О первых учительницах Тверской губернии рассказывает выставка в библиотеке

О первых учительницах Тверской губернии рассказывает выставка в библиотеке
Фото: Кристина Белякова

«Женщине дорогу!» – так называется открывшаяся в Горьковской библиотеке выставка, посвященная 150-летию учительской школы Максимовича.

Выставка, сделанная с большим размахом, разместилась на двух площадках – в фойе и в Деловом информационном центре. И интересна она тем, что в ней сочетаются книги и документы, вещи и предметы интерьера конца XIX века, выполненные по фотографиям «максимовок» кукольные инсталляции и уникальные снимки, охватывающие период с 1887-го по 1917 год. На них отражены различные аспекты жизнедеятельности школы – учеба, досуг, быт учениц и учителей школы.

Как сообщила одна из организаторов выставки, завкафедрой социально-культурного сервиса ТвГУ Ольга Ермишкина, хотелось, прежде всего, показать взаимосвязь развития образования с процессом переосмысления роли женщины в жизни общества.

В это прекрасное пореформенное время, в период расцвета литературы, развития земской медицины и образования, многое и в империи, и в столице нашей губернии делалось впервые. Частная школа, созданная на средства известного деятеля народного образования Павла Максимовича и готовившая учительниц для уездных и волостных школ, была первой в Твери. У девочек из крестьянской среды, наконец, появилась возможность получить эту профессию – сюда поступали дети из семей, которые не могли себе позволить платное обучение.

Имея всего два класса церковно-приходской школы, в возрасте 13-17 лет они приезжали в наш город и за четыре года осваивали программу, по уровню сопоставимую с той, что дает современное среднее специальное учебное заведение. Они так стремились выбраться из тяжких деревенских пут, пробиться к другой жизни, что проявляли чудеса усердия и старания. Для того чтобы девочки хотя бы иногда отдыхали, воспитателям пришлось создать кружок любителей свежего воздуха.

«Максимовки» первыми в городе дружно отправлялись в зимние походы – специально для них были закуплены финские лыжи. Тогда эти и летние путешествия впервые стали использоваться как способ познания родного края, окружающего мира, погружения в быт и красоту тверской природы. Так появились основы школьного краеведения.

И именно тогда стали устраиваться экскурсии на крыше самого высокого на тот момент здания – трехэтажной школы Максимовича. И когда сегодня «Экскурсии по крышам Петербурга» или «Ветер тверских крыш» представляют как ноу-хау, надо оглянуться в прошлое, почитать историю знаменитой школы или просто посмотреть фотографии прогулок, совершаемых, как тогда говорили, на «высоте птичьего полета».

В основе всего внутреннего уклада школы лежали идеи родоначальника русской педагогической науки Константина Ушинского, горячим поклонником которого был Павел Максимович. В соответствии с главной педагогической установкой в центр воспитания ставился человек – с его внутренним миром и интересами. У каждого ребенка есть способности, их надо найти, поддержать и дать толчок к развитию. Это и есть задача первого учителя. А для этого сам учитель должен быть очень развитым и интересным человеком.

И поэтому будущие учительницы кроме общеобразовательных предметов учились рисовать, играть на скрипке, собирать гербарии, занимались гимнастикой, рукоделием, шитьем. Они получали здесь хорошее всестороннее образование, в котором преобладало гуманитарное направление. Учебная программа была намного шире, чем в правительственных учительских семинариях и даже гимназиях. Школа имела хорошо оборудованные кабинеты физики, химии, биологии, рисования, музыки, а также лаборатории, метеорологическую установку и телескоп, отличную библиотеку, столярную и переплетную мастерские. Педагоги формировали у воспитанниц научное мышление, так как здесь серьезно занимались краеведением, ездили в фольклорные экспедиции, а показания с метеорологической станции посылались в Николаевскую обсерваторию Петербурга. С 1877 года при школе стало работать народное училище, в котором «максимовки» проходили педагогическую практику.

Конечно, все это стало возможным благодаря великолепному педагогическому коллективу. Его душой был Федор Ольденбург, ученый, выдающийся педагог. Среди преподавателей – известный ученый, автор популярной книги «Легенды и мифы Древней Греции» Николай Кун, преподаватель физики и космографии Леонид Кандауров и многие другие. В школе ставились спектакли по пьесам Фонвизина и Мольера, а Александр Александров, автор гимна Советского Союза и песни «Священная война», репетировал с воспитанницами оперу «Жизнь за царя».

Обо всем этом наглядно и доступно рассказывает выставка «Женщине дорогу!».