Абордаж на изломе столетий: тверитянам рассказали, как город жил во время видеопиратства и кассет

Абордаж на изломе столетий: тверитянам рассказали, как город жил во время видеопиратства и кассет

Сегодня молодежь вбивает запросы в поисковую строку и получает бесконечное множество аудиофайлов, а умный интернет обязательно выделит, что популярно, но не обязательно то, что качественно и действительно вам понравится. Так и формируются музыкальные предпочтения современных подростков.

Ну, а в конце 80-х и в 90-е прослушивание кассет становилось целым ритуалом. Найти кассету, выменять у друга или переписать, на крайний случай купить у пиратов на рынке…  Затем сесть у магнитофона «Весна» или «Ореанда» и быть готовым к тому, что он все равно будет жевать пленку. А поэтому приготовить карандаш и лак, чтобы перематывать и клеить ее. И только потом с полным осознанием приступить к процессу! Слушали то, что могли найти у родителей и старших друзей, поэтому часто бывало, что именно их музыкальные вкусы становились первыми увлечениями молодежи.

Совершенно особое место в воспоминаниях о постсоветском периоде занимают видеокассеты. Порой вся семья собиралась для просмотра очередного американского боевика с Сильвестром Сталлоне. На экране проскакивали непонятные тени, а гнусавые переводчики-синхронисты заливались соловьем. И удивляться было нечему, ведь в торговых ларьках продавались, в основном, пиратские видеокассеты с криво прилепленными наклейками и неизвестным содержанием.

Украсть кино

Смешно, но видеопиратство — явление, с которым государство вело борьбу бессмысленную и безуспешную. Почему? Потому что за годы этой борьбы менялись носители и формат бизнеса, но он по-прежнему был одним из самых прибыльных в глобальном масштабе. До сего дня.

Если вспомнить начало 90-х, то о борьбе с пиратством речи вообще не было. Дикие времена и нравы, а у правительства тогда были более неотложные задачи. В тот период ради видеомагнитофона воры не считали зазорным залезть в квартиру. В милицейских сводках Твери подобные кражи регистрировались чуть ли не каждую неделю. И на каждом шагу работали видеосалоны, куда народ валил толпами, чтобы приобщиться к мировой киноклассике или мировой порнографии. И никто не заморачивался, урегулированы ли проблемы с правообладателями. Как в случае с фильмами, так и с аудиозаписями. В этой сфере крутились бешеные деньги. И не заработать мог только ленивый.

Достаточно яркая примета того времени – два ларька близ универмага «Тверь», разместившиеся близко к его центральному входу. Их владельцы, несущие «культуру» в массы, как раз занимались продажей видео- и аудиопродукции. Это были конкурирующие фирмы. Для привлечения покупателей они врубали модные тогда хиты на полную громкость. По типу кто кого перекричит. Забавное было зрелище, прохожие нервно вздрагивали и шарахались в сторону. Впрочем, в те времена считалось, что это цивилизованное продвижение товара…

Вспоминается, что позже, уже в начале 2000-х, ближе к реке Тьмаке за торговыми рядами Центрального рынка можно было встретить на барахолке индивидуалов, торгующих лазерными дисками. Они тогда вошли в моду, благодаря тому, что вмещали большой объем записанной продукции. Конечно же, диски были тоже пиратскими, в народе фильмы, записанные на них, называли «экранки» - то есть экранные копии. Здесь могли предложить практически все и на любой вкус, но качество умиляло. Качество, конечно, зависело от съемки. Как проходил процесс?

Новые фильмы, выходящие в прокат, записывались на видеокамеру прямо в зале кинотеатра. Воровались, одним словом. При просмотре дисков можно было услышать чей-то посторонний кашель, увидеть странные тени на экране по ходу сюжета фильма. Вся прелесть была в том, чтобы украсть его еще до появления на лицензионных носителях. Все делалось довольно просто. Группа товарищей покупала места в кинотеатре в трех рядах, группируясь по двое вокруг оператора, который ставил камеру на подлокотник. А иногда за деньги договаривались с механиком и снимали прямо из будки. И в Твери подобными съемками не брезговали. Однажды мы с другом даже в одном крупном тверском кинотеатре стал свидетелями подобной «тусовки».

Впрочем, мы отвлеклись. На тверской барахолке на заре тысячелетия как раз пиратской продукции было завались. Меня всегда радостно встречал дядя Вася, весьма колоритная личность. Всегда взлохмаченные волосы и чуть-чуть навеселе. Он доставал из объемной сумки пару кассет и говорил всегда одну и ту же фразу: «Чего желаем посмотреть, молодой человек, фильмы про девочек или боевичок?». Цены у него были гораздо ниже (раза в четыре), чем в магазине, где продавался лицензионный товар. И люди охотно брали, ведь, по большому счету, это была чуть ли не халява. Потом дядя Вася куда-то исчез.

Вне закона

Если вспомнить, то страна начала прозревать, что огромные деньги идут мимо госказны, где-то в конце 90-х. С 1 января 1997 года вступил в силу новый Уголовный кодекс РФ, в котором видеопиратство было поставлено вне закона. Правительство захотело показать миру цивилизованность и уважение к правам интеллектуальной собственности. Тогда только в столице России действовало не менее 500 подпольных студий. Боролись с ними по-разному. Одной из первых акций кампании... стали публикации в газетах с разъяснением того, что качество продукции видеопиратов уступает лицензионным кассетам. Детский лепет, об этом и так знали все.

