Восьмого марта не все водители «Транспорта Верхневолжья» вышли в рейс

Восьмого марта не все водители «Транспорта Верхневолжья» вышли в рейс
Фото: Кристина Белякова

На новые автобусы, добавившие яркой синевы в цветовую гамму бесснежного февраля и такого же блеклого марта, обратили внимание все жители Твери. Вот уже месяц, как они обсуждают новую модель пассажирских перевозок, которая утвердилась с началом работы «Транспорта Верхневолжья». Чаще других во всех разговорах звучат слова «автобусный маршрут», «расписание», «абонемент», «валидатор». Нам захотелось узнать о том, как действует транспортная реформа, изнутри, от ее исполнителей, вернее, исполнительниц. И для этого накануне женского праздника мы отправились на улицу Шишкова, на транспортное предприятие, где сейчас работает 450 водителей автобусов. 12 из них – женщины.

Фото: Кристина Белякова

Найти женщину

Пройдя через турникет мимо бюро пропусков и длинной стойки, за которой сидят диспетчеры, выходим на огромную площадь и видим выстроившиеся в ряд синие автобусы ЛиАЗ. Каждый отмечен логотипом «Транспорт Верхневолжья». Это только часть автопарка, все остальные машины в это время развозят по своим маршрутам пассажиров. У Татьяны Филимоновой сегодня выходной, но она тем не менее пришла сюда, чтобы пообщаться с нами.

– Когда я впервые села за руль троллейбуса, а это было 15 лет назад, сразу поняла, что это мое, – так начала она свой рассказ. – Мне нравится, что каждый день не похож на предыдущий. А уж когда стала водителем автобуса, поняла, насколько это интереснее.

Но, как признается наша героиня, до мамы, Татьяны Дружининой, которая 45 лет водила трамвай, ей еще расти и расти. Много лет и ее отец был шофером троллейбуса. «Мне идти в эту профессию сам бог велел», – уверена их дочь.

Мама всю жизнь работала на 11-м маршруте, на пенсию ушла пять лет назад, в 63 года. Татьяна, можно сказать, сменила ее: 15-й автобус, который она стала водить, проходил через автовокзал, выезжал к «Глобусу», а начинал свое движение как раз там же, на Соминке. Это ее любимый район, здесь она выросла, здесь до сих пор живет мама. Татьяна вспоминает, как всем районом просили, чтобы на Соминке пустили социальный транспорт. Когда закрылся трамвайный парк, в районе остались одни маршрутки, зато теперь – много автобусов «Транспорта Верхневолжья», чему жители чрезвычайно рады.

Татьяна Филимонова училась водить трамвай, но предпочитала троллейбус. Однако тогда худеньких и невысоких девушек на эту должность не брали, поскольку она считалась для них тяжелой. А на трамвай не пошла, потому что уж очень большая у него привязанность – и к проводам, и к рельсам, ну никакой маневренности. И вот, наконец, появилось то, что она любит больше всего, – транспорт с большой мобильностью, автобус, с которым не стоишь в пробках и ДТП, а, ничем не скованный, просто объезжаешь их.

Фото: Кристина Белякова

За рулем – мама

И если актерские дети все время проводят за кулисами, то дети шоферов – в трамвае, троллейбусе, автобусе. Татьяна – не исключение: когда дочь не с кем было оставить, мама брала ее на работу. Так же спустя годы катались с ней и ее маленькие дети – вместе с мужем, который работал водителем троллейбуса, передавали они из рук в руки своих ребят во время пересменки. Так вырастили двоих детей, 17 и 10 лет. И если сыну Татьяна посоветовала бы идти по стопам родителей, то вот девочке…

– Пожалуй, нет, – решает она,– это в общем-то мужская работа, в которой много физического труда. Но человек все равно сам приходит к тому, что ему надо. Если дано быть за рулем автомобиля, он выберет такую работу, где много движения. Если привлекает интеллектуальный сидячий образ жизни, профессию соответствующую подберет. Со мной-то уже в детстве все было понятно: я не могла усидеть на одном месте. Мой муж поначалу был против того, чтобы я была водителем, а сейчас так даже очень рад. Он, как и я, в компанию пришел с троллейбуса, мы ездили вместе по маршруту №2 и даже на одной машине.

