К звездам: как тверские вклад в освоение космоса сделали

К звездам: как тверские вклад в освоение космоса сделали
Олег Макаров. Фото: kosmos-memorial.ru

В новом выпуске спецпроекта «МК в Твери» - достижения уроженцев нашего края в астрономии и космонавтике. Основатель первой отечественной высокогорной обсерватории, первый космонавт «многоразового использования», наконец, человек, создавший знаменитый космодром Плесецк - все это наши земляки.

Астроном из старинного рода

Напомним: один из представителей тверской дворянской семьи Глазенапов (или, как их иногда называли, фон Глазенапов) создал первое на Волге пассажирское пароходство – об этом мы уже рассказывали на страницах нашего издания. Семья владела несколькими имениями в Тверской губернии, и в одном из них, в селе Павловском Вышневолоцкого уезда, родился Сергей Павлович Глазенап. Ему была суждена долгая и удивительно яркая жизнь: появившись на свет еще при крепостном праве, умер он Героем Социалистического Труда.

Сергей Глазенап окончил физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета и уже во время учебы стал интересоваться астрономией. Юноша делал настолько серьезные успехи в науке, что после окончания учебы ему предложили должность сверхштатного астронома в Пулковской обсерватории, где он стал заниматься научными вычислениями. За работу по наблюдению затмений спутников Юпитера Сергей Глазенап получил степень магистра, после чего ему предложили должность преподавателя астрономии в Санкт-Петербургском университете. Спустя несколько лет Глазенап был утвержден в должности ординарного профессора астрономии, став самым молодым обладателем этого ученого звания по данной дисциплине за всю историю учебного заведения. По инициативе Глазенапа при университете создали обсерваторию, и он стал ее первым директором. Его научные работы были посвящены изучению двойных и переменных звезд, и он провел несколько тысяч исследований, предложив в итоге простой и удобный способ определения истинной орбиты звезды по орбите видимой. За эти расчеты Глазенапа наградили золотой медалью Парижской академии наук, а его методиками астрономы пользуются до сих пор.

Сергей фон Глазенап. Фото: Википедия

Глазенап являлся и одним из основателей Русского астрономического общества. Впоследствии, изучив возможности строительства новых обсерваторий, он пришел к выводу, что наиболее удобно для астрономических наблюдений возводить их в горных местностях Крыма и Кавказа. В итоге Сергей Глазенап уже после революции переехал в Грузию, где создал первую высокогорную астрономическую обсерваторию в СССР, знаменитую Абастуманскую.

Так сегодня выглядит Абастуманская обсерватория. Фото: Википедия

Учитывая заслуги Сергея Глазенапа перед наукой, советская власть не стала реквизировать поместье в селе Домкино, где ученый проводил летний отдых. Это поместье (сегодня оно находится на территории Лужского района Ленинградской области) было официально оставлено в частной собственности Глазенапа. И сам он приезжал сюда, чтобы предаться другой страсти своей жизни – пчеловодству. Казалось бы, где астрономия и где пчелы, но именно Сергей Глазенап в 1920-е годы стал одним из создателей Русского пчеловодческого общества. Уже после смерти ученого вышла его книга «Маленькая пасека», которая выдержала несколько изданий. Можно сказать, что новые поколения читателей знают Глазенапа именно как знатного пчеловода, нежели как известного ученого-астронома.

Трижды в космосе

Единственный тверской космонавт Олег Макаров (родился в 1933 году в Удомле), стал первым в мире «мореплавателем во вселенной», трижды побывавшим в космосе. На самом деле он совершил четыре полета, но один из них не был засчитан Международной летной ассоциацией как орбитальный и значится как суборбитальный. Кроме того, Макаров оказался первым в мире профессиональным инженером, который побывал в космическом полете. С космосом Макаров связал себя еще в 1957 году, когда после окончания высшего технического училища имени Баумана пришел работать в конструкторское бюро Королева, КБ-1, и участвовал в разработке первых пилотируемых космических кораблей.

С 1966 года Олег Макаров состоял в отряде космонавтов, где прошел полный курс общекосмической подготовки. Королев поддерживал Макарова, считая, что будущие исследователи вселенной должны набираться не только из военных летчиков, но и из числа людей мирных профессий. Королев полагал, что профессиональный инженер сможет лучше оценить работу систем во время космического полета и заметить больше технических подробностей. И даже газетная статья, рассказывающая о полете Макарова, так и называлась – «Первый инженер на орбите».

Олег Макаров входил в состав экипажа корабля «Зонд-7», который должен был облететь Луну. Однако полет отменили, поскольку стало известно, что сам космический аппарат недостаточно надежен: все предыдущие полеты «Зондов» были полностью или частично неудачными. Макаров также был вторым членом главного экипажа, который, по предварительным назначениям, должен был выполнить первую советскую экспедицию на Луну. Известно, что планировалась высадка на ее поверхность командира экипажа Леонова (Макаров должен был оставаться на окололунной орбите) по параллельной программе, которая также была отменена ввиду начавшегося отставания СССР в «лунной гонке» после успешной высадки американцев на спутник Земли в июле 1969 года.

Свой первый полет в космос Макаров совершил на корабле «Союз-12» в 1973 году, став 27-м по счету советским космонавтом и первым, кто отправился на орбиту в возрасте 40 лет. Спустя два года, 5 апреля 1975-го, Олег Макаров отправился во второй полет на корабле «Союз-18-1» в экипаже с Василием Лазаревым. Из-за аварии ракеты-носителя «Союз» на старте состоялся лишь суборбитальный полет продолжительностью 21 минута 27 секунд. Максимальная высота подъема составила 192 км от поверхности Земли. А спустя еще три года состоялся второй полноценный полет в космос – в течение шести дней Олег Макаров совершал его на корабле «Салют-6» вместе с командиром экипажа Владимиром Джанибековым. В ноябре же 1980 года Макаров отправился в третий орбитальный полет – на корабле «Союз Т-3» с космонавтами Леонидом Кизимом и Геннадием Стрекаловым.

Поскольку Международная летная ассоциация не признала второй, неудачный полет Макарова космическим, присвоив ему статус суборбитального, он учитывается в биографии космонавта, но не считается полноценным. Иначе Олег Макаров стал бы первым жителем Земли, который четыре раза побывал в космосе.

Знаменитый космонавт скончался в 2003 году от сердечного приступа. Похоронен в Москве на Останкинском кладбище.

Создатель Плесецка

Михаила Григорьева называют создателем советских военно-космических сил. Он родился в 1917 году в крестьянской семье в деревне Молодка Бежецкого уезда. Окончил сельскую школу, потом, уже в армии, освоил полный курс артиллерийского училища. Григорьев прошел всю войну, начав с должности командира батареи, завершил ее командиром отдельной артиллерийской батареи. После войны требовались кадры для военной науки, и Григорьев был отозван в Москву на должность старшего научного сотрудника штаба артиллерии. Ему предстояло оценить новый тип оружия – ракеты дальнего действия. Не секрет, что все космические разработки так или иначе были связаны с военно-промышленным комплексом. И если космодром Байконур считался «гражданским», у него был и военный «близнец» – космодром Плесецк. Здесь отрабатывались пуски межконтинентальных ракет, самого грозного советского оружия.

Михаил Григорьев. Фото: Википедия

Именно Григорьеву было поручено строительство и создание второго космодрома. В январе 1957 года было принято решение о создании нового военного объекта с условным названием «Ангара». Это было первое в советской армии ракетное соединение, на вооружении которого находились межконтинентальные баллистические ракеты Р-7 и Р-7А. А его первым командиром стал Михаил Григорьев, к тому времени дослужившийся до генеральских погон. Летом 1959 года был совершен первый успешный пуск межконтинентальной ракеты, а уже в декабре того же года боевая стартовая станция заступила на боевое дежурство. Именно поэтому с именем Григорьева связывают создание нового рода войск – РВСН (Ракетные войска стратегического назначения).

Большое место в работе Михаила Григорьева занимали вопросы освоения космоса в интересах Вооруженных Сил и народного хозяйства. В течение девяти лет он был председателем Государственной комиссии по испытаниям ракетно-космического комплекса «Алмаз» с орбитальными пилотируемыми станциями «Салют-2», «Салют-3», «Салют-5», руководил полетами космонавтов на кораблях «Союз-14», «Союз-15», «Союз-21», «Союз-23» и «Союз-24». Его вмешательство неоднократно требовалось при решении сложнейших проблем повышения надежности и совершенствования ракетно-космической техники. Он заслуженно считался одним из виднейших специалистов в этой области.

Особым постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР (с грифом «Совершенно секретно») от 13 ноября 1967 года за создание автоматизированного ракетного комплекса с тяжелыми межконтинентальными ракетами Михаил Григорьев был удостоен Ленинской премии в области специального машиностроения. Известно, что ему принадлежит авторство почти 300 изобретений и улучшений, связанных с космонавтикой и ракетной техникой. Но поскольку большинство разработок в этой сфере до сих пор остаются засекреченными, только специалисты знают, какие именно идеи Григорьева работают на орбите и в военных баллистических ракетах. Михаил Григорьев вырастил троих сыновей, все они также стали офицерами-ракетчиками. Нашего великого земляка не стало в 1981 году. Он похоронен на Новодевичьем кладбище, а имя Михаила Григорьева внесено в международную энциклопедию «Космический мемориал».

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру