Присутствие мужчины в родовой палате на Западе никого не удивит, а в Израиле женщину еще и спросят, куда запропастились все остальные родственники. Считается, что партнерские роды вошли в широкую практику в 1960-1970 годах. Однако в истории описаны случаи и гораздо более ранние. К примеру, в среде монарших особ в Европе на процесс деторождения приглашали не только родственников, но и дворян, чтобы засвидетельствовать почтение будущему наследнику и действующему королю. Такая вот поддержка была у августейших рожениц.
А как же обстоит дело в России? В нашей стране возможность присутствия мужчины на родах начала распространяться с 1990-х годов, но до сих пор является предметом споров и обсуждений, да и вообще довольно редким явлением. “МК в Твери” решил выяснить все особенности совместных родов, а также узнать, как к этому явлению относится население нашего города.
Не пугать, а поддержать
По телевизору и в социальных сетях много говорят о том, как важно, чтобы мужчина не пропускал момент рождения ребенка. Объясняется это тем, что женщина даже на физиологическом уровне привязывается к плоду, так как они вместе 24 часа в сутки, а мужчина все это время является лишь сторонним наблюдателем: перетерпел девять месяцев, отвез в роддом, забрал. Партнерские же роды - это некий переходный период для супруга, в который происходит ощутимая для него смена ролей: от мужа к отцу. Но так ли это на самом деле или данное явление просто дань моде и очередной рекламный "мыльный пузырь" - об этом мы решили спросить Анну Пополитову, акушера-гинеколога с 16-летним стажем, которая ведет прием в ГБУЗ ОКБ.
Задача врача - не пугать, а поддержать женщину до и после деторождения. И того же самого ждут от партнера.
- Мы должны максимально сохранить здоровье будущей мамы к моменту ее первых родов, - поясняет Анна и добавляет. - По собственным наблюдениям скажу, что беременные женщины очень любят приходить на консультации с мужьями, особенно на УЗИ. К тому же, чем больше я работаю, тем чаще замечаю, что мои пациентки становятся более начитанными и осведомленными: они знают, какие процессы происходят в их теле в момент беременности. И вовлекают во все это своих мужей, что не может не радовать, потому что иначе супругам беременность кажется чем-то далеким, непонятным и не связанным с ними процессом.
Акушер-гинеколог заверила, что чем больше участие мужчины, тем доверительнее становятся отношения в семье, потому что супруг видит, через что проходит женщина, и меняет отношение к матери своих детей, начинает больше ее ценить. Сами врачи не лишены романтических воззрений на процесс зачатия и появления ребенка и не видят ничего противоестественного в партнерских родах. Медики считают, что роды - это искусство, а совместные – это еще и прекрасно. Но добавляют: если мужчина к ним готов.
- Совместные роды - это чудесно, так как у супруга, присутствующего при рождении ребенка, отцовский инстинкт формируется по типу материнского именно в момент, когда он получает кроху на руки, сразу после пережитых волнительных моментов, - продолжает Анна Пополитова. - Женщина становится матерью на гормональном уровне. Мужчине же, чтобы стать отцом, нужно вложить в процесс какие-то усилия, эмоции, чтобы он приобрел для него значимость.
Мы продемонстрировали акушеру-гинекологу результаты опроса, который провел “МК в Твери”: 40 мужчин и женщин отвечали на вопрос: “Партнерские роды - это эмоциональное единение или тяжкое испытание для мужчины?”. Только 2 ответа были в пользу единения, а все остальные респонденты проголосовали за второй вариант. Врач пояснила: если мужчина сам к этому не готов, то не нужно его заставлять, уговаривать, тем более шантажировать.
- Независимо от того, что говорит международная практика, что транслирует общественное мнение, самое главное для женщины - не забыть спросить будущего отца: есть ли у него потребность и желание присутствовать на родах? - комментирует ситуацию врач. - Не все представители сильного пола готовы увидеть процесс, не растеряться при этом, не испугаться и оказать нужную психологическую и физическую поддержку роженице. Можно пойти на компромисс: муж может поддерживать супругу в период между схватками. Я считаю, все зависит от уровня доверия. Есть партнеры, которых и уговаривать не нужно. У меня муж присутствовал на вторых родах, и все прошло нормально.
А что же думают пары, которые категорически против и, наоборот, категорически за партнерские роды?
От чудес к кошмарам
Первая пара - Сергей и Ольга Федотовы, их ребенку 1,5 года. Они уверены, что совместные роды – это нормально, а по-другому и быть не может.
- Отношение мужчины, который воочию наблюдал рождение своего ребенка, пережил с женой каждую схватку и потугу, - рассказывает Сергей, - и того, кто передал благоверную в «скорую» и через пару дней забрал с малышом, абсолютное разное.
