Ровно четыре года назад, 2 марта 2016-го, новостные ленты наперебой рассказывали о новом главе региона – исполняющим обязанности губернатора был назначен Игорь Руденя. Затем, уже в сентябре того же года, он победил с большим отрывом на выборах и официально встал у руля власти уже без приставки врио. Тем не менее плотную работу он начал именно весной. Разумеется, результаты стали заметны не сразу, однако, оценивая деятельность Игоря Рудени на посту руководителя региона, справедливо учитывать его фактический срок пребывания в должности. Собственно, чем мы сейчас и займемся.
Четыре года – цифра не круглая. И все же это хороший повод подвести итоги, тем более что поговорить есть о чем. Итак, чего за это время добился регион?
Консолидация активов
Как только Игорь Руденя занял кресло руководителя области, он сразу же обозначил свою твердую позицию государственника. В первую очередь это проявилось в его решении консолидировать потерянные еще в девяностых коммунальные сети. Многие тогда не восприняли слова нового губернатора всерьез – и неудивительно, если учесть, что на протяжении долгих лет активы растаскивались как местными, так и заезжими коммерсантами, а прибыль оседала в оффшорах.
Сейчас в это сложно поверить, но в то время для большинства из нас эта схема казалась хоть и порочной, но безальтернативной. Мы тихо роптали на повышение тарифов, при этом мерзли в холода и отапливали улицу поздней весной. Нам стали привычными разрывы коммуникаций и перепаханные экскаватором центральные улицы с вечным паром из дырявых труб. Изменить ситуацию, казалось, было невозможно. Тем не менее уже спустя полгода под контроль региона вернулись теплосети.
Разумеется, насевшие на «дойную корову» в виде тверского ЖКХ коммерсанты не желали сдаваться просто, а потому эпопея длилась еще некоторое время – со скандалами и громкими судебными процессами. Однако уже вскоре областной центр забыл о шантаже с выколачиванием невесть откуда взявшихся долгов и холодными батареями. Финансовый поток развернулся в сторону городского бюджета, а сомнительные фирмы вынуждены были уйти со сцены. Конечно же, ветхие коммуникации, оставленные городу предыдущими собственниками, невозможно было восстановить на раз, будто по мановению волшебной палочки. Но главное – заработал четкий прозрачный механизм, когда жители оплачивают квитанции, а деньги идут как раз на содержание и ремонт коммуникаций.
То же самое следом произошло с водоканалом, который подобно теплосетям длительное время находился в руках частных собственников. Ситуация была похожей до безобразия: коммерсанты выжимали из несчастных труб последнее, собирая дань с жителей и не вкладываясь даже копейкой в содержание коммуникаций. Из кранов тверитян при этом текла сомнительная жидкость, которая опровергала каждый из трех постулатов о воде: она имела цвет, отвратительный запах и не менее отвратительный вкус.
Но если возврат теплосетей под контроль государства поначалу считался чудом, везением, то с водоканалом скепсис и вовсе зашкаливал – им владела структура, считавшаяся непотопляемой. Однако энергичный губернатор доказал, что возвращение утерянной властью собственности возможно, и это никакая не случайность. Тверской водоканал перешел под контроль региона, а в этом году заработанные коммунальщиками средства пошли на реконструкцию Тверецкого водовода. Для понимания: речь идет об одной из трех основных водных магистралей, которые обеспечивают в общей сложности более 97% жителей областной столицы. В строй он введен был, к слову, более 40 лет назад. А за время его пребывания в частных руках толком не ремонтировался и износился до катастрофического состояния – подтопления жилых домов в Затверечье случались именно по этой причине.
Именно при Игоре Рудене всего за несколько лет словосочетание «консолидация активов» прочно вошло в обиход как специалистов, так и простых жителей области. Но самое главное – когда мы так говорим, то имеем в виду не только теплосети и водоканал.
Было остановлено незаконное опустошение недр, превратившее территорию региона в лунный пейзаж. Сегодня разработка карьеров ведется исключительно с разрешения и под контролем властей. Изменился и подход к ремонту дорог: мы помним, как в один прекрасный день на улицы областного центра вышли не липовые конторы с невнятной пропиской, а профессионалы-дорожники из Москвы. И вдруг выяснилось, что асфальт прекрасно может держаться несколько сезонов, а уровень дорожного полотна – совпадать с уровнем канализационных люков. Чего, к слову, в Твери не было десятилетиями. Впрочем, надолго на этой теме можно не останавливаться – достаточно напомнить, что до сих пор в центре города лежит асфальт, уложенный в 2017-м.
Консолидация активов коснулась и такой щекотливой сферы, как обращение с ТКО (твердые коммунальные отходы. – Ред.). Мусорная реформа, которую еще называют тринадцатым нацпроектом, стартовала в Тверской области в январе 2019-го, и регион стал одним из «первопроходцев». Контролем вывоза мусора с тех пор занимается единый региональный оператор ООО «ТСАХ», что поставило жирную точку на многочисленных коммерческих схемах с кучей посредников.
Процесс тем не менее продолжается – всего месяц назад в Твери и Калининском районе стартовал первый этап транспортной реформы. Мы неоднократно уже писали об этом, но не грех и повторить: речь идет о легализации пассажирских перевозок, в сфере которых десятилетиями царил теневой бизнес с миллиардным оборотом и решением сложных вопросов «по понятиям». А говоря по-простому, Тверь прощается с засильем маршруток, переходя на общественный транспорт по столичному образцу. Впереди, конечно же, еще много работы, ведь перезапустить пассажироперевозки с нуля – не так просто. Но сам факт, что эта сфера меняется кардинальным образом, является важной вехой в развитии города и региона в целом. По сути, можно смело говорить о новой эпохе в жизни тверского пассажирского транспорта.
На сегодняшний день практически все активы, что были потеряны в 90-е годы, возвращены под контроль государства и теперь работают на благо региона, как в былые времена, по которым многие любят ностальгировать. Но при этом мы должны понимать, что за каждой победой, которая давалась с большим трудом, стоит твердая политическая воля.
Однако и это еще не все – недавно была проанонсирована консолидация электросетей, что еще пару лет назад казалось попросту невозможным. Впрочем, об этом мы еще обязательно напишем, и не раз.
Тверская идея
Так вышло, что наш регион длительное время считался депрессивным. Выражения «тверской тлен» и «тверская безысходность» циркулировали в бытовом общении, соцсетях и даже журналистских материалах. Связывающих общество идей не было, а власть являлась источником чего угодно, но только не этих самых идей. И тем заметнее изменения, которые произошли за последние четыре года.
Начнем с того, что о Тверской области начали говорить – причем не в контексте пресловутого «тлена», а в позитивном ключе. У региона появилось собственное «идейное лицо»: мы считаемся традиционалистским субъектом РФ, в котором властная повестка строится на консерватизме и привычных нашему народу культурных ценностях. Так, Тверская область довольно успешно борется с нелегальной миграцией, что не раз приводилось в пример на федеральном уровне. При этом регион заявил о готовности принять большое число соотечественников, проживающих за рубежом, и интегрировать их в российское общество, предоставить рабочие места.
Отдельного упоминания стоит и восстановленный Спасо-Преображенский собор, породивший вначале множество идейных споров, но потом удививший даже некоторых противников – центр Твери обрел свой уникальный образ, отличный от других городов средней полосы и в то же время удачно вобравший в себя традиционные русские черты. А главная городская площадь, напомним, теперь носит имя князя Михаила Тверского – тоже весьма удачный традиционалистский ход, добавивший областному центру еще одну уникальную особенность.
Неслучайно регион теперь становится местом проведения знаковых мероприятий – в частности, XII Ассамблея русского мира прошла в 2018 году именно в Твери.
Терра Инкогнита
Именно так еще совсем недавно можно было назвать тверской регион – для остальной России мы были белым пятном на карте, а утверждение о «дальнем Подмосковье» в какой-то момент перестало быть шуткой. Нас практически не упоминали на федеральных каналах, а паблики в соцсетях были завалены мемами о тверских дорогах и уже упомянутой выше «безысходности». Область была синонимом новой Тьмутаракани, что приводило ее жителей в неподдельное уныние.
«Тверь? А в какой это области?» - уточнение, которое выбивало почву из-под ног, и многие, махнув рукой, отвечали «рядом с Москвой» и старались перевести тему. И как раз одним из достижений нового губернатора стал тот факт, что тверитяне перестали стесняться своего региона.
Область старается не пропускать ни одного крупного мероприятия, мы участвуем во всех национальных проектах, а сам Игорь Руденя вошел в состав президиума Госсовета. Более того, он вошел и в число официальных лиц, с которыми чаще всего встречается Президент России Владимир Путин.
Но одним из самых, пожалуй, весомых признаков изменения отношения к Тверской области – это слова наших туристов, которые с удивлением начали отмечать, что у региона уже совсем иная репутация. О нас знают, нас считают прогрессивными, о тверских первооткрывателях и первопроходцах слышали теперь многие люди – мы банально становимся интересными.
А еще – и это немаловажный факт – мы сами того не замечаем, что многие вещи, казавшиеся нам еще недавно невозможными, стали повседневной обыденностью. Масштабный дорожный ремонт, 20 мер поддержки многодетных семей, строительство соцобъектов (в том числе прежде немыслимое открытие новых школ и детских садов в муниципалитетах).
Мы не сомневаемся, что именно со всем вышеперечисленным в своем рабочем портфеле губернатор Игорь Руденя войдет в историю. Но, самое главное, в чем уже редко кто сомневается, – глава региона пришел работать не на временную должность, а всерьез и надолго.
И нам будет о чем рассказать через год.