Герои тверских улицы: чьи фамилии написаны на стенах наших домов

Герои тверских улицы: чьи фамилии написаны на стенах наших домов
Улица Пичугина

«МК в Твери» вновь приглашает читателей пройти по уголкам Твери, вошедшим в проект «Улицы Победы». Напомним, в рамках этой акции в столице Верхневолжья отремонтируют 9 улиц, названных именами героев Великой Отечественной войны. Сегодня мы расскажем о Евгении Пичугине и Михаиле Громове.

Улица без имени

На территории, где сейчас расположена улица Пичугина, тверитяне начали обживаться полтора столетия назад. Как пишет краевед Константин Литвицкий, участок от 2-й Переволоцкой до 1-й Переволоцкой появился в 1860 году как граница жилой застройки-поселка при ткацкой фабрике «Переволоцкая мануфактура». Здесь, на западной стороне, располагались частные домики рабочих. А названия этот уголок города не имел. Просто — рабочая окраина.

В начале XX века начали осваивать и восточную сторону. В 1910 году построили «желтиковские» военные бараки. Напомним, совсем рядом, на въезде в Тверь со стороны Старицы, находился тогда Желтиков монастырь, один из древнейших в Верхневолжье, основанный в XIV веке и практически уничтоженный в XX.

Дважды переименованная

Между казармами и частной застройкой образовалась улица, которую назвали 3-й Желтиковской. А в 1930 году она была переименована в 3-ю Республиканскую. Строительство тем временем продолжалось: именно на 3-й Республиканской появилось первое общежитие политеха (тогда это был Торфяной институт), на тот момент — в деревянном двухэтажном доме. Желтиковские бараки снесли, а вместо них выросли кирпичные четырехэтажки, в которых жили преимущественно военнослужащие. Улица давно уже перестала быть окраиной города, «зарастала» многоквартирными домами. Здесь появились больница, школа, сад, сквер. Имя Евгения Пичугина бывшей 3-й Республиканской улице было присвоено в 1968 году.

Первый вылет – 22 июня

Евгений Пичугин родился в Рязани, вырос во Владимире, а на тверскую землю его привела служба. После окончания авиационного училища младший лейтенант Пичугин, которому еще не исполнилось и 20 лет, был направлен служить в Ржев. Здесь его война и застала. Свой первый вылет Евгений совершил в первый

день войны, 22 июня 1941 года. Истребительный авиационный полк, в котором служил Евгений, обеспечивал с воздуха безопасность железнодорожных узлов Ржева, Торжка и Калинина. Долетали и до Ярославля, охраняли подступы к Москве. В Ржеве Евгений был ранен, но, едва оправившись, вернулся в небо. К марту

1942 года на его счету уже было 82 боевых вылета.

Со стороны солнца

19 марта поступил очередной сигнал тревоги: к Калинину направляется группа вражеских самолетов. Полк к тому моменту базировался на аэродроме Мигалово в Калинине. Евгений поднял свой «ястребок» в небо. Силы противника оказались превосходящими: 8 бомбардировщиков шли под прикрытием четырех истребителей. Пичугин решил атаковать, несмотря на явный перевес в сторону немцев. Рассудил, что, если зайдет со стороны солнца, какое-то время останется невидимым для врага.

Расчет оказался верен: прежде чем противник опомнился, Евгений сбил один «юнкерс». Остальные сбросили бомбы куда придется и стали удирать.

Дальше сведения донесений и воспоминания однополчан снова расходятся. По одной из версий, «юнкерсы» поняли, что их атаковал всего один самолет, вернулись, сомкнули строй и открыли огонь. По другой - они отступили. Но над Мигалово появился еще один самолет: многоцелевой двухмоторный тяжелый истребитель Ме-110, вражеский разведчик.

Упал во Двор Пролетарки

Евгений, который уже возвращался с задания, заметил разведчика и снова рванулся в бой. Хотя боеприпасы были практически растрачены на «юнкерсов». Советский летчик подошел к противнику вплотную и нанес удар винтом по хвостовому оперению и фюзеляжу. Вражеский самолет рухнул, но «ястребок» Евгения тоже был серьезно поврежден. Евгений успел покинуть борт и раскрыть парашют. Однако гитлеровцы заметили отделившуюся от самолета точку и дали очередь по смельчаку. Парашют с убитым летчиком упал на землю во Дворе Пролетарки, неподалеку от здания шелкоткацкой фабрики. Там теперь установлена мемориальная доска в память Евгения Пичугина.

В 1943 году лейтенанту Евгению Ивановичу Пичугину присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. Он похоронен в братской могиле на берегу Волги, в Мигалово.

Что здесь теперь?

По улице Евгения Пичугина приятно пройтись пешком. Во-первых, дорога выводит на берег Волги, откуда открывается красивый вид. Во-вторых, на всем ее протяжении радует глаз тенистая аллея: с добротно сделанными скамейками, с качелями и горками для детей. Ну и в третьих, здесь очень симпатичные дома, построенные сравнительно недавно.

Безумие в небе

Еще один наш герой - Михаил Михайлович Громов. Он родился в Твери в 1899 году и начал военную карьеру еще в царской России, успешно поступив в Императорское высшее техническое училище.