Ольга добавляет, что в присутствии мужа чувствовала себя более защищенно, во всяком случае – спокойно. Сергей для нее выступал своего рода защитником и талисманом. Женщина вспоминает, что муж, конечно, выглядел ошарашенным, но при этом отметил: только на родах он осознал, через что приходится пройти будущим мамам. На наш вопрос, готов ли он повторно отправиться на роды, Сергей, ни капли не сомневаясь, ответил утвердительно. Также наши собеседники посоветовали парам, ожидающим малыша, посещать школу подготовки к родам, пусть даже это будут онлайн-курсы.
- Тогда вы сможете четко себе представить весь процесс, - комментирует Сергей. - Например, когда я позвонил ночью в больницу и спокойно сказал: “Здравствуйте, у нас схватки, мы выезжаем”, врач даже меня похвалил. Он отметил, что чаще всего встречается ситуация, когда супруг в панике кричит: “Не понимаю, что происходит, но гоню, как могу!“.
Ольга добавила: если пара боится “страшных” картинок, то будущий папа может расположиться у головы роженицы на момент потуг. Так в родах сохраняется какой-то элемент чуда, потому что мужчина видит только живот, на котором потом появляется младенец.
- Это очень сильные эмоции, которые запоминаются на всю жизнь, - заключает Сергей.
Вторая наша пара - Владислав и Юлия Харины, ребенку 3 года. Они, в отличие от Сергея и Ольги, выступили против подобного опыта. Молодая мама рассказала, что роды у нее прошли тяжело: на 34-й неделе внезапно отошли воды. Ее госпитализировали и к концу вторых суток решили оперировать. Успела ли она испугаться?
- До кесарева тряслась все два дня от страха, лежа под капельницей, - вспоминает женщина. - Меня постоянно одолевали мысли, что случится что-то непоправимое либо с ребенком, либо со мной, либо с нами обоими.
Однако, несмотря на сильные переживания, как выразилась сама Юлия, “побывав на конвейере родильного отделения”, она только уверилась, что мужчине там делать нечего. Молодая мама пояснила, что мужская психика может не справиться, если супруг увидит, как его любимая часами корчится от боли и умоляет об обезболивающем. А уж когда на его глазах происходит подрезание промежности из-за большой головы плода…
- Многие, прошу прощения, испражнялись от стресса прямо на врачей во время родов, несмотря на сделанную им клизму, - рассказывает Юлия. - Роженицы орали матом... В общем, теперь у меня страх перед родами. На второго ребенка я вряд ли решусь.
И Владислав, и Юлия уверены, что партнерские роды - это просто дань моде. Хотя и не отрицают, что есть женщины, которые не могут пройти этот путь самостоятельно в кругу незнакомых людей (а именно, врачей) без поддержки близких и любимых. Когда Юлию выписали из больницы, ее поглотило ощущение, будто она осталась наедине с огромным количеством проблем. У пары нет мам-бабушек, на которых можно оставить малыша и пойти подремать или отдохнуть, выйти в магазин или куда-то съездить. И со временем у молодой мамы развилась послеродовая депрессия.
- А теперь всегда так будет? Я всегда буду невыспавшаяся замученная лошадка, несущая огромный груз ответственности? – рассказывает о своих переживаниях женщина. - Я смотрела в колыбельку и понимала, что теперь так действительно будет всегда. И к такому меня жизнь не готовила. На собственном опыте могу сказать, что послеродовая депрессия - это не от скуки, а от эмоциональной и физической усталости в новой роли. Самое страшное в этот период - слышать от окружающих: "Да у нее просто гормоны - само пройдет".
Как подготовиться к родам
Перинатальный психолог Евгения Палиева считает, что в массовом сознании партнерские роды представляются довольно ужасным зрелищем, на эту тему даже существует отдельный пласт анекдотических историй. А на самом деле правильно организованные партнерские роды, по мнению Евгении, очень красивый процесс, сближающий родителей и включающий мужчину сразу же в отцовство.
- Ключевой момент в решении о партнерских родах – это мотивация как мужчины, так и женщины. Если мужчина говорит, что он хочет “посмотреть”, “заснять на камеру”, то, вероятно, не нужно этой паре идти на такой риск, - дает советы психолог. - Единственная адекватная мотивация для будущего отца – быть рядом с супругой в важный и ответственный момент жизни. А здравым мотивом для женщины будет желание получать поддержку любимого человека.
По поводу послеродовой депрессии психолог высказалась однозначно: само по себе присутствие супруга на родах не избавляет от возможного развития депрессии, но нужно быть чутким, чтобы заметить первые ее проявления и вовремя обратиться к специалисту. И ни в коем случае нельзя обесценивать эмоции матери: мол, все устают, все как-то рожают, и ничего.
Итак, от чего же зависит, брать партнера на роды или нет?
1. От мотива обоих в паре.
2. От психологических особенностей.
3. От уровня доверия.
4. От готовности мужчины изучить необходимую информацию.
Хорошо организованные партнерские роды, где соблюдены все вышеперечисленные условия, действительно эмоционально сближают пару. И все-таки следует помнить: каждому свое. Кому-то достаточно знать, что за стенкой находится муж, а кому-то необходимо, чтобы он держал за руку.