«Ползать, пресмыкаться, косить по сторонам, как заяц, недостойно ни мужчины, ни женщины. Жив ты или мертв – не имеет значения. Важно – ради чего ты живешь и ради чего готов умереть». Эти слова были девизом всемирно известного епископа Антония Сурожского. И тысяч наших соотечественников – участников Великой Отечественной войны.
20-летние парни ложились грудью на амбразуры дзотов, врывались во вражеские траншеи со штыком и криком «Ура!», били врага до последнего, когда вместо тела уже – кровавое месиво.
Среди таких героев есть уроженцы Верхневолжья. Они жили с нами на одной земле, с кем-то - на одной улице или в том же самом доме. Жили «с дерзновением, сплеча, со всей убежденностью, на свой риск».
Главный танк Калинина
Подвиг 28-летнего советского офицера, танкиста Степана Горобца известен далеко за пределами Верхневолжья. В оборонительных боях за Калинин танк Т-34 под его командованием проехал через занятый фашистами город, разбивая противника в пух и прах. Он крушил врага, как герой самого крутого блокбастера.
Под управлением Горобца танк смял колонну машин с гитлеровской пехотой, ворвался на немецкий аэродром (он располагался на месте нынешнего микрорайона «Южный»), раздавил здесь два фашистских самолета и поджег цистерну с топливом.
На улице Лермонтова Т-34 расстрелял колонну вражеских мотоциклистов, а во Дворе Пролетарки уничтожил противотанковую пушку противника. В центре города под гусеницами боевой машины оказалась немецкая автоколонна. Подгоняемые пулеметными очередями гитлеровцы дали стрекача.
Напоследок около горсада экипаж Горобца протаранил фашистский «Панзер», обстрелял фугасами немецкий штаб, который располагался в здании нынешней городской администрации, и уничтожил дальнобойную батарею на улице Вагжанова.
После столь эффектного выступления помятый закопченный, но целый Т-34 пересек линию фронта и вернулся к своим – красноармейцы расположились у поселка Элеватор.
Подобный случай стал единственным за всю историю Великой Отечественной войны.
Младший лейтенант Степан Горобец погиб спустя полгода в сражении у села Петелино Ржевского района. Экипаж его танка уничтожил 3 пушки, более 20 пулеметных точек и 12 минометов врага. Этот бой оказался для отважного офицера последним.
Степан Христофорович Горобец пал смертью храбрых и удостоился звания «Героя Советского Союза».
Любимец полка
23-летний Саша Иванов из деревни Паршино под Торопцем закрыл своим телом амбразуру пулеметного дзота, обеспечив победу подразделения нашей армии.
Это произошло в 1945 году в бою за польский город Шургаст. Продвижению солдат мешал дзот, из которого немцы вели огонь. Младший лейтенант Иванов «незаметно подкрался к убежищу врага и лег на амбразуру».
Ценой своей жизни он проложил путь нашей пехоте. Задача была выполнена, батальон ворвался в город. А парень из тверской глубинки стал Александром Ивановичем Ивановым - Героем Советского Союза посмертно.
Вот строки из «Наградного листа»:
«Младший лейтенант Иванов показал себя мужественным и смелым. Неоднократно личным примером увлекал бойцов на штурм врага. Своим бесстрашием заслужил высокий авторитет среди всего личного состава и являлся любимцем батальона и полка», - гласит пожелтевший от времени документ с печатью 811-го стрелкового полка.
Один в поле воин
25-летний Георгий Кельпш из Лесного района погиб смертью Героя в феврале 1945 года. Во время сражения за освобождение Польши наш расчет оказался в окружении врага. На советских солдат вышли восемь танков, полк пехоты и артиллерийская батарея.
Из «Наградного листа»: «Попав под перекрестный огонь, наши батареи потеряли весь офицерский состав и три орудия. В эту трудную минуту командование на себя взял сержант Кельпш. В рукопашной схватке он отбросил немецких автоматчиков».
И стал бомбить врага из пушки, уничтожив с 250-метровой дистанции головной танк противника. Когда его орудие было вдребезги разбито немцами, трижды раненый Георгий Кельпш продолжил в упор стрелять по врагу из автомата. Истекая кровью, теряя сознание. До последней секунды.
В этом бою он уничтожил один танк, два противотанковых орудия, два станковых пулемета и 62 солдата противника.
Георгий Францевич Кельпш сорвал контратаку врага, дал возможность нашим частям продвинуться вперед и получил звание Героя Советского Союза.
Удар винтом
Женя Пичугин к 20 годам уже был профессиональным летчиком и сбивал вражеские самолеты в небе над Москвой, Ярославлем, Ржевом и Калинином. Парень совершил более 80 боевых вылетов.
В марте 1942 года лейтенант Евгений Пичугин дежурил на Мигаловском аэродроме. Вылетев по сигналу тревоги на перехват самолетов противника, он наткнулся в воздухе на группу из 8 бомбардировщиков Ju-88 и 4 истребителей Me-109.
Летчик пошел в атаку со стороны солнца и сбил «юнкерс». Остальные Ju-88 сбросили бомбы и повернули было назад, однако поняв, что их атакует всего один самолет, сомкнули строй и открыли огонь.
Завязался неравный бой. Пичугин оказался в хвосте одного из «мессершмиттов». Летчик нажал на гашетку, но выстрелов не последовало. Тогда он подлетел к врагу вплотную и нанес удар винтом по хвостовому оперению и фюзеляжу. А сам выпрыгнул из самолета с парашютом, но один из противников расстрелял его в воздухе.
Звание Героя Советского Союза присвоено Евгению Ивановичу Пичугину «за мужество и героизм».
Настоящая партизанка
Имя Лизы Чайкиной в Твери носят музей и прогулочный катер. Уроженка деревни Руно Пеновского района возглавляла подпольную организацию молодежи и была активной участницей партизанского отряда, действовавшего в нашей области.
В ноябре 1941 года 23-летнюю девушку отправили в Пено для разведки численности вражеского гарнизона. По пути ее перехватили немцы, но даже
под пытками она отказалась выдать местонахождение своих соратников. Фашисты расстреляли ее.
Подвигу Чайкиной посвящены стихотворения, роман и даже поэма для симфонического оркестра. Президиум Верховного Совета посчитал Елизавету Ивановну Чайкину достойной звания Героя Советского Союза.
Бросился, ворвался, захватил
19-летний Ваня Куликов из деревни Пронино Краснохолмского района воевал на передовой под Ленинградом. Погиб в 1944 году в боях за село Койрово у Черной речки.
«Наградной лист» гласит:
«С началом атаки товарищ Куликов во главе своего отделения бросился вперед и с криком «Ура!» ворвался во вражеские траншеи, где штыком и гранатой уничтожил 16 фашистов. Очистив траншеи от противника, товарищ Куликов один из первых бросился вперед, преследуя врага. В этот же день его отделение захватило минометную батарею».
В документе указано, что в бою у Черной речки продвижению роты мешал вражеский дзот:
«Средств для уничтожения дзота не было, и товарищ Куликов умелым обходом бросился на него, закрыв амбразуру своим телом и обеспечив успех роты».
В 19 лет Куликов Иван Николаевич стал Героем Советского Союза посмертно.
«Метким огнем разил фашистов»
Уроженец Твери Вячеслав Ефимов закончил школу №7 (сейчас это 6-я гимназия), учился в Калининском машиностроительном техникуме. В 18 лет добровольно пошел на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. Погиб во вражеском тылу в Смоленской области спустя два года.
В составе группы гвардейцев Вячеслав Ефимов попал в окружение более тысячи немецких солдат и офицеров:
«Младший сержант Ефимов занял оборону и метким огнем разил фашистов, несколько раз бросавшихся в атаку. Видя упорство и настойчивость гвардейцев, фашисты через рупор начали агитировать их сдаться в плен, доказывая нецелесообразность сопротивления. В ответ на это прозвучал голос командира «Гвардия в плен не сдается!» и вся группа, дружно открыв огонь из автоматов, отбросила немцев. Тогда фашисты открыли ураганный огонь, подавив сопротивление группы. Два часа младший сержант Ефимов сдерживал натиск в 100 раз превышающих сил немцев, уничтожив десятки фашистов, после чего погиб смертью Героя», - говорится в «Наградном листе».
Далее в документе описывается, как «озверелые фашисты, найдя горстку гвардейцев убитыми, от злости начали издеваться над трупами, исколов их штыками, выколов глаза».
Однако, признавая героизм этих людей, немецкий офицер приказал местному населению похоронить гвардейцев как героев.
Звания Героев Советского Союза были удостоены Вячеслав Ефимов и пять остальных участников этого боя.