Татьяна попадала в ДТП, но ни разу по собственной вине. В нее врезались другие машины, водители которых не хотят помнить о том, что троллейбус намного тяжелее остановить, чем легковушку. Они упускают из виду еще и важное обстоятельство: пассажиры в маленькой машине, совершающей экстренное торможение, пристегнуты ремнями безопасности. А водитель общественного транспорта в таких ситуациях, прежде всего, думает о том, чтобы ни один пассажир не упал.

У «Транспорта Верхневолжья», уверены его сотрудники, много плюсов, хотя, конечно, есть еще недоработки. И когда система заработает так, как было запланировано, все будет хорошо.

– Пусть нас ругают в интернете, – говорит Татьяна Филимонова. – Но в это дело вложено так много труда, что оно не может не оправдать надежды. Мечты сбываются, когда в них веришь. Надо просто поверить в этот транспорт, в нас. Есть проблемы, например, нехватка водителей. Люди не очень хотят идти на эту работу, потому что она связана с большим стрессом. На сегодняшний день еще не отработана система оплаты проезда, и шоферам приходится принимать деньги, отрывать билеты. Это бы ладно. Самое трудное, когда от пассажиров идет негатив. Они уверены, что водитель в ответе за все, и ругают его.

Фото: Кристина Белякова

Куда же гонишь ты своих коней?

Тамара Манзюк, еще один водитель, с которым нам удалось пообщаться, работает на 211-м маршруте. До того как прийти в эту компанию, она 10 лет работала в троллейбусном парке на 2-м и 7-м маршрутах. А влюбилась в эту профессию, как и Татьяна, в детстве. Когда ездила в школу на троллейбусе, всегда вставала за спиной водителя, следила за его работой, смотрела на дорогу.

– Я любила такие поездки, очень уважала общественный транспорт, – рассказывает Тамара, – и мечтала так же сидеть за водительским креслом. Приятно работать на новых машинах, хорошо, что это автобус, а не троллейбус. А это значит, что не надо почти на каждой конечной остановке в любую погоду надевать диэлектрические перчатки, залезать по лестнице на троллейбус, вручную опускать штанги (каждая, между прочим, весит 13-14 кг), ставить провода на место. Хотя, я считаю, неправильно делить профессии на мужские и женские. Профессию повара, например, никто не называет сугубо женской. Кстати, моя первая специальность – повар, пекарь, тестомес, по которой я немного поработала, пока детей поднимала.

Нет в нашем языке и, наверное, не будет феминитивов к словам «шофер» и «водитель», но эта профессия давно перестала считаться исключительной мужской. «Она в спецовочке такой промасленной. Берет немыслимый такой на ней. Ах Надя, Наденька, мы были б счастливы...Куда же гонишь ты своих коней! – пел Булат Окуджава лет 60 назад. – Здесь остановки нет, а мне – пожалуйста! Шофер автобуса – мой лучший друг».

От пассажиров наши героини слышат, что, когда женщина за рулем, дорога кажется более ровной и ехать приятнее. Но нагрузки им приходится выдерживать неженские: работать каждые два дня по 12 часов, вставать – в три часа утра, чтобы в 4.30 быть на работе и успеть проверить свою машину – уровень антифриза, масла в двигателе, бензина. Конечно, хочется красиво подруливать к остановке, а не стоять в очереди за маршруткой, хочется не торчать в пробках, а иметь выделенную полосу, по которой можешь ездить спокойно. Но движение очень интенсивное, и водители в этом не виноваты. Их очень огорчает, когда пассажиры ругаются. И очень радует, когда при выходе говорят «спасибо».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру