Наш город никогда не был «оружейной столицей России», как, например, Тула или Екатеринбург. Однако уроженцы тверского края стояли у истоков создания тех или иных систем вооружения и становились первыми в создании уникального отечественного оружия – от патронов до установок реактивного залпового огня.
Ружье и патрон
Тверские оружейники, конечно, уступали своим тульским коллегам, однако свой след в истории тоже оставили. Так, например, уроженец села Грузины (ныне в Торжокском районе) Александр Полторацкий в 1801 году был назначен управляющим петербургским оружейным заводом, будущего АО «Кировский завод» на проспекте Стачек. Именно Полторацкий добился перевода чугунолитейного завода из Кронштадта в Петербург. И 3 (15) апреля 1801 года в печах завода было отлито первое пушечное ядро. А через пять лет по инициативе Полторацкого завод впервые стал выпускать солдатские ружья. Хотя ружья оказались неважными, их производство передали тульским оружейникам, а впоследствии на чугунолитейном заводе отлили первые рельсы для Николаевской железной дороги.
Знаменитый пистолет системы Макарова никогда не стал бы самым распространенным стрелковым оружием после Великой Отечественной войны, если бы не заслуга нашего земляка Александра Ивановича Бочина. Он родился в 1911 году в Твери и всю жизнь проработал на Тульском оружейном заводе. В 1945 году был объявлен конкурс на разработку нового пистолета для использования его в качестве личного и служебного оружия вместо пистолета ТТ. В конкурсе приняли участие такие корифеи, как Токарев, Симонов, Коровин, Воеводин, Раков, Макаров и другие. Во время полигонных испытаний лучшие результаты продемонстрировал 9-миллиметровый пистолет Макарова, который был принят на вооружение Советской армии в 1951 году. Особенность его заключалась в том, что он был сконструирован под малогабаритный патрон калибра 5,45-мм, который разработал Александр Бочин. Это был первый в оружейной истории России так называемый малоимпульсный патрон с массой пули всего 2,6 грамма и длиной патрона 25 мм. Несмотря на малую массу и габариты, он обеспечивал практически равную эффективность с более крупными патронами, и специалисты отмечали высокие боевые и эксплуатационные характеристики этого боеприпаса: отличную кучность боя, высокую вероятность поражения цели, удачный баланс.
Отец «катюши»
Установленная на постаменте у поворота на Конаково легендарная «Катюша» напоминает нам о людях, которые создавали это грозное оружие. Одним из них стал Василий Аборенков. Он родился в 1901 году в деревне Перевертка Молоковского района в семье отставного канонира гвардейской конно-артиллерийской бригады. Как и его отец, Василий избрал военную службу, но связанную не с непосредственным участием в боевых действиях, а с разработкой новых типов вооружений. В 1940 году Аборенков возглавил отделение в Артиллерийском управлении РККА. По должности он курировал разработку вооружений, использовавших реактивные снаряды, которые позже стали называть «ракетами». Именно Аборенков встал во главе разработчиков систем залпового огня и пусковых установок для них БМ-13 – в войсках и вне армии эти системы получили ласковое прозвище «катюша».
Системы залпового огня, позволявшие выпускать по врагу сразу десятки снарядов, разрабатывались в армиях разных стран. Однако именно советские разработки стали самыми успешными, хотя подробностей мы не знаем до сих пор. Даже когда Василию Аборенкову вручали Сталинскую премию за разработку гвардейских минометов, сообщение о награждении публиковалось с расплывчатой формулировкой «за создание новых типов вооружений». Тем не менее косвенные данные позволяют именно нашего земляка назвать одним из ключевых создателей нового типа вооружений. Например, известно, что именно Аборенков предложил назвать БМ-13 «гвардейскими минометами», и это название прижилось. Аборенков также предлагал оптимальные инженерные решения – в частности, чтобы удешевить производство реактивных снарядов, их изготавливали из чугуна второй степени сложности, в итоге избежав дорогостоящих и сложных токарных работ.
Известный историк советского вооружения и конструктор Борис Черток писал в своей книге об Аборенкове: «Благодаря его нажиму масштабы работ над этим оружием существенно расширились. Аборенков смог подключить к работе над снарядами лучших военных инженеров Сорокина и Шварца, а самоходные установки проектировала группа из ведущих конструкторов, в которую входили Гвай, Павленко, Галковский, Попов. В 1939 году были изготовлены первые самоходные пусковые установки на базе автомобиля ЗИС-6. Заместитель наркома обороны по артиллерии маршал Кулик лично контролировал ход работ, но результаты испытаний ему показались недостаточно внушительными. Он доложил Сталину, что новые гвардейские минометы не оправдали надежд. На некоторое время работы по разработке «катюш» были свернуты».
Можно сказать, что именно Аборенков спас «катюши». Действуя через голову своего руководителя, того самого маршала Кулика, он отправил докладную записку в Генштаб, и она попала на стол Георгия Жукова, который совсем недавно вступил в должность начальника штаба. Надо отдать должное смелости Василия Аборенкова – если бы подтвердилась невысокая боевая эффективность «катюш», он рисковал не только карьерой, но и головой. Жуков вспоминал в мемуарах, что вскоре после назначения его начальником Генерального штаба Сталин спросил, знаком ли он с реактивными минометами. Жуков ответил, что только слышал о них, но не видел. После чего Сталин предложил ему вместе с Аборенковым отправиться на полигон и посмотреть их стрельбу. Это и решило судьбу гвардейских минометов.
В сентябре 1941 года, когда враг подходил к Москве, в Красной армии были созданы новые войска – гвардейские минометные части. Это были первые войска в мировой военной истории, у которых на вооружении стояло чудо-оружие, использующее реактивный принцип стрельбы, – те самые «катюши». Василий Аборенков стал первым командующим гвардейскими минометными частями. Однако после войны его перевели на другую должность – теперь он отвечал в министерстве обороны за химическую защиту, а в 1947 году вообще ушел из армии, возглавив кафедру в Военной академии химических войск. Умер Василий Аборенков в 1954 году, будучи к этому времени в звании генерал-майора.
Легендарная «сорокапятка»
Конструктором противотанковой пушки калибра 45-мм, легендарной «сорокапятки», был Михаил Логинов, уроженец деревни Иванишинские Горки в Тверской губернии. Михаил Николаевич родился в крестьянской семье, был девятым и самым младшим ребенком. И его отец не хотел, чтобы Миша, всеобщий любимец большой семьи, связал свою жизнь с деревней. Поэтому убедил своего родственника, крестного отца Михаила, взять юношу подмастерьем на артиллерийский завод в Санкт-Петербурге, куда Логинов и поступил в возрасте 15 лет. Постепенно от подручного слесаря Логинов переходил на более высокие ступеньки карьерной лестницы. После революции и Гражданской войны он был уже мастером на оружейном заводе. В 1920-е годы, когда было принято решение о создании «оружейного кластера» в Подмосковье, туда переехала и семья Логиновых. О самом Михаиле информации не так много (как и все люди, связанные с созданием нового оружия, он жил в режиме строжайшей секретности), но известно, что в начале 1930-х он уже работал конструктором и занимался разработкой малой зенитной артиллерии, которая как класс вооружения в РККА отсутствовала совсем.
Михаил Логинов стал главным конструктором завода №8, который специализировался на выпуске систем ствольной артиллерии для флота и армии. Благодаря Логинову удалось «довести до ума» 76-миллиметровую зенитную пушку образца 1931 года: молодой (1903 года рождения) конструктор предложил переделать лафет, изменить конструкцию ствола и установить механизмы, позволявшие поворачивать тяжелый ствол. Логинов ввел в своем конструкторском бюро систему работы, которая потом получила распространение во всей оружейной отрасли. Заключалась она в следующем: после того как орудие было разработано в чертежах, все конструкторы отправлялись в заводские цеха и контролировали процесс создания образца, заодно знакомясь с технологическими особенностями выпуска оружия. Такая система позволяла производить новые образцы артиллерийского вооружения чаще, чем в других КБ.
А в 1937 году Михаил Логинов создал главную пушку в своей карьере конструктора-оружейника. Противотанковая пушка калибра 45-мм оказалась первым противотанковым орудием, которое было пущено в серийное производство. Впоследствии образцы «логиновской» пушки были доработаны знаменитым конструктором оружия Василием Грабиным, однако именно «логиновские» пушки оказались настоящим спасением для Красной армии в первый год Великой Отечественной войны. Это произошло благодаря системе, разработанной Логиновым, а также простоте «сорокапятки» в сборке и эффективности на поле боя. Почти до самого конца 1942 года 45-мм пушка была практически единственным средством артиллерии РККА для борьбы с бронетехникой противника. В годы Великой Отечественной войны завод № 8 произвел орудий почти в 12 раз больше, чем все остальные артиллерийские заводы СССР вместе взятые.
«Сорокапятка» стала самым массовым из артиллерийских комплексов, созданных Михаилом Логиновым. Но не будем забывать, что в 1939 году этот конструктор создал не такие популярные и распространенные, однако чрезвычайно необходимые для армии и войск ПВО зенитные орудия, ставшие основными орудиями данного типа во время Великой Отечественной войны и состоявшие на вооружении Советской армии до начала 1960-х годов. К тому же 37-миллиметровая автоматическая зенитная пушка прославилась как одно из самых скорострельных артиллерийских орудий в мире! За ее создание Михаил Логинов был награжден высшей наградой СССР — орденом Ленина, а награду ему вручал Калинин.
Наш земляк участвовал в постоянном наращивании производства разработанных им пушек, а также вел теоретические работы по проектированию новых видов орудий. Однако обострившийся к концу лета 1940 года туберкулез помешал этим планам. В начале сентября Логинов отбыл в Крым в пансионат «Горное Солнце». Несмотря на усилия врачей, 28 октября 1940 года он скончался. По инициативе командования Черноморского флота великого конструктора похоронили в Крыму. А созданные им артиллерийские системы на протяжении всей войны били врага на суше, на море и в воздухе. После войны Михаил Логинов был включен в список создателей «оружия Победы».