Более эффективными оказались рейды по рынкам, на которых сбывалась «левая» продукция, в первую очередь по знаменитой «Горбушке», ставшей всероссийским центром пиратства, а также по Митинскому радиорынку. Но, похоже, что борьба с пиратами была выгодна всем, кроме покупателей, так как, например, практически сразу почему-то исчезла из продажи классика европейского кино. Пойманные же пираты просто становились дилерами крупных видеокомпаний, которые уже появились к этому времени. Качество копий при официальном статусе отнюдь не повышался, ведь все записывалось и перезаписывалось на той же изношенной аппаратуре.

Кстати, рейды проводились в основном в Москве. В Твери, например, о защите авторских прав имелось весьма смутное представление: на 10% легальных кассет приходилось 90% пиратских. Иными словами, что бы ни предпринимали борцы с контрафактом, изощренные пираты все обращали в свою пользу. О борьбе говорили цинично: просто идет передел рынка, и крупные игроки расчищают поле от мелкоты.

Порой доходило до абсурда. Так, например, в списках подозреваемых в нелегальном производстве аудио- и видеопродукции в МВД числились два столичных предприятия, расположенные на площадях, принадлежащих федеральным министерствам. И все официально, не подкопаешься.

Танками по контрафакту

Более жестко правоохранительные органы стали действовать гораздо позже. На раскачку понадобились годы. Да и тут не прослеживалось системности, происходящее больше было похоже показуху. Так, например, в Подмосковье в 2004 году была уничтожена пиратская продукция на 1,5 миллиона долларов. СМИ так и назвали действо – очередная акция. Впрочем, специалисты утверждали, что борьба с пиратами начинала давать результаты. Мол, воровать интеллектуальную собственность в России становится опасно.

Место действия для акции можно назвать весьма символичным. Все происходило на Военно-технической кинобазе Мосфильма в подмосковном Алабино. А решение суда приводили в исполнение два танка: немецкий «Тигр» и советский «Т-34». Что ж, кино едва ли не больше других страдало от пиратов. Под гусеницами танков тогда исчезли контрафактные кассеты и видеодиски формата DVD с фильмами «Всадник по имени Смерть», «Ночной дозор», «Антикиллер», «Водитель для Веры», «Человек-паук»… Всего более 600 тысяч кассет, дисков разных контрафактных наименований - аудио, видео, программное обеспечение и т.д. Это была совместная акция Главного управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД России и УБЭП Москвы.

Олег Гусаченко, зам. начальника 9 отдела УБЭП ГУВД Москвы тогда поделился с журналистами: «В последний год эта продукция приобрела наибольший размах, большие объемы. Наверное, это связано с тем, что люди покупают DVD, а на DVD можно записать несколько фильмов». Он был прав, за легальный диск с зарубежным фильмом в то время нужно было выложить почти 900 рублей. DVD с российским блокбастером «Ночной дозор», например, стоил 300 рублей, а пиратский диск - от 100 до 150. И пиратский рынок был способен поглотить все сколько-нибудь успешные фильмы – как российские, так и иностранные.

«Сказочный» заводик

Для Твери особенно памятен 2012-й год. Московские полицейские обнаружили у нас аж целый завод по производству контрафактных дисков. В трехдневной спецоперации было задействовано 300 сотрудников столичной полиции. Тверских коллег москвичи к делу не подключали. Как говорится, береженого бог бережет. Чтобы информация не «протекла». А заводик, оказывается, снабжал контрафактом всю Россию и в придачу ближайшие страны зарубежья – Украину и Белоруссию. Он располагался недалеко от администрации Московского района Твери, в одном из полуразрушенных цехов «Химволокна».

Пираты здесь действительно лихо развернулись. 11 линий по производству DVD, три линии по производству СD и семь принтеров для нанесения изображения на контрафактные диски.

- Производство было оборудовано пресс-формами, контрафактными матрицами и зеркалами, являющимися основными компонентами для производства данного рода продукции. Впервые оперативникам удалось найти архив пиратов из более чем 8 тысяч матриц для производства контрафактных дисков, - сообщила тогда журналистам руководитель пресс-службы Управления экономической безопасности и противодействия коррупции Главного управления МВД России по городу Москве Ирина Волк.

Цифры оборотистых дельцов тоже впечатляли. Производительность линий составляла более 300 тысяч дисков в сутки. А ежедневный оборот пиратов доходил до 36 миллионов рублей (!). Ущерб, нанесенный правообладателям, составил более 50 миллиардов рублей.

Кстати, еще было обнаружено более 1 миллиона контрафактной DVD-продукции, подготовленной для реализации на территории РФ. А во время самой операции перехвачен грузовик, который вез в Москву «пиратскую» продукцию. Там оказалось более 44 тысяч единиц контрафактных DVD, изготовленных на производственных линиях в Твери. Короче, прославились мы на всю страну. Без крутых покровителей ясно тут не обошлось. И крыша должна была быть серьезной, не иначе как из той же столицы.

Были в том же 2012-м «штрафники» и помельче. Так, например, Московский районный суд Твери приговорил одного предпринимателя за торговлю контрафактными DVD к двум годам лишения свободы условно и штрафу в 100 тысяч рублей. Ущерб правообладателей оценивался в сумму более четырех миллионов рублей. Это касалось магазинов «Максимус», где у части DVD и Blu-ray дисков отсутствовала лицензия. Все выяснилось при контрольных закупках.

Сегодня видеокассеты и диски выглядят уже архаикой: видеоконтент качается из интернета, с «торрентов». Боремся теперь с ними. Здесь пираты слеплены уже из другого теста. Найти их во всемирной паутине и предъявить обвинение крайне сложно. А суть все та же. Повсеместное распространение недорогих видеокассет, доступных каждому, породило чудовищный по величине пиратский рынок, с наследием которого не могут справиться до сих пор. Помните хрестоматийного пирата Флинта и его попугая, который все время кричал: «Пиастры, пиастры….»? Вот-вот, все дело в легких деньгах и спекуляции на вкусах обывателя.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру