Как здорово, что все вы здесь: тверской бизнес пошел в розницу

Как здорово, что все вы здесь: тверской бизнес пошел в розницу
Фото: Кристина Белякова

Как продукции местных производителей проторить дорогу на магазинные полки крупных торговых сетей? Этот вопрос в Тверской губернии встал ровно тогда, когда вслед за приснопамятным «Тверским купцом» сюда стал активно внедряться и другой продовольственный ритейл.

Ритейл – это не порода собак, а розница, только по-английски. Слово звучное, красивое, некоторые торговцы даже включили его в наименование своих фирм. К таким относится и «X5 Retail Group», владеющая продмагами «Перекресток», «Пятерочка», «Карусель». Все они прекрасно знакомы жителям Верхневолжья и в целом устраивают по ассортименту, цене и качеству, несмотря на некоторые «шалости» с ценниками, на которых еще недавно попадалось низовое звено той же «Пятерочки».

Чтоб и матрица, и пекарня

Однако группа топ-менеджеров "Х5" на днях побывала в Твери не для разбора полетов с подчиненными. В стенах регионального министерства промышленности и торговли при участии коллег из минсельхоза и минэкономразвития, а также Тверской торгово-промышленной палаты состоялась встреча сетевиков с местными товаропроизводителями и поставщиками, заинтересованными, как уже говорилось выше, в реализации своей продукции через магазины группы "Х5".

Приветственные речи были недолгими – в зале для совещаний собрались люди, ценящие свое время. Исполняющий обязанности министра промышленности и торговли Максим Голик выразил надежду, что формат встречи позволит всем заинтересованным сторонам достичь своих целей: тверским предпринимателям - увеличить свой сбыт и прибыль, сетевикам – нарастить обороты торговли, властям – поднять налоговые поступления в бюджет.

- Мы понимаем, что взаимодействие торговых сетей с товаропроизводителями – всегда дорога с двухсторонним движением, - сказал директор "Х5" по работе с региональными органами власти Алексей Иванов. – Со своей стороны могу заявить об открытости нашей компании, готовности к диалогу, расширению и поиску новых форматов сотрудничества. Сейчас мы развиваем вебинары, поэтому можем разбирать какие-то проблемные вопросы в режиме онлайн, рассказывать о том, куда идет ритейл и что могут сделать со своей стороны наши партнеры, чтобы стать интереснее потребителям и федеральному ритейлу.

Начальник управления коммерческого департамента северо-западного региона торговой сети «Пятерочка» Василий Иванов обрисовал портрет современного клиента. Он, клиент, стал требовательнее, хочет знать все характеристики товара, желает грамотного мерчендайзинга, динамических ассортиментных матриц и возможности покупать онлайн, а еще чтоб непременно была кафе-пекарня. Нынешний покупатель социально активен и тотчас делится в социальных сетях впечатлениями от посещения магазинов.

- И еще мы видим, особенно в больших городах, что покупатели стремятся тратить меньше времени на покупку, что связано с ритмом жизни и работы, и покупать еду, которую можно съесть сразу либо потратить на готовку минимум времени, – добавил Иванов. – И, наоборот, в маленьких городах сохраняется традиция тратить много времени на приготовление пищи, собираться вместе за столом и отдыхать, общаясь.

Фото: Кристина Белякова

Крестьянам не хватает информации

Еще один представитель торговой сети Ольга Волкова рассказала, как росла компания: в 2017 году – 10 поставщиков, в 2019-м – 38, обеспечивающих 245 наименований товара.

- Хочу провести экспресс-исследование. Поднимите руки, кто уже является действующим поставщиком группы "Х5", - обратилась она к участникам встречи.

Зал отреагировал половинчато.

- Примерно 50%, - резюмировала менеджер. – А теперь, кто из аудитории заинтересован узнать, как сделать первые шаги, чтобы попасть в торговую сеть? Кто не знает, как поступить правильно?

- Я поставщик, но я не знаю, как правильно, - поделился гость в сиреневой рубашке с невысказанным вопросом во взгляде. Это был коммерческий директор Кашинского ЛВЗ «Вереск» Руслан Перин. Проблема старейшего в регионе производителя крепких напитков оказалась в том, что сети соглашаются брать у него самый неходовой товар, но и на него делают запредельную наценку.

О мерах поддержки для сельхозкооперативов и фермеров рассказала «Корпорация МСП», нацеленная на поддержку малого и среднего предпринимательства, в частности на облегчение доступа сельхозтоваропроизводителей в федеральные торговые сети. В прошлом году такую помощь получил 21 агрокооператив. Правда, среди слушателей фермеров оказалось всего двое, но доклад внимательно выслушали все. В том числе и корреспондент «МК в Твери», который искренне удивился обилию разного рода сервисов, порталов и отсутствию коров, солярки и удобрений. Корпорация отчиталась, что проанализировала основные причины недостаточного развития сельскохозяйственной кооперации и пришла к заключению, что главную роль играет недостаточная информированность аграриев о мерах поддержки и о том, как их получить. Еще две проблемы – ограниченный доступ к финансовым ресурсам и к рынкам сбыта. Ответом «Корпорации МСП» на первый вызов станет создание информационно-консультационной инфраструктуры и центров компетенций в сфере сельхозкооперации. Участниками процесса также становятся банки и лизинговые организации.

После общей части участники встречи распределились «по интересам» и общались с конкретными специалистами по конкретным насущным вопросам.

На пользу делу

«МК в Твери» попросил высказаться о поддержке банками субъектов малого предпринимательства заместителя директора Тверского филиала Россельхозбанка Игоря Шерстнева.

- Это может быть финансовая поддержка поставщиков, поскольку в торговые сети нужно дать объем, что влечет за собой увеличение производственных мощностей. А решение этого вопроса выливается в помощь банка, которую мы, как опорный банк агропромышленного комплекса, готовы оказывать сельскохозяйственным товаропроизводителям нашей области, и по вполне доступным ставкам от 1% до 5%. За 2019 год мы приросли по количеству кредитов малым хозяйствам в 2 раза, по их объемам – в 3 раза, оказав поддержку 37 фермерам Верхневолжья на 143 млн рублей, - поведал финансист.

Директор "Х5" по работе с региональными органами власти Алексей Иванов рассказал, что нужно, чтобы стать поставщиком «Пятерочки»:

- Это и востребованность продукции, и качество, и стабильные объемы, и цена. Потому что в конечном итоге потребитель голосует рублем. Мы открыты, мы идем на диалог, и сегодняшняя встреча тому подтверждение. Сегодня в сетях Тверской области региональные производители представлены достаточно хорошо: в 2018 году поставщиками группы "Х5" являлись 64 малых и средних предприятия региона, в 2019 году их стало уже 75. Естественно, есть потенциал для развития. Мы предлагаем местному бизнесу не замыкаться на домашнем регионе и рассматривать свои возможности шире, конкурируя с производителями из соседних областей.

- Наш губернатор Игорь Руденя придает большое значение развитию местных товаропроизводителей, - подытожил событие один из его организаторов, глава ТТПП Владислав Шориков. – И эта общая стратегическая линия сказывается и на работе министерств, в частности минпромторга, которая стимулирует проникновение наших товаров в федеральные сети для реализации на территории как региона, так и Центрального и Северо-Западного федеральных округов.