Затем – летная школа. Заслуженный летчик вспоминает о первых днях в небе: «После девяти полетов я чувствовал себя «королем воздуха» и проделывал на подъеме виражи с большим креном, а спирали делал не иначе как с креном до 60 градусов. Оглядываясь назад, могу уверенно сказать, что это было форменным безумием. Сейчас даже трудно объяснить, как я остался в живых…».

Экзамен в летной школе он сдал в 1917 году. Начиналась новая эпоха и Гражданская война.

Первый прыжок из штопора

Михаил Громов служил летчиком 29-го разведывательного авиаотряда на Восточном фронте. Обучал курсантов в летной школе, а в 1923 году ему доверили экстренную подготовку нескольких групп пилотов.

С 1924 года Михаил Громов занялся испытаниями новых моделей самолетов. Это он впервые поднял в небо У-2, И-3, И-4, И-4бис, АНТ-14, АНТ-20, «морского разведчика» МР-1, ряд тяжелых бомбардировщиков и

практически все самолеты ОКБ Туполева. Андрей Туполев отзывался о Михаиле Громове как о лучшем из испытателей и говорил, что доверяет ему, как никому другому.

Громов разрабатывал методики ночных и слепых (вне видимости земли) полетов. И впервые в стране совершил вынужденный прыжок с парашютом с самолета, ушедшего в штопор. Позже этот прием спасет не одну жизнь во время войны.

Михаил Громов. Википедия

75 часов без посадки

Кстати, звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина Михаилу Громову присвоили именно как летчику-испытателю еще до войны – в 1934 году. За поставленный мировой рекорд (перелет на расстояние

12 411 километров в течение 75 часов без посадки).

В войну Громов принял командование 31-й авиадивизией Калининского фронта. Его летчики вели бои в ржевском небе, прикрывали с воздуха только что освобожденный Калинин, обороняли город Белый. Под руководством

Громова советские пилоты совершили 6978 вылетов, провели 203 воздушных боя, сбили в воздухе и уничтожили на аэродромах 220 самолетов противника.

Затем Михаил Громов командовал воздушными армиями Калининского и Белорусского фронтов. Соединения под его началом участвовали во многих операциях.

Уроки катапультирования

В 1944 году наш знаменитый земляк был назначен начальником Главного управления боевой подготовки фронтовой авиации ВВС. Одной из задач, которую Громов тогда решил, стало как раз предотвращение гибели летчиков, попавших в перевернутый штопор. Уж он-то знал, как из штопора выходить (или удачно катапультироваться).

После войны Михаил Громов руководил управлением летной службы Министерства авиационной промышленности СССР. Много внимания уделял научным вопросам безопасности полетов (собственно, он был одним из инициаторов создания в 1941 году Летно-исследовательского института и стал первым его руководителем). Написал несколько книг, рассказывающих об истории авиации и об особенностях профессии летчика.

Труд пилота исключительно сложен, он требует от человека огромной выдержки и самообладания, физической выносливости, разностороннего развития, прекрасного знания авиации, географии, метеорологии,

математики (и не только средней). Никогда на земле человеку не приходится вести такую напряженную и сложную работу, как пилоту в воздухе, — такое напутствие давал заслуженный летчик будущим покорителям неба.

Михаил Михайлович прожил 85 лет. Кстати, а вы знали, что генерал-полковник был не только выдающимся летчиком, но и чемпионом СССР по тяжелой атлетике? Он завоевал это звание в молодости. Но еще в 1960 году

руководил подготовкой нашей сборной к Олимпийским играм в Риме – в возрасте 60 лет.

Закрытая и безымянная

Именем Михаила Громова в 1986 назвали центральную улицу поселка Мигалово. Когда-то здесь была лесная дорога от Калинина до села Мигалово. Но в 1930 годах село снесли, жителей переселили, а на этом месте построили закрытый военный городок при аэродроме. И дорога приобрела новый статус. Стала расширяться, обрастать учреждениями, казармами и домами. Называлась она тогда Центральная, и все важные для жителей «ведомства», от почты до ЖЭУ, находились здесь. Не говоря уже про здание штаба.

Впрочем, название «Центральная» официально не зафиксировано: так ее сами летчики прозвали, а на карте города улица пока что оставалась безымянной. Хотя поселок Мигалово уже был включен в городскую черту.

До восьмидесятых годов прошлого века поселок оставался закрытым. Хотя в 1950-60 годах здесь началось активное строительство, в микрорайоне летчиков появились пятиэтажки (уже не «казарменного» типа, а считавшиеся комфортабельными по тем временам «хрущевки»), сады, школы, уютные дворы.

В 80-е годы поселок открыли для доступа граждан, теперь поселиться здесь мог любой желающий. А в 1986 году, как уже было сказано выше, центральная улица обрела имя Героя Советского Союза Михаила Громова.

Что сейчас

Первое, что бросается в глаза сразу у дороги, – необычная сосна. Ее развилка как наблюдательный пункт. Подойдя поближе, обнаруживаешь за стеной деревьев памятник, представляющий собой уменьшенную копию легендарного монумента Воину-освободителю в Трептов-парке. Разумеется, на улице Громова установлен и памятник Громову. Это бюст на территории школы, он открыт в 2017 году, к 80-летию знаменитого рекордного беспосадочного перелета.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру