В Твери рассказали, как дети, их родители и учителя проживают период самоизоляции

Уполномоченный по правам ребенка в Тверской области рассказывает о том, как дети, их родители и учителя проживают период самоизоляции.

Пандемия еще не закончилась, школы и детские сады закрыты, но уже можно подводить итоги минувших двух месяцев, анализировать их отрицательные и положительные стороны

Пандемия еще не закончилась, школы и детские сады закрыты, но уже можно подводить итоги минувших двух месяцев, анализировать их отрицательные и положительные стороны. Чтобы узнать, как эта ситуация сказалась на системе образования в нашем регионе, мы обратились к детскому омбудсмену Ларисе Мосолыгиной.

– Лариса Анатольевна, с какими проблемами вам приходится сейчас чаще всего сталкиваться? Наверное, работы у вас прибавилось?

– Не скажу, что значительно прибавилось, просто поменялся характер обращений. Если раньше возникало много вопросов, касающихся межличностных отношений в школе и детском саду, то сейчас, в силу того что дети находятся дома, этой темы в повестке дня вообще нет. Зато стало больше обращений, связанных с новыми мерами социальной поддержки. Много вопросов поступает от опекунов и усыновителей. Это вызвано тем, что длительное время не работали суды и поэтому не решались дела по ограничению прав родителей или усыновлению ребенка.

– Наверное, одна из центральных тем сегодня: образование в условиях пандемии?

– Да, много вопросов обусловлено новым подходом к обучению. Многие школы вовсю использовали дистанционные формы работы, включая вебинары, обучающие фильмы, презентации и лекции, которые создавались или самими педагогами, или с привлечением сторонних ресурсов. Но некоторые учителя пошли по пути наименьшего сопротивления: они просто выдавали ребятам задания. Ученики должны были самостоятельно изучить тему, выполнить упражнения, а потом прислать их на проверку. Конечно, у многих родителей это вызывало недоумение: кто несет ответственность за качество обучения ребенка? Специфика организации образования последних двух месяцев проявлялась и в том, что родителям порой приходилось помогать своим детям.

– В трудной ситуации оказались и учителя, дети, и родители. Но сейчас огорчает даже не то, что некоторые семьи не обладают необходимыми техническими возможностями, а разговоры о переводе образования на дистанционное обучение.

– Такие опасения у родителей есть, но министр просвещения РФ заверил, что по окончании пандемии дети вернутся в школы и детсады, к нормальным условиям обучения. Что касается технической оснащенности процесса, надо заметить, что, так или иначе, все трудности преодолевались. Все дети учились.

У каждой медали есть две стороны, и благодаря этой ситуации мы поняли, что к неожиданным поворотам жизни общества надо быть готовыми. Как говорится, не было счастья, да несчастье помогло: эта ситуация помогла увидеть слабые места. Специалисты утвердились в мысли, что следует создавать определенные стандарты дистанционного обучения. И такая работа на законодательном уровне уже ведется. Кроме того, полученный опыт можно и нужно использовать в обычных ситуациях. Так, например, уроки онлайн нужны тем, кто по причине заболевания не может посещать школу. Эти технологии, получив хорошую обкатку «в боевых условиях», помогут ребятам не отрываться от коллектива, быть на связи с педагогом.

– Получается, пандемия в чем-то помогла?

– Я считаю, что любой новый опыт, даже не самый приятный, – это всегда хорошо: он позволяет раздвинуть границы нашего мировоззрения и возможностей. Мы и раньше понимали, что дети растут в цифровом мире, у них по-другому устроено восприятие действительности и они технически более подкованы, чем их родители. И они это подтвердили, новый формат обучения они освоили достаточно быстро, не возникало вопросов, как подключиться к определенным платформам, как связаться с педагогом. Дети за этот период устали от компьютера, и это тоже хорошо! Когда закончатся предупредительные меры, они с куда большей, нежели по пандемии, охотой пойдут гулять во двор, играть в футбол, общаться с друзьями офлайн.

Положительная сторона цифровизации для взрослых проявилась в переходе многих учреждений на дистанционный формат работы. Для тех случаев, когда требуются оригиналы документов, у входа в организации поставлены боксы для их приема. Таким образом, необходимость личного присутствия, ожидания в очередях отпадает, и это не только значительно упрощает жизнь граждан, но и делает работу государственных органов более оперативной и эффективной.

Родитель, воспитай себя сам!

– За период самоизоляции стало больше случаев семейного насилия со стороны родителей?

– Как ни странно, нет. Факты, которыми я располагаю, свидетельствуют о том, что агрессия не только не возросла, но даже снизилась – несмотря на то, что люди живут в непростых условиях.

– Но дети зависимы от родителей, в том числе в эмоциональном отношении. И если в семье высокий градус тревожности, это скажется на них сильнее, чем на взрослых.

– На самом деле, психика детей более мобильная, быстро обновляемая. Подобные переживания в юном возрасте переносятся куда спокойнее, чем в зрелом. Ребенок, действительно, зависит от настроения взрослых, и чем спокойнее обстановка в семье, тем ему лучше – он чувствует, что он под защитой, что мир контролируем. Сложно в период именно информационной пандемии удержать рассудок на месте, но это возможно. Надо помнить, что дети смотрят на нас. Не стоит заранее и беспочвенно переживать. Что бы ни случилось, никто не останется без поддержки. Предусмотрены все возможные ситуации. Когда в семье наличие коронавируса подозревали у одинокой мамы, ее вместе с детьми поместили для обследования в бокс, семью не разлучили. Беременные женщины беспокоятся, в каких условиях ждать появления ребенка на свет. На этот счет тоже разработана маршрутизация пациенток, максимально гарантирующая безопасность будущим мамам и их малышам.

– Сегодня можно говорить, что мы прошли этот путь без больших потерь?

– Думаю, да, причем проходим, приобретая большой опыт в разных сферах. Например, опыт нового формата взаимодействия педагогов и родителей, которым приходилось быть постоянно на связи, что подразумевает достаточно напряженную взаимовежливую конструкцию. Многие педагоги, чего скрывать, подошли к этой ситуации технически и информационно неготовыми. Скидку на возраст сейчас уже никто не делал. Если раньше учительница могла сказать: «Я не умею, какой там интернет!», то теперь много новых навыков освоила и в дальнейшем будет использовать. И это тоже бесценный опыт. Учитель ведь не только учит, но и сам все время учится.

Фото: Yandex Zen - Яндекс

Последний звонок онлайн

– Как осуществлялся режим самоизоляции в детских домах?

– Они закрыты для посещения всех посторонних людей, в том числе потенциальных опекунов, приемных родителей и родственников. Контакты с внешним миром минимизированы. Приходящий медперсонал и воспитатели принимают все необходимые санитарно-эпидемиологические меры.

– Будут ли летние загородные лагеря принимать детей?

– Загородные лагеря к открытию готовы, но по рекомендации Министерства просвещения РФ и Роспотребнадзора должны открыться примерно первого июля. Все будет зависеть от эпидемиологической ситуации в регионе.

– Вопросы по предстоящим школьным экзаменам решены?

– Да, ЕГЭ будут сдаваться в сокращенном виде в более поздние сроки. ОГЭ полностью отменили, и это очень правильное решение, к которому надо было прийти раньше. Экзамены в девятом классе никак не отражаются на поступлении ребенка в колледж, поскольку зачисление производится на основании конкурса аттестатов. Конечно, жаль, что выпускники будут лишены и праздника последнего звонка, и выпускного вечера. Ребят это очень расстраивает – ведь они так ждали этого дня, готовились к нему. Это значительные и памятные события в жизни каждого человека. Предлагаемый онлайн-формат выпускных, конечно, не сможет заменить полноценное торжество. Но зато, во-первых, нынешние выпускники станут своего рода уникумами, первыми и, надеюсь, последними, кому досталось вот такое непростое испытание, о чем тоже можно будет вспомнить спустя годы, а во-вторых, многие склоняются к тому, чтобы выпускные для ребят все же провести, только чуть позже.

– Конкурс в тверских вузах остается прежним?

– Федеральные власти рассматривают вопрос увеличения бюджетных мест в региональных вузах. Контрольные цифры приема были утверждены осенью прошлого года, сейчас должны вноситься изменения в нормативные документы. Сказать, на какие специальности добавят места и сколько, сейчас очень сложно.

– Как вы думаете, что нас ждет в ближайшее время? Пойдут дети в школу первого сентября?

– Я в это верю и на это рассчитываю. Цифры по заболеваемости и выздоровлению становятся все более оптимистичными. За лето ситуация переломится в лучшую сторону, и первого сентября дети пойдут в школу. И будет у них и праздник знаний, и школьная линейка, и первый звонок, и букеты цветов, и знакомство с первой учительницей – все как положено.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №22 от 27 мая 2020

Заголовок в газете: Лариса Мосолыгина: «У тверских детей будет праздник знаний»