нам с ним в одну сторону». По этому же алгоритму собирают воедино и их поклажи. Этап спецприемника завершается посадкой в микроавтобус.

- Исполняя судебное решение, мы доставляем граждан иностранного государства к пункту пропуска через границу Российской Федерации и передаем их сотрудникам пограничной службы ФСБ России, - поясняет мне судебный пристав группы быстрого реагирования на ходу.

Фото: Анастасия Чистякова
 

Фото: Анастасия Чистякова

До Москвы добираемся в разных транспортных средствах, поэтому до точки назначения нам удается доехать раньше "гостей". В ожидании микроавтобуса с нелегалами у аэропорта наблюдаем несколько десятков такси, за рулем которых сидят  жители бывших союзных республик, которым видимо, удалось устроиться в России легально.

Приставы выводят мигрантов из автобуса, и строй организованно отправляется внутрь здания, по ходу слышатся обрывки диалогов:

Фото: Анастасия Чистякова

- А из Ташкента тебе далеко до дома? - интересуются люди в форме.

- Еще тысяча километров где-то, - отвечает житель солнечной республики на ломаном русском

- Путь неблизкий, - философски отвечают приставы.

Практически тут же происходит событие из разряда «не может быть». Один из нелегалов узнает в служащем аэропорта своего знакомого, после чего усердно машет ему рукой, свободной от наручников. Знакомый кидает взгляд в сторону земляка и спешит ретироваться.

Домой за бюджетные деньги

Конечно, факт присутствия в аэропорту людей в наручниках вызывает в глазах окружающих удивление. Кто-то с интересом рассматривает выдворяемых, а другие, наоборот, стараются не встречаться с ними глазами. Наибольшие эмоции колонна вызвала у иностранцев, которые только приехали на заработки и в поисках лучшей жизни.

Что касается наших героев, то ведут они себя предельно спокойно. Общаются другом с другом, улыбаются, и вообще не проявляют никаких признаков беспокойства. 

Кстати, на данный момент иностранцы выдворяются за счет государства: билеты на родину покупаются Федеральной службой судебных приставов, а вот содержанием их в спецприемниках занимается МВД. При этом, отдельным категориям иностранцев, которые нарушили режим пребывания на территории Российской Федерации, запрет на въезд может быть установлен сроком до 10 лет, в зависимости от того, в течение какого времени лица находились на территории России незаконно.

Обязанность по административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации возложена на судебных приставов с 1 января 2012 года. За это время тверские приставы на историческую родину отправили 3680 человек, в том числе 373 - в текущем году. 

Фото: Анастасия Чистякова
Фото: Анастасия Чистякова

- На исполнении в Межрайонном отделе по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Тверской области в этом году находилось порядка 400 исполнительных производств, возбужденных на основании постановлений судей об административном выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства. Наиболее распространенными правонарушениями иностранных граждан, влекущих административное выдворение, являются: статья 18.8 КоАП РФ «Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации» и статья 18.10 КоАП РФ «Незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации», - сообщила помощник руководителя УФССП России по Тверской области Татьяна Шахова.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру