День независимости: на референдуме по Конституции мы по факту будем голосовать за суверенитет

День независимости: на референдуме по Конституции мы по факту будем голосовать за суверенитет
фото Наталия Губернаторова

Неделю назад мы начали разговор об историческом событии, в котором у нас, в отличие от многих поколений предшественников, есть возможность поучаствовать - речь о голосовании по внесению поправок в Конституцию. В предыдущей публикации мы объяснили, почему менять Основной закон нужно здесь и сейчас: этот документ создавался в эпоху, когда «страна была просто ничьей» - как поется в одной из песен группы «ДДТ». Но с тех пор прошло почти тридцать лет, и Россия больше не может жить по старой Конституции, которая писалась под разваленную, ни на что не претендующую страну. Нам пора черным по белому зафиксировать свое новое состояние: что мы независимы, суверенны и не отдадим никому своих территорий.

Возможно, кто-то сейчас удивится и воскликнет: «Позвольте! Но разве Россия не является априори независимой страной?» Сейчас - да, но в 1993 году, когда принималась действующая Конституция, наш суверенитет существовал только на бумаге, и в Основном законе мы получили тогда очень размытые формулировки, которые никого не защищали и ничего не гарантировали.

Ни пяди земли

Между тем, у слова «суверенитет» очень простое значение: это независимость государства во внешних делах и верховенство государственной власти во внутренних делах. А начинается суверенитет с территориальной целостности и защиты соотечественников в любой точке мира. Было ли все это у России в 1993 году? Конечно, нет.

Чтобы вспомнить, как выглядел тогда наш «суверенитет», можно заглянуть в соседнюю Украину, идущую дорогой наших девяностых. Руководство страны по факту назначают в госдепартаменте США, в администрации сидят десятки «импортных» консультантов: одной из самых запоминающихся фигур стала небезызвестная Ульяна Супрун, что на протяжении трех лет исполняла обязанности министра здравоохранения – будучи при этом уроженкой американского штата Мичиган. Без согласований с большим братом не делается никаких движений ни во внутренней, ни во внешней политике. Государственные институты не имеют влияния и ресурса - в отличие от олигархов и их коммерческих структур. Многочисленные заводы, шахты, земельные участки бродят по рукам, а государство клянчит у МВФ.

Все это мы проходили! Помните, как наши выборы проводили иностранные эксперты, учившие нас «демократии»? Как от нашей страны пытались отщипывать по кусочку и чеченские террористы, стрелявшие в наших детей, выступали на европейских конференциях? Как наших соотечественников, в том числе при армейских погонах, задерживали и по нелепым обвинениям годами держали в тюрьмах за границей? Как у нас работали сотни фондов, которые раздавали щедрые гранты, а в итоге из России вывезли самые лучшие инженерно-технические «мозги»? Как государство ни на что не влияло, а хозяйничали преступные группировки, «семибанкирщины» и коммерческие кланы. Итог всего - резкое снижение численности населения: вот чем обернулась для России временная потеря государственного суверенитета!

Возможность быть суверенными, принимать самостоятельные решения во внешней политике и защищать своих - это то, к чему мы шли много лет, через санкции и давление со стороны «западных партнеров». Поистине мы выстрадали те поправки о суверенитете, за которые будем голосовать!

Первая и, возможно, главная звучит так: «Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации Государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами), направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются».

Что дает эта поправка, поймет и ребенок. От нашей самой большой по площади в мире страны не раз в истории пытались что-то отрезать, отщипнуть, и уже ясно, что так будет и впредь. Япония еще со времен окончания Второй мировой неровно дышит к островам Курильской гряды, в Европе некоторым политикам до сих пор трудно смириться с существованием Калининградской области в составе России, а с 2014 года настоящим бельмом на глазу наших «партнеров» стал Крым. И это мы сейчас перечислили самые яркие территориальные притязания, а между тем список «хотелок» нашей земли очень длинный: Финляндия десятилетиями водит хороводы вокруг Карелии и даже крохотная Эстония по-прежнему имеет виды на часть Псковской области.

На всем этом после принятия поправок будет поставлен жирный крест.

Большая игра

Удивительно, но мы много лет живем с Конституцией, где ни разу не было даже упомянуто слово «СССР»: как будто и не было семьдесят лет на карте этой большой и могучей страны. Как так вышло? Ответ очень прост: в тот момент мир активно дербанил наследие Советского Союза, советские активы за границей дружно растаскивались и «национализировались», западные дипломаты же открыто заявляли в СМИ - никаких сверхдержав русским больше не положено, забудьте.

Российская империя, а затем и Советский Союз считались мировыми державами с собственными геополитическими интересами и веским словом в международных организациях. Постсоветскую же Россию откровенно унижали, демонстрируя, что не считают ее суверенной и способной иметь свое мнение.

С нашего молчаливого и унизительного согласия войска НАТО бомбили Белград в марте 1999-го. Несмотря на наши вялые протесты западные «партнеры» решили судьбу целого ряда арабских стран – в частности, Ирака и Ливии. О Россию демонстративно вытирали ноги, и даже героический марш-бросок наших десантников на Приштину мог не состояться – в самый разгар операции ответственные лица подверглись давлению. Кто-то со стороны зарубежных «заклятых друзей», а кто-то и со стороны излишне предприимчивых своих. Как говорят, спасла положение только принципиальность российских офицеров, что довели дело до конца.

Со всех сторон РФ окружали базы Североатлантического альянса, медленно сжимая кольцо и одновременно подогревая внутренние распри – уже давно ни для кого не секрет, что ту же Чечню расшатывали при огромной финансовой поддержке из-за рубежа.

Давайте вспомним, как преподносили в мировых СМИ конфликт в Южной Осетии: Россию, направившую войска для защиты собственных граждан, называли агрессором и сравнивали с диким медведем. И до сих пор обретшие независимость от Грузии страны в западной прессе принято называть «оккупированными Россией территориями». Но главное испытание было еще впереди.

Россия крепла и, вспомнив о своих национальных интересах, принялась восстанавливать утраченные позиции. Точкой невозврата стал Крым, который в 2014 году окончательно и бесповоротно вернулся домой.

Затем была Сирия, которой Россия оказала поддержку в борьбе с террористическими организациями – впервые за десятилетия наша страна вновь стала рулить большой политикой без оглядки на западных «партнеров». Последних это невероятно раздражает. Настолько, что антироссийская пропаганда вот уже много лет подряд занимает ведущее место в прайм-тайм зарубежных телеканалов. Нас обзывают реинкарнацией СССР и осью зла: но разве мы против?

Поправка, которая узаконивает и декларирует преемственность, звучит так: «Российская Федерация является правопреемником Союза ССР на своей территории, а также правопреемником (правопродолжателем) Союза ССР в отношении членства в международных организациях, их органах, участия в международных договорах, а также в отношении предусмотренных международными договорами обязательств и активов Союза ССР за пределами территорий Российской Федерации».

Своих не бросаем

Девяностые, первое и самое жестокое время после развала СССР, запомнились переломом во всех сферах жизни страны. Но одна вещь была просто удивительной и шокирующей для советских людей: новое, безразличное отношение государства к своим же соотечественникам. И это тоже было характерным симптомом страшной болезни - дефицита суверенитета.

Еще в конце восьмидесятых на волне националистических настроений в республиках в тогдашнюю РСФСР потянулись вереницы беженцев. Русских, украинцев и белорусов откровенно выдавливали из мест, где они прожили всю жизнь – кто-то строил ГЭС, кто-то учил детей, а кто-то боролся за здоровье дружного советского народа. По окраинам СССР прокатилась волна убийств… Кому-то, можно сказать, «повезло» - его выгнали из квартиры, но сохранили жизнь. Вот только родной стране эти люди в большинстве своем оказались не нужны.

Наших соотечественников теснили отовсюду, мы же бессильно за всем этим наблюдали. Сколько россиян пропало без вести в бывших союзных республиках, до сих пор неясно. Страна была не в силах даже подсчитать своих граждан. Но и когда завершился кровавый передел, издевательства над русскими не прекратились. В Прибалтике их занесли в категорию людей второго сорта, так называемых «неграждан».

Российских летчиков и моряков задерживали в иностранных портах и на аэродромах, их держали в плену по несколько лет, а власть была бессильна что-либо сделать. Наши попавшие в беду люди решали проблемы самостоятельно – как правило, путем рискованного побега. Унижениям, казалось, не было конца.

В то же самое время мы наблюдали за параллельной реальностью: при малейшем нарушении прав американского гражданина Соединенные Штаты были готовы дойти до вооруженного столкновения, не считаясь с государственными границами. Опасные террористы ликвидировались на территории независимых стран, не церемонились американцы и с теми, кто представлял хоть малейшую угрозу гражданам звездно-полосатой державы. Они были защищены в любой точке земного шара, куда дядя Сэм без промедления мог направить авианосец с крылатыми ракетами.

Любой американец знал с самого детства: страна вытащит его из любой передряги, даже если придется развязать войну с кучей жертв. Мы же в бессильной злобе сжимали кулаки при виде ухмылявшихся террористов, удерживавших наших людей, и понимали, что ни армия, ни милиция ничего не могут сделать.

Мы мечтали о том, что когда-нибудь вертолеты с триколором на бортах понесутся на помощь попавшим в беду россиянам. О том, что крейсеры под Андреевским флагом одним своим видом заставят обидчиков передумать… Прошли годы, и все потихоньку встало на свои места. В 2008 году по рукам получили те, кто атаковал россиян в Абхазии и Южной Осетии, потом мы защитили и приняли в состав РФ крымчан. Удивленному и недовольному миру напомнили расхожую поговорку: русские своих не бросают.

Эту истину сейчас предлагают внести и в Конституцию. Поправка звучит так: «Российская Федерация оказывает поддержку соотечественникам, проживающим за рубежом, в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов и сохранении общероссийской культурной идентичности».

Вот что означает пакет конституционных поправок о суверенитете. А в следующем номере мы расскажем о поправках, которые узаконят патриотизм: любовь к своей стране и ее истории.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру