Строители вечности: как тверские русскую архитектуру развивали

Строители вечности: как тверские русскую архитектуру развивали
Фото: София Шереметкер

Архитекторов древние греки считали любимцами богов. Мол, все мы покинем этот мир, кости наши истлеют, а вот архитектору суждена прописка в вечности: его уже нет, а созданные им здания по-прежнему радуют взгляд. Поэтому нельзя пройти мимо тех уроженцев тверской земли, которые оставили свой след в архитектуре (а можно сказать – и в вечности).

Добрый гений

Николай Львов (портрет работы Дмитрия Левицкого, 1789) Фото: Википедия

В нашем спецпроекте невозможно пройти мимо фигуры Николая Львова, уроженца Торжка. Хотя зодчество не было единственной его страстью. Давайте, прежде чем говорить об архитектурных достижениях Николая Львова, вкратце перечислим, в каких областях он еще стал первым.

Львов был серьезным промышленником, построившим первый в России завод по производству картона и первым (даже не в России, а во всем мире) применил в бумажной промышленности машину с паровым двигателем. Львов придумал, как обустроить водоснабжение своего родного Торжка. По его чертежам на правом берегу Тверцы, у «плавучего моста», на главной площади города он построил публичный «каменный колодец». К нему уже в 1783 году из ручья Здоровца была «пущена трубами» вода. Это сооружение являлось новшеством в то время, когда даже в Москве лишь прокладывался к главным площадям первый водопровод. «Каменный колодец» - светлая изящная двенадцатиколонная ротонда - обладал классической соразмерностью архитектурных форм и целесообразным устройством. Он покоился на цоколе из валунов и стоял на мощеной набережной. Промышленная разработка угля в России, угольная промышленность – и здесь мы видим имя Львова в числе первых. Именно он вместе с создателем Горного училища в Петербурге Михаилом Соймоновым писал первый отечественный учебник по горному делу.

Не меньше известно о достижениях Львова в музыке и стихосложении. Державин отмечал, что Львов особенно любил русское стихотворство, сам писал стихи тем метром, какой существует в простонародных песнях. Большинство поэтических произведений связывают Львова с сентиментализмом, но в поздних его вещах уже заметны ростки зарождающегося романтизма. Одним из первых русских поэтов перевел он стихи Анакреона, Сафо и Петрарки. Будучи убежденным поборником национальной самобытности в искусстве, Львов одним из первых создал художественную зарисовку жизни русских крестьян, в частности крестьян-ямщиков. До Львова на сцене царили представители аристократических сословий, сказочные и мифологические персонажи. И именно Львов первым вывел на сцену мужика – что примечательно, ямщика. Львов записал около двухсот русских народных песен, которые опубликовал совместно с Иоганном Прачем. Великолепный рисовальщик, он создал проект звезды и знаков ордена Владимира, новых знаков ордена Анны.

Но пора, однако, вспомнить об архитектуре. Ведь и здесь немало фактов, когда именно Николай Львов, торжокский дворянин, был признан первым в ремесле зодчего. Если говорить о технических приемах, Львов стал первым русским архитектором, применившим так называемый двойной купол (во время строительства собора в Могилеве): внешний купол представлял собой световой фонарь с двенадцатью круглыми окнами, внутренний – обычный купол. Эту архитектурную деталь Львов заимствовал у древних греков, немало античных храмов возводилось с двойными куполами.

Если же говорить о карьерных достижениях Львова-архитектора, то вспомним, что именно он стал первым русским зодчим, удостоенным звания члена Императорской российской академии (не путать с Академией наук), которая была учреждена в 1783 году. При вступлении в академию Львов сочинил музыкальное произведение «Пролог», о котором известно, что оно часто исполнялось перед началом очередного заседания, но партитуры его не сохранилось. А в рядах академии Львов заседал рядом с такими замечательными людьми своего времени, как поэт Херасков, драматург Фонвизин, а председательствовал на этих заседаниях сам Гавриил Державин, первый поэт той эпохи. Державин и Львов были друзьями, несмотря на двадцатилетнюю разницу в возрасте. Есть забавная история о том, как зародилась их дружба. Львову была заказана роспись парадного зала Сената, где проводились торжественные заседания. Настал срок смотреть работу, и в зал прибыла целая толпа сенаторов. Один из них стал возмущаться тем, что на стене Львов изобразил аллегорию Истины, которую символизировала нагая девушка. Что еще за голые бабы в зале государственных церемоний, бушевал сенатор, надобно немедленно ее чем-то прикрыть! На что Львов язвительно ответил – да, милостивый государь, в этом зале истину все время пытаются чем-то прикрыть… Ответ так восхитил Державина, который тоже был в этой комиссии, что их дружба продолжалась много лет.

В 1782 году Львов перешел служить в правление почты. Сначала его называют в документах «членом Почтового департамента», а позже - «советником посольства, главным присутствующим в Почтовых дел правлении». Именно Львов спроектировал первое в России здание почтового отделения (тогда их называли «почтовыми станами»). По чертежам Львова началось строительство обширного трехэтажного здания, которое сохранилось до наших дней – сегодня там помещается Главпочтамт Санкт-Петербурга (улица Союза связи, 9). Проектируя здание, Львов исчерпывающе учел специфику деятельности того учреждения, для которого оно предназначалось. Не следует забывать, что в обязанности почты в то время кроме развоза писем, денег, документов, посылок входила также перевозка пассажиров. Львов сумел эту обширную «кухню» компактно разместить в одном здании. На нем же он оставил своеобразный «авторский знак»: на карнизе, охватившем весь периметр дома, им водружены лепные маски львов.

Нарастающая потребность страны в почтовой связи, в средствах ускоренного передвижения, вызванная ростом городов, развитием торговли, была угадана – и во все губернские города России были разосланы типовые проекты почтовых домов, от Эстляндии до Украины и Азова. Так что, если вы видите, что все старинные главпочтамты в разных городах чем-то неуловимо схожи, знайте, что все они срисованы с проекта первого главпочтамта, разработанного архитектором Николаем Львовым.

Тема «Львов-архитектор» по-прежнему остается актуальной. За последнее время появился ряд новых исследований. Его имя неоднократно встречается в изданиях по вопросам теории и истории архитектуры. Доказано авторство Львова в некоторых достопримечательных строениях – в частности, дома Разумовского в Москве. А еще ему отводится видное место в многотомных изданиях по искусству - так, во Всеобщей истории архитектуры русское усадебное строительство представлено и работами Львова.

Тверской след

На наш непрофессиональный взгляд, в Тверской области не так много архитектурных достопримечательностей, которые можно было бы отнести к революционным, прогрессивным, новаторским – в полном соответствии с духом проекта «Первые». Конечно, профессионалы могут сказать, что это не так, рады будем их выслушать. А пока – несколько наших земляков, тверских уроженцев, оставивших серьезный след в искусстве архитектуры.

Тверской уроженец Савва Чевакинский стал первым нашим земляком, получившим статус профессионального архитектора. Не будем утверждать, что Чевакинский – первый русский архитектор, признанный итальянскими мастерами зодчества, но то, что он входит в пятерку или даже тройку русских архитекторов XVIII века, – бесспорно. В 1745 году императрица Елизавета Петровна решила перестроить Царское Село в свою загородную резиденцию и повелела сделать ее красивейшим «эрмитажем» (так называли тогда место уединения, загородного отдыха). Все придворные архитекторы составили свои проекты и эскизы будущей «царской дачи», но императрице больше всего приглянулись рисунки Чевакинского. Когда Елизавета впервые увидела перестроенный дворец, ей все очень понравилось. И она попросила Чевакинского пригласить какого-нибудь знаменитого мастера, подобрать подходящую кандидатуру. После чего Савва Чевакинский совершил, возможно, самый благородный поступок для русской архитектуры, пригласив в Россию самого дорогого, самого известного мастера – Растрелли. Именно Чевакинскому потомки должны сказать спасибо: Россия стала страной, где итальянский зодчий создал свои лучшие шедевры.

Основоположник конструктивизма Иван Леонидов – наш земляк, родился на хуторе Власиха близ села Бабино Старицкого уезда. Леонидов – признанный мастер русского авангарда, разработавший проект реконструкции Москвы для Моспроекта, а после войны под впечатлением ужасов, увиденных на фронте (Леонидов всю войну сражался в саперном батальоне), создал проект Города Солнца, где главная тема — счастье людей.

Александр Власов, родившийся в деревне Большая Коша нынешнего Селижаровского района, был теоретиком и практиком так называемой «пролетарской архитектуры». Еще в конце 1920-х Власов вместе с друзьями Каро Алабяном, Владимиром Бабенковым и Виктором Бабуровым создал ВОПРА — Всероссийское объединение пролетарских архитекторов. Именно Власов стал первым архитектором, получившим одобрение на строительство в Москве крупного архитектурного ансамбля, и в 1936-м по его проекту создаются первые корпуса — общежития будущего университета на Воробьевых горах. В 1935-м он победил в конкурсе на создание Крымского моста в столице, еще спустя пять лет был избран членом-корреспондентом Академии архитектуры СССР. Именно по проекту Власова после войны восстанавливали Киев, практически стертый с лица земли. Александр Власов успел поработать на посту главных архитекторов Киева и Москвы, а в 1955 году стал президентом Академии художеств СССР.

А сегодня общественность обсуждает новый генплан Твери. И не исключено, что его реализация принесет несколько новых архитектурных шедевров в областном центре. И тогда мы узнаем новые имена архитекторов, которые пусть и не будут в своем ремесле первопроходцами, но оставят след в истории тверского зодчества.

Автор благодарит тверских историков и краеведов Павла Иванова и Вячеслава Воробьева за интересные сведения о жизни и деятельности С.И.Чевакинского.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру